Игры слуха в развитии ребенка

Мария Василика
Игры для развития слухового восприятия.

Дидактическая игра «Где гремит?»

Цель: Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка.

Описание: Логопед демонстрирует картинку, показывает и называет изображение, а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: — где папа? Покажи, где мама?» И т. п.

Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать и показать, где прогремела погремушка.

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Дидактическая игра «Что звучит?» Цели. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек. Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка, собачка-пищалка, ширма. Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и назвать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы — погремушка, а у Кати — собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке. Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.

Упражнение «Погреми так же».

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. Оборудование. Погремушки для всех детей.

Описание. Логопед достает уже знакомую детям погремушку и гремит ею в

разных ритмах.

Логопед объясняет, что погремушка гремит по-разному: долго и недолго. После этого детям раздаются погремушки. Логопед просит детей греметь погремушками так же, как он.

Упражнение «Где звучит?»

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Игрушка-пищалка.

Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку — птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПКИ».

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, пополнение словаря числительным один и наречием много.

Оборудование. По две предметные картинки на каждого ребенка, на одной картинке — рубашка с одной пуговицей, на другой — с шестью пуговицами

Описание. Логопед раздает детям картинки и обращает их внимание на то, что рубашки одинаковые, только на первой рубашке одна пуговица, а на второй рубашке — много. Далее логопед объясняет, что он будет хлопать в ладоши, а дети должны показать картинку: если хлопнет один раз, нужно показать рубашку с одной пуговицей, если хлопнет много раз, надо показать ту рубашку, на которой много пуговиц.

Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДНИМИ КАРТИНКУ».

Цели. Формирование фонематических представлений, обучение различению гласных [а], [у]. Развитие зрительного внимания.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями паровоза и куклы (по числу детей).

Описание. Логопед показывает детям картинки и предлагает вспомнить, как гудит паровоз (У-у-у, как плачет кукла (А-а-а). Затем все дети получают по паре аналогичных картинок, логопед произносит поочередно звуки [а], [у], а дети поднимают соответствующие картинки.

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цели. Развитие внимания к неречевым звукам. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких звуков.

Оборудование. Предметные картинки по числу детей с изображениями колокольчика, барабана, часов, дудочки. Небольшая ширма,

Описание. Логопед демонстрирует детям картинки и предлагает сначала показать. а потом назвать нарисованные предметы. Затем предлагает детям послушать:. какие тихие голоса у колокольчика и часов, какие громкие — у барабана и дудочки. Далее логопед экранирует рот ширмой и произносит тихие и громкие и. а дети поднимают соответствующие картинки.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка — с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку

Источник

Галина Караваева
Игры для развития у детей фонематического слуха

«Глазки закрывай, что звучит, отгадай?»

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

«Где звенит колокольчик?»

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, что делать?»

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

«Угадай, кто сказал?»

Цель. Учить детей различать высоту голоса.

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

«Далеко или близко»

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

«Прогулка»

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» — /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» — Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

«Так ли это звучит?»

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

«Соедини правильно»

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

«Звуковые часы»

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

кит-кот

усы осы

ком-сом

дом-дым

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

«Хлопни в ладоши, если я ошибусь»

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Источник

Татьяна Аменицкая
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории

Аменицкая Т. С.

МБДОУ «Детский сад № 465»

Кохлеарная имплантация — это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы КИ. Требуется длительный период реабилитации и занятий, чтобы научить ребенка понимать обращенную к нему речь говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Предлагаю картотеку игр, которая представляет собой обобщённый, адаптированный материал для работы с детьми раннего возраста. Собранная картотека позволяет педагогам использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др. В картотеке игр предложены игровые упражнения помогающие тренировке:

1. Определения и нахождения источника звучания;

2. Различения силы звучания;

3. Различения длительности звучания;

4. Различения и опознавания звучания музыкальных инструментов;

5. Выработка Условной — Двигательной Реакции (УДР);

6. Определения и различения, опознавания имен, звукоподражаний, названий предметов.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия для детей с КИ

Развитие неречевого слуха

1. «Кто там?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: зайка, мишка.

Ход игры Педагог и ребёнок сидят на стульях. Раздается стук (педагог стучит под столом) и прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог «вводит» в игру зайку (мишку). Радостно: «Это зайка пришёл! Зайка стучал!» — говорит педагог. Зайка предлагает поплясать: «Оп-оп-оп».

Словарь: будем играть; кто там?; зайка, мишка, привет, слушайте.

2. «Коробочки»

Цель: формировать умение находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку. Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

3. «Угадай, что в бутылке»

Цель: формировать умение узнавать источник звука на слух, развивать слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.

Оборудование: 2-3 непрозрачные бутылочки одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью, монетами, крупой и т. д. Ещё одна бутылочка, где находится 1 из наполнителей. Карточки с изображением наполнителей и названиями на обратной стороне.

Ход игры: педагог называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнок должен отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую карточку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

4. «На чем играл Мишка?»

Цель: формировать умение различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный мишка (зайка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает ребёнку самому извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Мишка (Зайка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а ребёнок должен будет угадать, на чем Мишка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от ребёнка Мишку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Мишка. Ребёнок отвечает или показывает.

Словарь: Мишка (Зайка, кукла, слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

5. «Услышал — беги»

Цель: формировать умение различать звуки по громкости, развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию.

Оборудование: бубен (можно заменить пластиковой бутылкой с горохом или музыкальным инструментом, позволяющим издавать длительные звучания разной громкости).

Ход игры: ребёнок стоит, повернувшись к педагогу. Педагог объясняет: «Слушайте. Если я буду тихо играть – идите, если громко – бегите!» и показывает, как это делать. Затем ребёнок подражает действиям педагога.

Словарь: будем играть; бубен, слушайте, тихо, громко, идите, бегите.

6. «Что гудит?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

7. «Дудка»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: дудка, настольная ширма, две картинки с изображением длинной и короткой дорожек.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки. Дудку нужно спрятать за ширму. Дать установку: «Слушай!» Показать картинку длинной дорожки и погудеть длительно (пока издаётся звук – пальцем вести по длинной дорожке… Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания дудки и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша внимательно слушать и показать, как звучало.

Словарь: будем играть; слушай; дудка, длинная дорожка, короткая дорожка.

8. «Что это за звук и откуда он?»

Цель: формировать умение узнавать источник звука и определять, откуда идёт звук, развивать слуховую память и внимание, пассивный и активный словарь (названия предметов и действий, вызывающих звуки)

Оборудование: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; карточки с изображением предметов.

Ход игры Педагог знакомит ребёнка со звучаниями предметов (пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат). Затем педагог и ребёнок играют, меняясь местами: кто-то издаёт звуки, а кто-то угадывает, что звучало.

Словарь: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат

9. «Ножки топают, ручки хлопают»

Цель: учить соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; Учить обозначать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); Учить соотносить свои действия с действиями педагога; вырабатывать согласованность действий со словами потешки.

Оборудование: две картинки — на одной изображение кисти рук; на другой- ступни; небольшая ширма.

Ход игры: Педагог четко и выразительно читает двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Чтение стихов педагог сопровождает действиями- на слова «оп-оп-оп!» хлопает в ладоши; а на слова «топ-топ-топ!» топает ногами. Предлагает детям поиграть вместе. Взрослый читает стихи, не договаривая звукоподражаний, стимулируя желание повторить звукоподражания самим.

При необходимости педагог помогает детям: показывает сначала одну картинку: «Это рука. Где у тебя рука? Вот рука.» Аналогично повторяется работа по второй картинке. Затем рядом кладет две картинки и проверяет, различают ли дети картинки: «Где рука? Где нога?» Дети должны пальцем или глазами указать нужную картинку.

На следующем этапе проводят работу за ширмой с четким указанием. Если дети правильно показали, то нужно выложить обе картинки на стол, а за ширмой спрятать руки, ноги- под стол. Педагог говорит детям: «Слушайте!» хлопает за ширмой руками и говорит: «Руки хлопают». Топает под столом ногами и произносит: «Ноги топают».

Затем игра усложняется. Взрослый просит детей угадать: «Что я буду делать: ручками хлопать или ножками топать?» Дети должны повторить, какие действия выполняет за ширмой педагог.

Словарь: ноги, топ-топ-топ; руки, оп-оп-оп; слушайте, Где рука? Где нога? Вот рука. Вот нога.

Развитие речевого слуха

1. «Кто за дверью?»

Цель: формировать умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)

Ход игры: педагог и ребёнок сидят на стульях; прикрывая рот естественными положениями рук педагог произносит «мяу», прислушивается сам и просит послушать малыша. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа достаёт кошку, она мяукает. Педагог просит ребёнка сказать, как мяукает кошка. Малыш повторяет: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушай, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т. д., мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т. д.).

2. «Какая у меня картинка?»

Цель: формировать умение определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Словарь: будем играть; слушай, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

3. «Мы гуляем и поем»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры: Педагог говорит: «Наши пальчики пойдут гулять». Затем взрослый берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке, пропевая: «а-а». Затем педагог говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем — долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

4. «Птицы»

Цель игры: формировать умение различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослого.

Оборудование: картинки с изображением птиц — гуся, курицы, петуха; утки; маски — шапочки; игрушки — птицы.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Ребёнок повторяет за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее малышу. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Ребёнок опознаёт звучания и выполняет похожие движения, повторяя звукоподражания.

Словарь: гусь; курица; петух; утка; будем играть; будем слушать; встань; слушай; кто это?

5.«Мишки»

Цель: формировать умение определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием, различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки — мишки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять два резиновых мишки, два домика большой и маленький.

Ход игры Педагог говорит, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот мишка (демонстрирует первую игрушку). Мишка живет в большом доме. Мишка рычит громко: «У — У — У!». После этого педагог демонстрирует другого мишку и сажает его в маленький дом, тихо говорит «у — у — у!» После показа и игры, просит ребёнка повторить, как рычит один и другой мишки. Когда малыш правильно ответит, то просит его отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения ребёнка знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: мишка, у-у-у, У-У-У, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

6. «Кто пришел в гости?»

Цель: формировать умение соотносить звук с образом звучащей игрушки, показывать на картинке звучащую игрушку, обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображение?