Игры на развитие психомоторики ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Звездочка» г. Ессентуки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г. Ессентуки

2018

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
(советский психофизиолог)

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Пример игрового сеанса

Структура:

  • Растяжки (5-6 минут)
  • Дыхательные упражнения (2-3 минуты)
  • Телесные упражнения (10 минут)
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут)
  • Упражнения для релаксации (10-15 минут)

Растяжки

“Струночка” И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается почувствовать под головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным, теплым, гладким, шершавым, ровным, бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая рука лежит расслаблено), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.

“Кобра” И.п. – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч; представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и открывая рот; приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину (ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены); вернуться в и.п. и расслабиться, не задерживая дыхание.

“Звезда” И.п. – лежа на спине, затем – на животе. Это упражнение выполняется в позе “звезды”; изобразить своим телом “звезду”, слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки, аналогично предыдущей. Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а затем левая рука и правая нога.

Дыхательные упражнения

Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.

Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое.

Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.

Телесные упражнения

“Велосипед” И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одновременного колена; затем – снова до противоположного колена.

“Лодочка” И.п. – лежа на спине, затем на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.

“Перекрест” Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног; наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторить упражнение трижды, меняя перекрестное положение ног.

Ползанье на четвереньках

— с одновременным выставлением вперед руки и ноги; голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед (усложнение – ускорение темпа);

— перекрестная ходьба (левая нога – правая рука; правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);

— перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);

— односторонняя ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).

“Перекрестное марширование” И.п. – стоя. На первом этапе шагать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрестные движения). Инструктор на этапе усвоения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.

На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (одностороннее движение) – 12 раз.

На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Упражнения для развития межполушарного развития

“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.

Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложить ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”) вслух или “про себя”.

“Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

“Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

Пальчиковые упражнения

“Пароход” Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх.

“Очки” Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.

“Цепочка” Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

“Шарик” Надуваем быстро шарик – он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук – в “щепотке ” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Релаксация

“Огонь и лед” Попеременное напряжение и расслабление всего тела. И.п. – лежа. По команде “Огонь!” дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде “Лед!” дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

“Пляж” И.п. – лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попробуйте изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг друга. Все закрывают глаза, кроме первых -вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

«Запретное движение»

Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным. Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону — шаг назад или руки вверх.

«Зеваки»

Дети идут по кругу. По сигналу педагога (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

«Слоник»

Голова кладется на вытянутую вперед руку-«хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности, можно «прописывать» буквы и цифры. Сначала ребенок выполняет задание одной рукой, затем другой.

«Движение по кругу»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий показывает движение. Следующий по кругу, повторяет движение ведущего и добавляет свое. Последующие участники игры по очереди повторяют движение предыдущего и добавляют свои. И так, пока все дети не примут участие.

Источник

Игры и упражнения для развития психомоторики у детей дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Развивать моторику и психические функции детей необходимо в любом возрасте. Однако уровень двигательной активности у всех детишек разный. Часто родители жалуются, что ребенок пассивен, предпочитает тихие игры, стесняется участвовать в массовой игре с другими ребятами или, наоборот, неусидчив и весь день «стоит на голове», поэтому проведение с ним дополнительных подвижных игр только усугубит ситуацию. Что же делать? Ведь развивать психомоторику необходимо, особенно те ее компоненты, которые в дальнейшем нужны для успешного школьного обучения. Исходя из этого, мы постарались сгруппировать игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных компонентов психомоторики, с учетом уровня двигательной активности ребенка. Надеемся, что это поможет вам подобрать оптимальные упражнения для вашего ребенка и не только весело, но и с пользой  проводить досуг.

Примеры дифференцированных  упражнений и игр, направленных на развитие динамического параметра движений.

— для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Футбол».

Цель игры: развитие общей моторики и динамической координации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются два участника, задача которых загнать в свои «ворота» свой мяч. Передвижение к воротам осуществляется прыжками на одной ноге, которой толкается мяч в нужном направлении. Игра имеет соревновательный характер. Выигрывает тот участник, чей мяч раньше окажется в воротах.

2. Игра «Кто быстрее?».

Цель игры: тренировка мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются несколько участников, задача которых свернуть пальцами атласную ленту в рулон. Упражнение имеет соревновательный характер, выполняется под музыкальное сопровождение.  Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее скрутил ленту. Игру можно проводить одновременно с несколькими участниками или попарно.

— игры для детей с высокой двигательной активностью.

1. Пальчиковая игра «Цветок».

Цель игры: тренировка мелкой моторики, умения соотносить темп речи и движения.

Ход игры: упражнение выполняться вначале под стихотворное сопровождение педагога, затем — под самостоятельное проговаривание текста детьми:

Шевелились у цветка  руки соединены перед собой основаниями

  ладоней, пальцы двигаются вразнобой; 

Все четыре лепестка.  поочередно соединяются одноименные

  пальцев левой и правой руки;

Я поймать его хотел,  руки сцепляются в замок, пальцы

  ритмично сгибаются  и разгибаются;

Он вспорхнул и улетел.  руки сжимаются в кулаки и разжимаются;

2. Игра «Что я съел?».

Цель игры: тренировка сложных движений лицевых мышц, произвольная регуляция двигательной активности.

Ход игры: дети по очереди тянут карточки с изображением продуктов (лук, лимон, варенье, перец, шоколад) и, не показывая рисунок остальным, пытаются изобразить только мимикой вкусовые качества продукта – остальные дети отгадывают его название. Перечень продуктов перед игрой оглашается.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие темпо-ритмического параметра движений.

1. Игра «Часы». Вариант для детей с низкой двигательной активностью.

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо добиваться ровного, ритмичного вращения скакалки детьми, т. к. оно задает темп прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать на месте без скакалки.

Вариант для детей с высокой двигательной активностью.

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, произвольная регуляция движений в соответствии с заданным темпом.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо вращать скакалку в медленном темпе, чтобы каждый прыжок ребенка был изолированным, без промежуточных (лишних) прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать в заданном темпе на месте без скакалки.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие серийной организации движений.

— игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Попрыгунчик».

Цель игры: тренировка серийной организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается под музыкальное сопровождение выполнять чередование следующих движений: ходьба на месте – 2 прыжка на месте – 2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге; 2 прыжка вперед – 2 прыжка назад –  2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге. Каждое движение выполняется на один счет.

— игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра «Будь внимательней».

Цель игры:  развитие общей моторики, серийной организации движений, внимания, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: детям предлагается выполнить по команде и по образцу серии из нескольких движений: руки в стороны —  руки на пояс – руки на плечи – руки вверх – руки вниз. После освоения детьми движений задание изменяется: педагог дает команды и сам выполняет другие движения. Дети должны выполнять движения строго в соответствии с командами.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие чувства ритма.

— игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Зайка».

Цель игры: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается проговаривать стихотворение, сопровождая каждую строку определенными движениями.

Ушки длинные у зайца,  ладошки ставятся на макушку на манер заячьих ушей и ритмично сгибаются;

Из кустов они торчат.  пальцы сжаты в кулак, выпрямленные указательный и средний палец ритмично сгибаются;

Ушки прыгают и скачут  чередование ритмичных хлопков

в ладоши и о коленки;

Веселей самих зайчат.  ритмичные прыжки на месте. Наши ушки на макушке,  ладошки ставятся на макушку на манер

заячьих ушей и ритмично сгибаются;

Не придется вам скучать!  руки на поясе, ритмичные

наклоны в стороны;

Мы веселые зверушки,  чередование ритмичных хлопков

в ладоши и о коленки;

Любим прыгать и плясать.  ритмичные прыжки на месте.

— игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра «Эхо».

Цель игры: развитие чувства ритма, слухового восприятия, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: педагог дает каждому ребенку по очереди ритмический образец хлопками или протопыванием об пол, который ребенок должен в точности повторить другим способом. Педагог: три хлопка в ладоши, ребенок – три раза топает ногой об пол и т. д.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие  слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза.

— игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра: «Живые звуки».

Цель игры: развитие фонематического восприятия, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог произносит вразнобой гласные звуки: А – У – О – И – Ы – Э. Задача детей изобразить услышанный звук определенным движением.

Примеры изображения звуков:

«А»  — ноги широко расставлены, спина прямая, руки разведены в стороны и опущены под углом 45 градусов.

«У» — ноги вместе, спина прямая, руки перед собой выпрямлены вниз и соединяются ладошками.

«О» — ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты над головой и соединены, образуя круг.

«И» — ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты ровно вверх.

«Ы» — ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты вверх под углом 45 градусов.

«Э» — ноги широко расставлены, спина прямая, руки поднимаются к плечам.

— игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра: «Слушай – прыгай!».

Цель игры: развитие общей моторики, навыка определения количества слогов, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом. Педагог по очереди для каждого ребенка произносит определенное количество (от одного до четырех) прямых слогов, состоящих вначале из одинаковых, как вариант усложнения — из различных гласных и согласных звуков. Задача каждого ребенка подпрыгнуть на месте столько раз, сколько слогов было произнесено. При затруднении возможно сопряженное выполнение, самостоятельное произнесение слогов ребенком. После усвоения игры прыжки могут выполняться всеми детьми одновременно.

Примеры упражнений и игр, направленных на коррекцию звуко-слоговой структуры слова.

— игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

1. Игра: «Цепочка».

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча,  отработка отраженного произнесения прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу), сопровождая передачу мяча произнесением определенного слога – дети продолжают передавать мяч, произнося данный слог. Когда мяч возвращается к педагогу, дается другой слог, способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

2. Игра: «Не повторись».

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча,  отработка навыка составления слогов из звуков.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч, (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу), сопровождая передачу мяча произнесением слога с определенным гласным звуком – дети продолжают передавать мяч, произнося другой слог с этим же гласным. Повторения не допускаются. Когда мяч возвращается к педагогу, дается слог с другим гласным звуком способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

Примеры игр, направленных на развитие общей моторики, статической координации.

— игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

1. Игра «Волк и зайцы».

Цель игры: развитие общей моторики, тренировка равновесия. Для детей с низкой двигательной активностью – стимуляция двигательной активности.

Ход игры: среди детей выбирается ведущий – «волк», который пытается осалить остальных – «зайцев». Дети свободно бегают по залу, волк стоит в стороне. По команде педагога: «Волк», дети должны остановиться и стоять на одной ноге. «Волк» имеет право салить тех, кто теряет равновесие и подставляет другую ногу. Осаленный ребенок становится «волком».

Источник