Игры на развитие уверенности в себе ребенка

Игры на развитие уверенности в себе ребенка thumbnail

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Важным показателем эффективности общения является уверенное поведение. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские  отношения со сверстниками. Они чаще предпочитают игры в одиночестве, либо выполняют роль ведомого. Для таких детей именно игра может стать той школой, где они по-новому посмотрят на себя, испытают позитивное внимание сверстников, почувствуют радость успеха от совместной деятельности.

Эти игры помогут научить детей:

  • Различать свои индивидуальные особенности: внешний облик, манеру поведения;
  • Радоваться удаче, успеху;
  • Описывать свои чувства, желания;
  • Передавать свои чувства, желания разными средствами (жесты, мимика, поза, походка, слова);
  • Осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.

«Угадай, о ком говорим»

Цель игры: развитие уверенности в себе.

Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например: «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»

Задача водящего – узнать, о ком идет речь.

«Найди пару»

Цель игры: научить передавать информацию с помощью мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас нам каждому нужно найти себе пару. Каждый будет искать ее так, чтобы другим это не было видно. Можно встретиться глазами, улыбнуться, подмигнуть, чтобы другой участник понял, что вы хотите с ним составить пару».

Затем ведущий считает до пяти, и дети по команде «Начали!» подбегают к своим партнерам и становятся в пары. Для тех детей, кому не удалось с первого раза найти себе пару, игра повторяется.

«Ветер дует на того…»

Цель игры: научить выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…». Продолжение фразы может быть таким: «У кого светлые волосы», «Кто в красной одежде», «Кто любит смеяться», «Кто высокого роста» и т.д.

После фразы все, у кого есть такая отличительная черта, должны собраться в одном месте.

Примечание. В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.

«Дрессировщики»

Цель игры: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.

Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй —  дрессировщика.

Задача каждой пары – придумать и показать свой номер всей группе.

Задача остальных детей – догадаться, какое животное представляет дрессировщик.

«Моё любимое животное»

Цель игры: развитие внимания друг к другу, умения с помощью мимики и пантомимы передавать задуманный образ.

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Участники стараются угадать это животное.

Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на пары, группы.

Варианты: показать сказочного персонажа.

«Я самый»

Цель игры: повышение самооценки ребенка.

Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.

Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»

Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».

Затем выбирают следующего участника и игра повторяется.

«Магазин»

Цель игры: научить вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные» слова.

Из числа участников выбирается продавец, остальные игроки – покупатели. Организуется «магазин», продавец встает за прилавок.

Ведущий говорит:

— На полке в нашем магазине стоит много игрушек. Игрушку вам продадут, только если вы попросите это сделать вежливо.

«Запрещенное движение»

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям, развитие внимания.

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а частники должны за ним их повторять, кроме одного – запрещенного (показывает, какое именно запрещенное). Ведущий начинает выполнять разные движения руками, ногами телом головой, лицом, среди них неожиданно показывает запрещенное. Кто его повторил, становится ведущим. Он изобретает сове запрещенное движение. Таким образом, становится уже два запрещенных движения. Игра продолжается дальше.

«Перевертыши»

Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка в переключении внимания.

Дети стоят в кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: «Это моя коленка». Ребенок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: «Это мой нос». Следующий ребенок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее.

Игра продолжается дальше по цепочке, по мере овладения правилами темп игры убыстряется.

«Руки – звери»

Цель игры: научить с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине соседа справа. Ведущий говорит: «Рука наша веселись и в лягушку превратись!»

Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т.п.

Примечание. Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно выполнять и левой рукой, либо двумя одновременно.

«Назови себя»

Цель игры: научить детей давать позитивную самооценку.

Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный…», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…».

Примечание. Иногда детям достаточно сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.

«Колечко»

Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.

Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Источник

Категория: Консультации

Обновлено 17.02.2017 11:33

Создано 10.02.2015 20:52

Автор: Еранцева Оксана Александровна

Просмотров: 4364

1. «Слепой танец»
цель: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
описание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остаются «зрячим» и сможет водит «слепого». Теперь возьмитесь за руки и по танцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».

2. «Смена ритмов» (программа «Сообщество»)
цель: помочь тревожным детям включаться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
описание: «Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре…. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре…. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считают тише и медленнее».

3. «Гусеница»
цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
описание: « Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постарайтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди – стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

4.«Смелый капитан»
цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.
описание: Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

5. «Разведчики»
цель: развитие уверенности в себе, самообладание.
описание: «В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд».

6. «Крокодил»
цель: развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.
описание: «Выбирается водящий – он будет «крокодилом», — вытягивает вперед руки одна на другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

7. «Петушиные бои»
цель: способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.
описание: «Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги.
Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил».

8. «Толкалки» (Фопель К., 1998)
цель: вырабатывать навыки владения собой, уверенности.
описание: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Оставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «стоп».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине».

9. «Хозяин горы»
цель: укреплять у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.
описание: Действующие лица: хозяин горы и волны (не больше четырех – пяти).
Содержание: Стелется ковер или чертится круг на полу. Это гора. Липкой лентой или мелом обозначается ее вершина. Хозяин становится в центр. Его задача – никого не пускать на свою гору. Остальные дети – воины. Их задача – во что бы ни стало взобраться и столкнуть хозяина с вершины. Хозяин и войны действуют туловищами.
Инструкция: Хозяину горы, показывая на центр ковра, говорят: «Вот гора. Ты хозяин горы и стоишь на ее вершине. Тебя будут стараться столкнуть с вершины, а ты не поддавайся».
Войнам говорят: «Вы войны, вы должны забраться на эту гору и столкнуть хозяина горы с вершины».
В этой игре действуют два правила:
Правило первое: только без рук! (Руки держать за спиной).
Второе правило: со спины не нападать!

10. «Пугало, пугало, покажись!»
цель: повышать у детей уверенность в себе, преодолевать страхи.
описание: Понадобится: несколько ненужных простыней, халатов, коробок, детских ведер.
Действующие лица: пугало и грачи.
Содержание: Сначала роль пугала исполняет воспитатель. Затем ребенок (по желанию) за ширмой или за шкафом переодеваться в пугало. В это время грачи собираются в кучу и кричат: «Пугало, пугало, покажись!» Пугало выскакивает из – за ширмы грачей, затем опять отправляется за ширму. Приходит очередь исполнять роль пугала следующему желающему. Грачи собираются в кучу.
Инструкция: Сначала разъясните, что такое пугало. Ребенку, изъявившему желание взять на себя роль пугала, говорят: «За ширмой есть разные вещи. Нарядись пугалом, а потом появись и распугай, разгони всех грачей». Грачам говорят: «Соберитесь в кучу, и кричите хором: «Пугало, пугало, покажись!» А когда пугало налетит на вас, разбегайтесь в стороны».

11. «Сражение великанов с чудовищами»
цель: развития уверенности в себе, снимаются страхи.
описание: Понадобится: веревка или ковер, шарики, скатанные из газеты. Веревка или ковер отмечают территорию корабля, где помещаются великаны.
Действующие лица: великаны и воображаемые чудовища.
Содержание: Игра заключается в том, чтобы с силой бросить бумажные шарики.
Инструкция: «Вы – великаны и плывете на корабле в свою страну. Вдруг ваш корабль окружают чудовища. Они хотят забраться на него. На корабле есть бочки. Великаны, бросайте бочки в этих чудовищ, отбивайтесь! Бросайте со всей силы!»
В конце игры воспитатель обязательно должен сообщить о том, что чудовища побеждены, а их корабль миновал страшное место.

12. «В снежки»
цель: развитие уверенности в себе, снимаются страхи.
описание: Содержание остаются таким же, как в предыдущей игре. Дети становятся в две шеренги на расстояния метра и бросают шарики вдруг в друга.
Инструкция: «Пришла зима. Вы налепили много снежков и затеяли игру».

13. «Зайки и слоники» (Лютова Е.К, Монина Г.Б).
цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
описание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.
«А теперь мы с вами будим слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение несколько минут изображают бесстрашного слона.
Потом обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Источник

Картотека игр и упражнений на развитие уверенности в себе у подростков

  1. Упражнение «Встаньте с мест»

Цель: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.

Время: 5 мин

Ход упражнения:

Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

Обсуждение: Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

  1. Игра «Жонглеры»

Цель: развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.

Оборудование: 3-5 мячиков (комки из бумаги)

Время: 10-15 мин

Ход игры:

Задача — одновременно перебрасывать все мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.

Обсуждение: какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировавать совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?

  1. Упражнение «Бег с карандашом»

Цель: развитие умения координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями. Развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, решительность.

Оборудование: карандаш (ручка, фломастер)

Время: 15-20 мин

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй — левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Обсуждение: какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот препятствовало?

  1. Игра «Поезд»

Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия.

Время: 10 мин

Ход игры:

6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа) , при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение: кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

  1. Упражнение «Мне удается»

Цель: создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.

Время: 10-15 мин

Ход упражнения:

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

•Как им удалось этому научиться?

•Где может пригодиться это умение?

Обсуждение: чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?

Источник