Игры на развитие фантазии ребенка
Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста
«Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Хочу начать свое выступление словами А. Эйнштейна «Без воображения нет соображения».
Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.
Что такое воображение и фантазия? (ответы педагогов)
— это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.
Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах — это фантастические образы.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии, воображения и способностью к литературному творчеству, то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение.Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.
Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры, они быстрее овладеют умением фантазировать! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды».
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Веселые фантазии». Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества.
Какие игрыможно проводить с детьми:
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)
— О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)
— О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т. д.
Игра «Зоопарк»
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану: Внешний вид. Где живет? Чем питается?
Игра «Как мне повезло»
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.
«Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)«.
«Обними невиданное животное»
Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.
Игра «Подарок»
Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе большую конфету » и т. д.
Источник
Фатимет Такахо
Игры, развивающие творческое воображение детей
Совсем несложно научить ребенка творчески мыслить. Главное,найти к нему правильный подход: предложите ребенку просто поиграть. Вы можете играть с ребенком вдвоем или подключить других малышей. Данный метод развития детского воображения очень прост и удобен.Вы можете его использовать в любом месте и в любое время: по дороге домой, в поликлинике, в общественном транспорте. Игровой процесс настолько увлечет малыша, что он не будет капризничать, а дорога домой покажется ему не такой утомительной.
Многие родители сталкивались с такой ситуацией, когда ребенок рассказывает своим друзьям о том,как вы всей семьей отдыхали за городом: «Мой папа поймал огромную рыбу, она мне улыбалась и махала хвостом. А еще она пообещала мне наушники.». А вы стоите и удивляетесь тому, что говорит ваш ребенок, этого же не было! Не надо удивляться и улыбаться. А еще хуже —обрывать ребенка и говорить ему: «Такого не бывает».
У ребенка вся жизнь — игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра — это воображаемая ситуация. Не все же время ему быть учителем или врачом, как мама, или шофером или директором, как папа.
А может, когда он вырастет и изобретет новую машину или станет ученым и сделает много удивительных открытий, а может быть он станет прекрасным конструктором, и его новые сооружения будут покорять мир? Кто знает! Не бойтесь того, что фантазии унесут его неизвестно куда. Это пройдет. А останется его воображение, смекалка, сообразительность, творческое мышление, благодаря которым его жизнь будет более интересна и полноценна.
Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр. Эти игры способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной. Игры на воображениеможно проводить в любых условиях: дома, в пути, на отдыхе, во время прогулки. Все, что вам нужно — это несколько творческих идей и неограниченная фантазия.
o Полезная книга. Вы найдете много творческих идей в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».
1. «Облака, белогривые лошадки.»
Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.
Понаблюдайте с ребенком за плывущими по небу облаками. Пофантазируйте, на что они похожи? Какие они? Веселые или грустные? Почему? Рассуждайте вместе с ребенком, окунитесь вместе с ним в мир детства. Поощряйте его, хвалите. Нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки. На белочку?.
Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки.». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное? Сочините сказку про облачко. Запишите ее.
2. «Веселые превращения кляксы»
Игра на развитие творческого воображения и целостного восприятия
Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.
Сложите лист пополам, разверните, на середину листа на сгибе поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь, прогладьте ладошкой, разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали. Сочините сказку про облако. Запишите ее.
3. «Говорящие игрушки»
Игра развивает связную речь, творческое воображение.
Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).
Возьмите любимую игрушку малыша. Представьте, что вы – кукла, зайчик? Расскажите, во что любит играть кукла, какие наряды ей больше нравятся, в чем она пойдет на бал и т. д. А теперь пусть ребенок расскажет,во что любят играть зайки: в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики? Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами. Можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения. Нарисуйте, сфотографируйте, запишите сказку о своей игрушке.
4. «Небылица»
Попробуйте сочинить вместе с ребенком невероятную историю, не похожую на реальность, где все перевернуто с ног на голову. Вы наверняка видели в книжках по развитию логики картинки, где художник «ошибся» и нарисовал на дереве лампочки вместо груш, на небе кусок сыра вместо Луны. Детей привлекает все необычное и не похожее на привычный уклад жизни. Попробуйте сочинить что-нибудь, похожее на картину художника-незнайки. Это может быть сказка, героем которой будет сам малыш. Он охотно подбросит вам свежие идеи и внесет существенные поправки в сценарий.
5. «Продолжи рисунок»
Для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу. Суть игрызаключается в следующем: вы по очереди рисуете друг для друга заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки.
Вы можете делать разные наброски: спонтанные и с подсказками. Перед игроками стоит творческая задача: придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д. Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по вашему образцу. Покажите ему, как из простой закорючки появляются гриб, яблоко, облако, клоун, бабочка или улыбка Чеширского Кота. Попробуйте нарисовать совместный рисунок в несколько этапов. Например, вы начинаете, малыш продолжает, далее из этого же рисунка вы придумываете что-то новое, меняя задумку, добавляя новые штрихи. Конечный «продукт» может получиться весьма оригинальным инопланетным существом или экзотическим фруктом.
6. «Представь себе»
Игра начинается со слов: «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта.Например: что было бы, если бы.:
o вместо дождя с неба падали конфеты?
o снег лежал круглый год?
o тридцать три дня шел дождь не переставая?
o в водопроводе водились крокодилы?
o по небу можно было ходить пешком?
o люди умели летать?
o медведи жили в гнездах?
o на деревьях росли батоны?
o по реке плавали арбузы?
o на небе вместо Луны висел воздушный шарик?
o дома были сделаны из ваты?
o вилки были сделаны из шоколада?
o у человека глаза были на затылке?
7. «Как это еще можно использовать?»
Для проведения этой игры вам понадобятся самые разные предметы быта, одежда, вещи.Показывайте ребенку предмет и спрашивайте: «Как это еще можно использовать?» Чем больше вариантов ответов найдется, тем лучше.
8. «Рассказ по карточкам»
Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки. Старые журналы и газеты, прежде чем сгореть в камине на даче, должны пройти тщательный «осмотр». Здесь вы можете найти много фотографий, которые и станут тематическими сюжетами-подсказками для ваших историй. Вырезанные фотографии лучше наклеить на плотный картон, у вас получатся своеобразные карты. Раздайте карты всем участникам игры, по очереди выкладывайте карты и рассказывайте мини-историю по картинке. Игра хорошо развивает не только образное, но и логическое мышление.
9. «Сказочный винегрет»
Вам понадобится хорошее знание сказочных героев. Выбирайте те сказки, с которыми уже знаком ваш малыш. Сочините свою сказку, где будут задействованы Буратино и Красная Шапочка, Колобок и Курочка Ряба, Иван Царевич и Илья Муромец, Золушка и Русалочка. Пусть у сказки будет простой, незатейливый сюжет, а старые знакомые вдруг покажут себя в совершенно ином качестве. Пусть отрицательные герои становятся добрыми, а положительные — капризными и непослушными. Пусть перемешиваются события, получается абракадабра, хорошо приправленная юмором. Таким способом вы реанимируете интерес ребенка к сказке, если он вдруг его потерял.
10. «Кто кем будет?»
Игра развивает творческое воображение и мышление.
Спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница. А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков. В эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге.). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич, яблоня (семечко)»?. В дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?.
Источник
Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.
1. «Изобрази людей»
Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.
Ребятам предлагается изобразить походку человека:
· хорошо пообедавшего,
· у которого жмут ботинки,
· неудачно пнувшего кирпич,
· с острым приступом радикулита,
· одного оставшегося ночью в лесу.
2. «Развитие мимики»
Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.
Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:
· встревоженного кота,
· грустного пингвина,
· восторженного кролика,
· хмурого орла,
· разгневанного поросенка.
3. «Солнечный круг»
Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.
Ребятам предлагается мелодию песни «Солнечный круг»:
· прогавкать,
· промяукать,
· промычать,
· прокрякать,
· прокудахтать
· прокукарекать.
4. «Новая картинка»
Цель: развитие точности движений, координации движения рук, воображения.
Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей.
Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты.
Вариант: в старых газетах, по столбцам статей, карандашом или фломастером прочертить контуры домиков, машинок и т.д. и, аккуратно разрывая их, складывать сюжет рисунка на цветном фоне.
5. Игра в веревочку
Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки.
6. «Сочиним историю»
Возраст: для детей с 5 лет.
Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
7. «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
8. «Котелок настроения»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Ведущий предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
9. «Кроссворд»
Материалы: Бумага и ручки по количеству детей.
Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга.
Ход упражнения: Пусть каждый из детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально).
После этого участники начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда.
Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя КАТЯ.
Костя
Анастасия
Татьяна
Яна
Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.
10. «Телеграмма»
Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы.
Подготовка: Помещение должно быть достаточно большим, чтобы дети, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.
Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.
Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.
Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.
Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н., В. 0., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей; «Любимый брат, у нас все отлично. Постарайся ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.
Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.
11. «Журналисты»
Цель: игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции.
Материалы: Бумага и карандаши по количеству детей.
Время проведения: 1 час.
Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано.
Предложите детям поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый чучастник может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.
У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.
Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.
Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).
После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.
12. «На участке дождь»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Детям предлагается вспомнить сад осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т.д.). Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.
Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, например, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.
13. «НЛО»
Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
Возраст: младший школьный.
Оборудование: бумага и цветные карандаши.
Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.
Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.
Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.
14. «Муха-Цокотуха»
Упражнение рассчитано на дошкольников.
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.
Задачи:
Идентификация себя со сказочным героем.
Актуализация чувств: радости, страха, гнева.
Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.
Развитие саморегуляции.
Стабилизация нервных процессов.
Развитие творческих способностей.
Раскрытие ресурсного состояния.
Сплочение группы.
Материалы: плоскостные изображения сказочных персонажей: муха-цокотуха, комар, паук, бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. Также можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик, и др.
Краткое описание содержания игры:
Игра основана на стихотворении К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Варианты организации игры:
Актуализация чувства страха. Используется отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на муху-цокотуху. Для отыгрывания данного эмоционального состояния ребенку предлагается побыть в роли мухи-цокотухи и (или) ее гостей.
Актуализация чувства гнева. Используется отрывок стихотворения, в котором рассказывается, как паук нападает на муху и сюжет драки паука и комара. Для отыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли паука и (или) комара.
Актуализация чувства радости. Используются отрывки стихотворения, которые отображают, как муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы мухи. Ребенку предлагаются роли мухи-цокотухи, (и/или) комара, гостей.
Расширение представлений детей об эмоциях. Используются все вышеназванные отрывки стихотворения. Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач.
Количество участников игры – от 1 до 6 детей.
Источник