Игры с песком и их значение для развития ребенка
Тамара Рычкова
Значение игр с водой и песком для развития детей раннего возраста
«Значение игр с водой и песком
для развития детей раннего возраста»
Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.
Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.
Изучая литературу, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с водой и песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект природы, но еще и потрогать его, то есть обследовать.
Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны.
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».
Песок — прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Хорошими отвлекающими приемами могут служить игры с водой и песком. Эти приемы можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
— сложности, связанные с изменением привычного образа жизни (поступление в детский сад);
— сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
— повышенная тревожность, страхи;
— различные формы нарушений поведения.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить стремлением к познанию их свойств.
Основная цель проведения игр с песком и водой – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком и водой. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам для самостоятельных игр. Имеется посуда стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка, резиновые, деревянные, пластмассовые, железные шарики, шприцы, клизмочки, рыбки, кораблики, заводные игрушки.
Я подобрала игры и упражнения с водой и песком для работы с детьми раннего возраста, так как развитие восприятия в раннем возрасте является основой всего дальнейшего развития ребенка. Эти игры способствуют созданию бодрого, жизнерадостного настроя у детей. Вот некоторые из них.
«Водяные струйки»
В пробке пластиковой бутылки проделайте дырочку, заполните бутылку водой и, брызгая из нее водой на песок, делайте с помощью струи разные узоры: круг, квадрат, домик и т. д. Сначала рисует взрослый, а дети отгадывают, потом наоборот.
«Погружение в воду»
Приготовьте емкость с водой и пустую бутылку без крышки. Предложите малышу погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, вертикально, под наклоном. При этом обратите внимание ребенка на то, как наполняется бутылка — полностью или частично.
«Отыщи шарик»
Взрослый закапывает в песок какой-либо маленький предмет, например, шарик и просит ребенка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, а потом так, чтобы он не видел.
Если ребенок заинтересован, и справляется с задачей, можно закопать два любых предмета, потом попросить откопать только один. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.
«Дорожки из песка»
Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т. д., который заблудился и не может найти дорогу домой.
«Пересыпание сухого песка через воронку»
Воронку поставить в ведерко и показать детям как песок будет высыпаться из воронки в ведро. Обратить внимание на то, что хорошо сыплется сухой песок. Дать детям возможность самостоятельно пересыпать песок через воронку в ведерко. Из ведерка песок можно пересыпать в формочки.
Затем взрослый вместе с детьми поливает часть песка водой, перемешивает лопаткой и показывает, что мокрый песок не сыплется, но из него можно лепить. Показывает, как наполнить формочку, прижать песок совочком или пальцами, опрокинуть формочку, украсить приготовленный «пирог».
«Площадка для собачки»
Научить детей делать тематические постройки на песке. Можно сделать ямку, канавку, горку и «вывести на прогулку собачку». Собачка во время прогулки будет преодолевать все препятствия: прыгать в ямку, вылезать обратно, перепрыгивать через канавку, забираться на горку. Через канавку можно положить мостик, на горку сделать ступеньки.
«Вылови»
Приготовьте емкости разного размера (тазики, ведерки, банки с широким горлышком и т. д.); орудия для извлечение предметов (ложки, черпачки, сачки, ковшики, удочку с магнитом и т. д., а также большие и маленькие тонущие и плавающие предметы.
Опустите предметы в емкости с водой и предложите ребенку выловить их с помощью различных средств.
Литература:
1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
2. Рыжова Н. А. Волшебница — вода /Текст/ Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 1997 .
3. Тихеева Е. И. «Ребенок — дошкольник и воспитывающая его среда»
4. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. – М.:Просвещение, 1980.
5. Интернет ресурсы
Источник
«В
природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель
Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего
времени, ведь именно он одним из первых высказывался против суровой
дисциплины средневековых школ, выступая за гуманное и внимательное
отношение к детям. Воспитание детей, по его мнению, должно
способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение
должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия.
Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах
отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего
развития ребенка с момента его рождения.
Примечательно,
что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали
большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так,
Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития
ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в
природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их
умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся
педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном,
эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является
основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе,
существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не
просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и
потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как
неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют
и большинство современных педагогов и детских психологов.
Однако
опыт работы в Центре игровой поддержки развития ребенка показал, что
природные материалы не так часто используются для игр и занятий с
детьми раннего возраста. Но вовсе не потому, что малышам они не
интересны. В педагогической практике использование природных
материалов в играх и в изобразительной деятельности начинается
преимущественно с четырех–пяти лет. До этого момента дети
зачастую бывают лишены такой возможности. Мы же глубоко убеждены в
необходимости включения самых разнообразных природных материалов в
развивающие игры с малышами.
Многие
специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал
не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего
воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают
перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью
органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов:
форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У
него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о
природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия [3].
Первые
контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных
прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все
происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на то, что из
влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что
деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; что
если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро
исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый
день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и
радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт
общения малыша с миром природы. Находящийся в естественном природном
окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной
деятельности [4, с. 114]. Малыш может наполнять песком формочки и
делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук
и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели,
а также капать мокрым песком, пытаясь строить замки. Создание более
сложных сооружений из песка способствует развитию художественных
способностей и приносит малышу глубокое удовлетворение, вызванное
реализацией им своих творческих потребностей и получением
положительной оценки со стороны родителей [1, с. 85]. Игра с песком и
водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет
необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной
терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного
развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок
дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его
можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные
предметы [4, с. 113]. Работа с песком и водой позволяет легко
создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы
детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка,
его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в
детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может
трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка
ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток
ладони на песке – он утвердил факт своего существования.
Изготовление фигур из песка – рождение нового мира,
свершающегося благодаря помощи со стороны [1, с. 86]. Именно поэтому
мы часто рекомендуем родителям наблюдать за тем, как их ребенок
играет с песком, отслеживать все новые и новые проявления,
способствующие творческому и личностному развитию. Самой естественной
сферой взаимодействия с песком и другими природными материалами,
конечно, является сам природный мир. Прогулки на площадке или в
парке, семейные выезды и отдых на природе. Но зачастую такая
возможность может просто отсутствовать и тогда необходимые условия
для ознакомления детей с природой создаются специалистами развивающих
центов и кружков.
Приобщение
к миру природы является одним из приоритетных направлений работы
специалистов нашего структурного подразделения. Природные материалы
регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых
развивающих игровых сеансах. В играх-упражнениях с песком и другими
сыпучими материалами дети принимают самое непосредственное участие.
Здесь как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип
золотой середины, и очень важно сохранять баланс между
самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему
взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него
таким образом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее.
Скажем
несколько слов непосредственно об организации
условий
и игровой
зоны
для игр с песком и другими природными материалами. Сейчас существует
множество специальных столов для игры с водой и песком, они
выпускаются в самых разных исполнениях, но их общие преимущества
очевидны. Часто игровой пластмассовый столик представляет собой
контейнер обтекаемой формы на удобных регулирующихся ножках. Обычно
контейнер имеет два–три глубоких отделения для песка и воды и
крышку, благодаря которой его можно использовать в качестве
обыкновенного стола, для различных игр и рисования детей. Однако,
развивающие игры (не менее успешно!) можно проводить и без
специального стола. Мы активно используем большую красивую
пластиковую миску в качестве пальчикового бассейна и деревянный ящик,
который часто используется в песочной терапии. Такая песочница
делается на заказ и представляет собой ящик из светлого качественно
обработанного дерева 50х50х8 или 50х70х8. Внутреннее углубление
песочницы окрашивается в приятный синий цвет. Сам песок также
нуждается в обработке. Перед началом работы с песком, его необходимо
просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Другой
вариант, который упрощает весь процесс – это покупка
специального уже обработанного песка для шиншилл, который продается в
зоомагазинах. Песка должно быть достаточно много. После всех
предварительных процедур песок насыпается в подготовленный ящик, в
котором будет удобно играть крохе. Если же условия в игровой комнате
не позволяют разместить в ней песочницу, достойным вариантом будет
наличие простого небольшого пальчикового бассейна.
Игровая
зона может представлять собой небольшое хорошо освещенное помещение,
например кабинет педагога-психолога структурного подразделения.
Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых
тонах). Основной принцип оформления игрового помещения – ничего
лишнего. Желательно, чтобы вблизи игровой зоны размещалась раковина
или мойка. Пол должен быть покрыт ковролином, а непосредственно под
столиком с песочницей застелен клеенкой или защитной пленкой.
Итак,
игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных
игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из
них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком,
подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и
играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный
этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за
способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу,
предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые
отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к
игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно
обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель
проведения коррекционно-развивающих игр с песком – это
эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их
регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия
эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи
различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой. Кроме того,
развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса,
инициативности и творческое самовыражение.
Влияние
на сенсорное развитие малыша оказывает формирование у него
представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости
его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или
накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается, создавая
горку; песка может быть много или мало; его объем можно измерить с
помощью какого-либо сосуда (ложки, миски, черпачка, стакана, банки,
стакана и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой,
ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую
с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность
малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого
песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того
предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден
от этого предмета.
На
основе использования песка и природных материалов можно
организовывать невероятное количество игр-занятий, имеющих
воспитательную и образовательную направленность и призванных решать
задачи познавательного и эмоционального развития, формирования
пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры и игровые
упражнения с песком зачастую являются самыми простыми из них:
– дети
обожаю «печь куличики» и делать фигурки с помощью
пластмассовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов;
– рассматривать
и изучать песок, его свойства, например, сыпать песок, дуть на него
мешать подручными предметами;
– играть
в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие
игрушки и фигурки;
– делать
домики и норки для фигурок животных;
– играть
«в море», представляя, что песок – это поверхность
воды;
– насыпать
совочком песок в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и
слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;
– оставлять
следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов. Такую игру
можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет
оставляет отпечатки;
– чертить
на ровной поверхности песка линии и основные геометрические формы;
– простые
строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли сформированности
тонких моторных навыков. Даже при постройке самого простого домика
ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании
песка, уплотнении, делании двери, окон);
– можно
организовать небольшую театрализованную постановку просто используя
набор фигурок сказочных персонажей. И это будет способствовать не
только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков
ребенка, но навыкам совместной игры.
Как
уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший
диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они
обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы,
сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические
функции и творческие способности. При этом развивается
наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды,
дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и
исследовательской деятельности.
Таким
образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже
в раннем возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь
важным условием и средством психического развития ребенка, а также
благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем
уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и
где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны
друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек
неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут
изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та,
которую он может заставить измениться самым разнообразным образом …
для детей лучшая игрушка – куча песка».
Литература:
Кожохина С.К. Растем и
развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.Нечаева
В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М.:
Просвещение, 1966.Саморукова П.Г. Методика
ознакомления с природой в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.Штейнхардт
Л. Юнгианская
песочная психотерапия. –
СПб.: Питер,
2001.
Источник