Игры на сенсомоторное развитие ребенка
Разработка Марии Монтессори.
Адаптация к детям,
имеющим зрительные
и неврологические проблемы
Н.Г. Кочергиной
НАЙДИ СЛЕД ОТ ФИГУРЫ
Материал: Объемные геометрические тела, карточки с нарисованными проекциями («следами») тел.
Цели:
1. Учить сопоставлять объёмные тела и плоскостные изображения.
2. Развитие мелкой моторики
3 Развитие произвольного внимания.
4. Развитие зрительного внимания.
Ход игры: Педагог кладёт перед ребёнком две-три фигуры и две-три карточки, он предлагает найти ребёнку
«след» от фигуры и поставить фигуру на след.
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Материал: Таз с водой, миски, кувшины, плавающие игрушки, губки.
Цели:
1. Развитие тактильного чувства.
- Развитие термического чувства.
- Развитие координации движений.
- Развитие моторики пальцев рук.
- Развитие произвольного внимания.
- Создание положительно-эмоционального настроения, развитие эмоций радости, удивления, восхищения.
Варианты игр:
1. «Давайте посмотрим и полюбуемся на воду».
2. «Послушаем, как вода журчит».
- «Переливание из одного сосуда в другой».
- «Выжимание губки».
- «Капли».
- «Мытьё стола».
- «Мытьё рук».
- «Определи в каком сосуде тёплая, а в каком холодная вода».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активно целевого способа действий. Допустима помощь взрослого.
ШЕРОХОВАТЫЕ ДОЩЕЧКИ
Материал: Парные дощечки с поверхностью разной текстуры.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие тактильной памяти и стимуляция речевых зон головного мозга. Развитие произвольного внимания.
Варианты игр:
1. «Учись ощупывать».
- «Найди такую же ещё».
- «На что похожа».
- «Найди самую приятную».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
МИР ВЕЩЕЙ ВОКРУГ НАС
Материал: Образцы дерева, металла, камня, пластмассы, резины, бумаги. Мелкие вещи из этих материалов.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие тактильной памяти.
- Стимуляция речевых зон головного мозга
- Определение свойств материала.
Варианты игр:
1. «Учись ощупывать».
- «Узнай и назови».
- «Догадайся, что держишь в руках».
- «Из чего сделан этот предмет».
- «Опиши материал» (с помощью педагога).
Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.
СОБЕРИ ЦВЕТОК
Материал: Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета.
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
- Правильное соотношение, узнавание, называние цвета.
- Развитие зрительно-кинестетических связей.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
Варианты игр:
1. «Найди и покажи такой же».
2. «Подбери по цвету»
3. «Составь цветок».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ДОСКА СЕГЕНА
Материал: Доска с углублениями, соответствующие углублениям различные по форме объёмные геометрические фигуры.
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
- Развитие зрительно-кинестетических связей.
- развитие координированности движений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
Вариант игры:
1. «Найди домик для каждой фигуры».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ
Материал: Рамки и вкладыши плоскостных предметных изображений (фрукты, овощи, посуда, игрушки)
Цели:
1. Формирование и развитие
восприятия предметных изображений.
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
- «Обведи пустые окошки в домиках».
- «На что похожи окошки».
- «Закрась обведённые окошки».
Способы действия: активно-самостоятельный и
активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
нарисуй дорожки
Материал: Трафареты для проведения прямых и волнистых линий карандашом, фломастером или кисточкой.
Цели:
1. Формирование навыка проведения линий.
2.Формирование навыка держания карандаша.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Нарисуй дорожки в парке».
- «Нарисуй волны».
- «Нарисуй дождь».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Материал: Набор маленьких палочек, пластилин, доска для пластилина.
Цели:
1. Развитие восприятия сенсорных эталонов.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительно-тактильно-кинестетических связей.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие воображения.
Варианты игр:
1. «Выложи дорожку, как у меня».
2. «Составь фигуру (треугольник, квадрат)».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
КУБИКИ С КАРТИНКАМИ
Материал: Кубики с наклеенными на каждую грань картинками.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Формирование и развитие согласованных движений обоих рук.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие предметности восприятия.
Варианты игр:
1. «Найди на кубике картинку с яблоком, грушей …».
- «Выложи в один ряд кубики с одинаковыми картинками».
- «Найди в ряду лишнюю картинку».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
КАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРИКИ
Материал: Шарики, различные по весу и материалу
Цели:
1. Формирование, стимуляция, развитие двигательной функции руки -схватывание, сжимание.
2. Развитие тактильной чувствительности ладоней.
3. Стимуляция, активизация речевых зон головного мозга.
Варианты игр:
1. «Поймай и удержи одной рукой, двумя руками».
2. «Догадайся, что держишь в руках».
Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.
МЯГКИЕ ПОДУШЕЧКИ
Материал: Подушечки, обшитые разной по цвету и фактуре тканью.
Цели:
1. Вызывание ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Стимуляция поискового поведения
- Стимуляция речевых зон головного мозга
Варианты игр:
1. «Найди подушечку».
2. «Найди самую приятную».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
ПРИЩЕПКИ К КОРЗИНКЕ
Материал: Корзинка, бельевые прищепки.
Цели:
1. Развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие произвольного внимания.
Ход игры:
Педагог ставит корзинку с прищепками перед ребёнком. Он предлагает ребёнку вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки.
Способы действия: активно-самостоятельный, активно целевой.
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ
Материал: Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур.
Цели:
1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
- «Обведи пустые окошки в домиках».
- «На что похожи окошки».
- «Закрась обведённые окошки».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
Источник
Упражнения и игры для ребенка с рождения до 1 года
Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.
Рекомендуемые упражнения для детей до 6 месяцев
- Посмотри на игрушку
- Когда начинать: с первой недели жизни.
- Необходимые предметы: яркие погремушки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 1-2 минуты.
Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.
- Слушай и хватай
- Когда начинать: 2 месяца.
- Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 5-8 минут.
В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.
- Изучаем мамино лицо
- Когда начинать: 2 месяца.
- Частота: 2-5 раз в день.
- Время: 1-2 минуты.
Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.
- Знакомимся с игрушками
- Когда начинать: 3 месяца.
- Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: до потери интереса.
В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.
- Массаж
- Когда начинать: с рождения.
- Частота: 1-2 раза в день.
- Время: 5-7 мин.
Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.
- Послушай
- Когда начинать: 1 месяц.
Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.
Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года
- Пальчиковые забавы
«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.
- Рисование пальчиками
Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.
- Лепка
Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.
- Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды
Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.
- Конструирование
К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.
- Знакомство с классической музыкой
Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).
Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет
К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.
- Конструирование
Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).
- Лепка, рисование, аппликации
С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.
- Шнуровки и нанизывание предметов
Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.
- Сортеры и сенсорные панели
В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.
- Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)
Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.
- Танец и пение
Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.
Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет
При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.
Игры для детей от 2 до 3 лет:
- Подвижные игры с предметами
Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.
- Творческие занятия
К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.
Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.
- Мозаики, шнуровки, макраме
Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.
- Дидактические игры
В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.
- Музыка, театр, пение, танец
Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Светлана Гомзякова
Игры и упражнения по сенсомоторному развитию детей дошкольников
Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка — развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.
Большой вклад в создание такой системы внесли Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина, В. А. Пилюгина, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесова (сенсорное развитие, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие, продолжают их деятельность ученые современности.
Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и немного творчества.
В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.
Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?
Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.
• Вариант игры «Гвоздики» (с использованием мягких цветных резинок для волос, бухгалтерских резинок, силиконовых резинок для плетения браслетов)- возможно составление разнообразных изображений (с использованием схем или по воображению); смена базовых компонентов для работы позволяет разнообразить тактильные ощущения, расширить представления о цветах спектра.
• Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)— развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.
• Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов, может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.
• Игровые упражнения с бусами – доступность и разнообразие материала позволяет организовывать с детьми упражнения различной направленности: выкладывание изображений (умение работать по образцу, инструкции, создание изображений из отдельных бусин (развитие фантазии, творчества, сборка бус (формирование усидчивости, развитие творческого воображения, создание «волшебной бумаги» с помощью бисера (развитие эмоций. Формирование умений совместной работы).
А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.
Источник