Игры с природным материалом в развитии ребенка

Автор: Лукатова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№83
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Значение игр с природным материалом в развитии детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 25.02.2017
Раздел: дошкольное образование
Значение игр с природным материалом в развитии детей
дошкольного возраста.
Игры с природным материалом – кладовая для фантазии и игры
воображения. Играя с природным материалом дети развивают
фантазию, творческие способности, добрые чувства. На
важность использования природного материала в играх обращал
внимание А.С. Макаренко. Он указывал на то, что материалы
«ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из
природного материала человек создает пособия, игровой
материал». В играх с природным материалом простор для
фантазии, не просто воображения, а большой творческой
фантазии.Игры с природным материалом заключают в себе
большие возможности сближения ребенка с природой,
воспитание бережного и заботливого отношения к ней,
формирование конструкторских и игровых навыков.
Основным мотивом игры является не получение результата, а
сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные
игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и
пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно
приносят внутренний покой и радость, они полны свободой,
независимостью, простором для бесконечного
экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют
психологи в работе с дошкольниками. Но те, же песок и воду
можно использовать для формирования и развития
пространственно-количественных представлений, счетных
операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе
знакомства с различными природными материалами и их
свойствами осуществляется развитие памяти, внимания,
восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты
и явления, выделять признаки сходства и различия,
классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В
процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников,
обогащается их жизненный опыт.Первые контакты ребенка с
окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это
пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все
происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на
то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого –
горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья
и желуди; что если вылить из леечки воду, то образуется
лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти
маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало
потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а
главное, приобретать собственный неповторимый опыт
общения малыша с миром природы. Мы привыкли к тому, что в
жизни нас чаще всего окружают предметы из стекла,
пластмассы, бумаги, ткани, металла. Все
эти материалы созданы человеком искусственно.
Но в мире существует огромное количество природных
материалов, которые обильно преподносит нам сама природа.
Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и все то,
что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку.
Встречи с природой расширяют представления детей об
окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в
различные явления. В теплое время года самым
популярным природным материалом для игр детей является
песок. Но я также стараюсь привлекать детей к играм с
другими материалами: камушки, веточки, листики, цветочки.
Из камушков ребята выкладывают различные картинки, но для
этого сначала старательно
собирают «строительный материал».
Из веточек, которые находим на участке, выкладываем
геометрические фигуры, картинки. Рисуем палочками и
пальчиками на песке. Из цветочков, которые девочки нашли
сорванными на дорожке около нашего участка, выложили узоры.
Детям эти игры очень интересны и полезны. Природа даёт нам
разнообразный материал для изготовления всевозможных
поделок. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. Непосредственно через игру дети получают
необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития.
Существует множество различных развивающих игр для
дошкольников, но наибольшую заинтересованность у детей
вызывают игры с природным материалом. Такиеигры, для детей
является не только, необычным для них, но они развивают у
детей художественные способности, эстетические вкусы,
фантазию, творческое воображение. Во время игры дети
приобретают знания путем самостоятельного поиска,
исследовательской деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче
становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей
развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить
начатое дело до конца.В данной статье представлены игры, в
которых использованы природные материалы.
1. «Найди пару» Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару
красим в один цвет, в итоге должно получиться 12
разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один
какой-нибудь нейтральный цвет.
Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол,
а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок
забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к
другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».
2. «Найди отличия»
Здесь можно придумать различные варианты с природным
материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно
составить композицию, и затем ребенок должен найти
отличия.
3. «Дорисуй»
Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в
этой игре можно использовать разные варианты, так например:
на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок
должен дорисовать или также использовать природный
материал, чтобы в итоге получилась картинка.
4. «Что изменилось?»
На столе располагаются природный материал или заранее
сделанные с ребенком различные изделия из природного
материала. Ребенок должен внимательно смотреть и
запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а
педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из
предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка
сказать точно, что изменилось.
5. «Угадай, что там»
Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным
материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном
мешочке лежит.
В данной материале в играх использовались осенние природные
материалы. Предложенные игры подходят к любому
дошкольному возрасту в зависимости он их усложнения.
В процессе игры и после ее завершения дети испытывают
большое эмоциональное наслаждение, повышается их
жизненный тонус, способствующий поднятию настроения.
Источник
Елена Бокк
Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.
В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Так, игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи.
Игры с природным материалом – снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
Как видим, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.
Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок воспитатель может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием – лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка, крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых.
С возведением какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы «ходят» друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру.
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.
Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.
Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных.
Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.
Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом, активно влияя на сенсорное восприятие ребенка.
Источник
«Игры с природными материалами»
(с водой, песком, природным материалом)
«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени, выступая за гуманное и внимательное отношение к детям. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного
и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Игры с водой.
Всех детей очень привлекают игры с водой.
Летом, в теплый солнечный день, можно организовать
игры с водой на свежем воздухе.
Задачи: упражнять детей выполнять несложные действия с водой; закрепить знания детей о том, что вода не имеет формы, и принимает форму сосуда, в который её налили; способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой; развивать ловкость и глазомер; доставить детям удовольствие от игр с водой.
Рыбалка.
Пластмассовые рыбки с металлической серединкой бросить в таз
с водой, кто быстрее или кто больше наловит рыбы магнитной удочкой. В ходе игры объясните детям, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке.
Дальнее плавание.
Сделайте вместе с детьми бумажные кораблики, а затем спустите их на воду в таз. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться. Устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет.
Наливаем воду в разные сосуды.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.
Кто быстрее.
Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.
Развивающие игры с песком.
Любому ребенку игра с песком доставляет ни только большое удовольствие, но и дает возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального строительного материала, как песок. Строительство на песке развивает у ребенка фантазию, воображение, восприятие, мелкую моторику. Рисование и письмо на влажном песке привьют интерес к чтению, счету. Строительные игры доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.
Строительство из песка.
Сочетая разные виды построек дороги, туннели, мосты, песчаные горки можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки. Эти макеты дети будут втыкать в песок. Если есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, деланным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите детям построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке — сидеть сторожевой пес.
Играя с влажным песком, дети могут делать постройки по собственному замыслу, проявлять свою фантазию в самых разных играх. Можно предложить построить «Дворец для своего любимого сказочного героя, а потом украсить его ракушками, цветами и узорами. Также можно устроить конкурс «чей дворец лучше».
Выкладываем и печатаем на песке.
Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите детям, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово.
На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки разровнять влажный песок, а дальше вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Можно использовать обычные формочки для песка, желательно разного размер и формы.
Школа на песке.
Играя с песком, рисуя на нем вместе с детьми можно реализовать еще одну важную задачу – в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Пройди по камешкам.
Нарисуйте вперемешку разные геометрические фигуры. Объясните, что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку». Предложите ребенку перебраться на другой берег реки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз на квадратные.
Найди и покажи фигуры.
Нарисуйте на песке различные фигуры, и предложите ребенку показать фигурки, посчитать и т.д.
Клад.
Незаметно закопайте в песок небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее по вашей подсказке. Начать поиск можно с любого места. Но при том взрослый указывает маршрут. Например: «сделай 2шага вперед, 3шага налево и т.д.
Игры с природным материалом
Кроме игр с песком и водой проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.
Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.
Из плодов ягод, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет), из полевых цветов плетут венки на голову.
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки.
Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить бабушке, дедушке или друзьям. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.
Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Для этого нужно вылепить пластилиновую фигурку черепашки и подобрать подходящий «панцирь». Две белые ракушки станут крыльями, раковина туловищем, большая темная мидия послужит подставкой и в результате получится чудесная бабочка. После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных.
Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.
Желаю успехов!
Источник