Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом thumbnail

hello_html_m4f3ceed.jpg

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Слух занимает особое место, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир. Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону. Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека. Тренированное ухо способно на чудеса!  

Ежегодно увеличивается   количество детей после КИ, как наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей, поступающих  в коррекционные учреждения. Это крайне позитивный признак современной педагогики и  сурдопедагогики.

Наши коррекционные – не исключение!

Кохлеарный имплантат обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать. Для этого детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой родного языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.

В нашей коррекционной практике мы уделяем большое внимание в предоперационный период, т.к. она  имеет важное значение для дальнейшего процесса реабилитации детей после операции.

Основными задачами коррекционной работы в  предоперационный период являются:

-развитие остаточного слуха ребенка, подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания, активизация голосовых реакций).

— упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на обнаружение и различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, определение количества и  локализации звучания).

 Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что дети с кохлеарным имплантом, является самой высокоэффективной системой слухоречевой реабилитации, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития  соответствует глухим.

Каждый период человека характеризуется ведущим видом деятельности: игра, учение, труд. Все эти виды взаимосвязаны, однако элементы той или иной деятельности встречаются на любом возрастном этапе.

Дети с КИ в игре удовлетворяет потребности в тех видах деятельности, которые ему еще не доступны по возрасту. В игре он подражает жизни взрослых, воспроизводит их действия и взаимоотношения, познает смысл их труда, овладевает моральными нормами поведения, исполняет различные социальные роли. В игре развивается внимание, память, воображение, мышление; речь, воля и чувства. Игра развивает такие качества личности, как самоконтроль, самообладание, самосознание, саморегуляцию, и таким образом, создает, по выражению выдающегося психолога Л.С.Выготского, «зону ближайшего развития ребенка». Он писал, что в игре ребенок выше своего среднего возраста и своего обычного повседневного поведения, выше на голову самого себя и что игра содержит в себе тенденции дальнейшего развития ребенка.

И по этому  на каждом занятии по всем разделам ИРП, в каждом режимном моменте мы в своей работе опираемся на общедидактические методы и приемы. Один из них -игровые

Цель игры научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Приемы                                      

 (варианты применения   данного метода)

Игровые

— дидактические игры

— подвижные игры

— сюжетно-ролевые игры

— игры-забавы

— инсценировки

— создание игровых ситуаций 
— обыгрывание игрушек, предметов        

— сюрпризность, эмоциональность 
— внезапность появления, исчезновение            

   игрушек

— интригующие ситуации

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте после КИ предполагает ее организацию сурдопедагог, музыкантом-ритмистом , соцпедагог и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. !! Особое место в кррекционно-педагогическом процессе для детей с КИ занимают дидактичечкие игры . Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает слух, внимание, в том числе , наблюдательность, память, сообразительность. Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления
Социальное развитие, игра и действия с предметами, непременно должна соответствовать возрасту ребенка. Реакции детей на бытовые звуки и голос – устойчивые (ищут глазами, прислушиваются к источнику звука). Реагируют на просьбу «Дай мне!» Внимательно смотрят, когда к ним обращаются, пытаются выполнять действия по просьбе взрослых. В начале обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков
Главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом использовать игры, которые помогают различать и опознавать неречевые звуки, и привлекала внимание к звучащим предметам. Для этого использовала такие игры «Кто в гости пришел?», «Где звенит?», «Тихо- громко», «Звенит не звенит», «Тук-тук», так же  включала в свою работу игры презентации цель которых — узнавать звуки окружающей среды с разной громкостью. Перед предъявлением звука или слова привлекала слуховое, и зрительное внимание ребенка указывала на своё ухо и говорила  «Слушай». Например, при проведении игры «Тук-тук» повторяла слова и стучала по столу, мама помогала привлечь внимание к моим действиям, повторяла «тук-тук» и показывала на ухо: «Ты слышишь?» я слышу «тук-тук». Принципиально важным является повторение одних и тех же слов, действий, жестов, что помогает запоминать слова и действия. Малыши любят открывать и закрывать разные коробочки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом основана игра «Шумящие коробочки», во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки. Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях.
Надо проводить упражнения на развитие крупной моторики, в которые включались задания на развитие слуха и речи. (Например, ребенку дается инструкция: услышишь колокольчик – «Поймай меня». «Прятки»и т.д.) При развитии элементарных математических представлений предлагалось выполнение физических упражнений (Например: Принеси один большой кубик. Покажи (скажи), сколько кубиков? И т.д.) Большой интерес у детей вызывали игры на развитие памяти, внимания, мышления («Чудесный мешочек», «Что пропало?», «Спрячь мышку»), способствующие развитию речевого общения.. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и слухоречевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
В ходе дидактических игр сурдопедагог (музыкант-ритмист, воспитатель, ) развивает слуховое восприятие, речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают.) У детей КИ на ряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка . 
Главное в таких играх вызвать интерес к звукам, развивать навык прислушиваться к звучанию разных предметов. В каждое занятие включаю упражнения на развитие дыхания и мелкую моторику, это так же способствует развитию речи. Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно и нужно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов коррекционного кабинета.

Литература:

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.

2. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., Просвещение,1975.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

4. Гришвина А.В. Игры, занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., Просвещение, 1989.

5. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку. М., Изд-во АПН РСФСР, 1980. 6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М.: Гуманит изд.центр ВЛАДОС, 2002 г. 7. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети.- Санкт- Петербург; НИИ уха, горла, носа и речи, 2010 г 8. Крупенчук О.П. Научите меня говорить правильно.- Санкт-Петербург, 1999 г. 9. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.- М: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2001 г.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Крым

Симферопольская специальная школа – интернат №2

(дошкольные группы)

Комплекс подвижных игр и игр — забав

адаптированныхдля детей

после кохлеарной имплантации

Воспитатель:

Исмаилова Назлы Марленовна

Симферополь

2016г.

Где звенит телефон?

Ход: Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня прячет от них свой телефон, например на шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит телефон, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня прячет телефон в другое место – и игра повторяется.

Указания к проведению. Дети не должны смотреть, куда прячет няня телефон. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание.

При многократном повторении игры, можно поручить ребенку прятать телефон.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание..
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если не звенит — держат руки на коленях.
Указания: Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, рули для машин.

.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».

Указания к проведению
: Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра «Птички»

Цель: Упражнять детей в умении выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Развивать слуховое внимание. Упражнять в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.

1Вариант

Ход: Дети – птички должны имитировать движения птиц, когда звучит бубен. Как только бубен прекращает играть, дети должны остановиться и присесть на корточки.

2 Вариант

Ход: Воспитатель обращается к детям:

— Послушайте стихотворение про птичек:

Летели птички,

Птички невелички.

Как они летели? Имитация движений птиц, свободные движения по залу.

Все люди смотрели,

Как они садились.

Как они садились. Присаживаются на корточки.

Игра повторяется несколько раз.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию барабана и бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть в бубен, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я скажу «дождь» и буду стучать в барабан, а вы, услышав стук, должны бежать в дом, под зонтик. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в барабан».
Указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Еду – еду»

Цель: Развивать у детей речевую активность, упражнять их в правильном звукопроизношении, умении соотносить действия со словами.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушку-лошадку, спрашивает, что это. Воспитатель продолжает, быстро бежит лошадка «Но – но – но». Спрашивает у детей – Как бежит лошадка? Читает детям стихотворение, в дальнейшем можно разучить стихотворение и дети рассказывают его в движении.

Еду – еду,

К бабе, к деду.

На лошадке,

В красной шапке.

Стоп, приехали.

Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Воспитатель: Хотите поиграем. Вы все лошадки (надевают наголовники)Дети имитируют движения и звуки лошади, выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.

Игра «Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на три группы – это медведи, лисы и зайцы.
Воспитатель: Идёт медведь, он топает ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза
— Идёт лиса, она топает еще тише …. «тяв – тяв — тяв»
— Прыгает заяц, он прыгает очень тихо… «оп-оп-оп»
Воспитатель – Идут медведи(дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание топ-топ-топ).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Игра «Пузырь»

Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: “Лопнул пузырь!”

Тогда они хлопают в ладоши и, говоря при этом: “Хлоп!”

Затем, дети движутся к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звуки — “ш-ш-ш” – воздух выходит.

Затем игра повторяется..

Указания к проведению. . Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры нужно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

Игра «Кто сказал?»

Цель. Учить детей определять направление звука, различать и запоминать голоса детей. Закрепить имена детей. Развитие направленности слухового внимания.
Ход: Дети становятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель с детьми рассказывают стихи:

«Мы составим детский круг,

повернемся все вокруг,

а кто скажет нам – « привет»?

.Воспитатель молча показывает на одного из детей,

(Ребенок говорит «привет»)

Угадай чей голосок!».

Водящий, должен назвать имя ребенка, сказавшего «привет», или рукой указать ( если не может говорить). Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Верно» — и дети хлопают в ладоши. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Указания: Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук.

Игра «Зайцы и волк»

Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место .

Описание. . В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: “Волк идет!” – зайцы убегают. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут:скок-скок-скок.

На зеленый на лужок
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Указания. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантомИгры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Учить разбегаться не наталкиваясь друг на друга.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайцы, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, , Дети хлопают в ладоши
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок, Дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

.

Мишка зайку испугал,
Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.

Указания к проведению.  Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Мыши и кот»

Цель. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет ребёнок.

Кот засыпает (закрывает глаза).

Воспитатель говорит:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите.

Дети-«мыши» легко, стараясь не шуметь, бегают по всему залу пищат: пи-пи-пи..

Через 20-25 секунд воспитатель восклицает: «Кот проснулся!»

Водящий-«кот», кричит: «Мяу!», бежит за «мышами», и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате мяукая, затем возвращается на свое место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки – когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – мышки – выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.

Игра повторяется несколько раз. На роль кота выбирается другой ребенок.

Игра «Гуси»

Цель: уточнить и закрепить произношение слогов, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Как гусь кричит? (Ответы детей).

Сейчас мы гуси. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
Воспитатель: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Воспитатель: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза) Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Игра «У медведя в лесу»

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает медведя. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

У медведя в лесу грибы, ягоды соберу,

А медведь не спит, всё на нас рычит1

Дети приближаются к медведю. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, медведь вскакивает и громко рычит. Дети разбегаются, медведь гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, медведь возвращается на место и опять ложится спать.

Указания к проведению. Место, где находится медведь, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали медведя при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Игра «Лохматый пес»

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: “Что-то будет?”

Дети произносят: «Хлоп» и хлопают в ладоши

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Указания к проведению. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

Источник