Игры на правленные на творческое развитие ребенка

Наталья Александровна Мкртчян
Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие творческих способностей детей.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра «Что на что похоже » 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться.Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на. » и даёт слово тому,кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывалыциков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук) Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы «Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра «Словоассоциации» Взять любое слово, например, батон.Оно ассоциируется: с хлебобулочными изделиями,с созвучными словами: барон, бекон,с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Игры на развитие диалектичности мышления

Игра «Хорошо — Плохо»

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно.Например: карандаш.

— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

-Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уко-лоться.

— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство

предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления.Например: громкая музыка.

— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка».Например:

— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

— Живот болит — это хорошо, можно в детский сад не ходить;

— Сидеть дома — плохо, скучно;

— Можно пригласить гостей — и т. д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо — плохо» стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например,конфеты: если съесть одну конфету — вкусно и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо — плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий -) толстый, ленивый -) трудолюбивый, острый -) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый — тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый — тупой » — это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Системность мышления Игра «Теремок»

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки»

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов,которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Учим ребёнка описывать различные свойства окружающих его детей

Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?

Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычайную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.

Продолжаем знакомить ребёнка со свойствами предметов

Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты, то получит её в подарок.

Если в семье есть дети более старшего возраста, предложите им поиграть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему обще употребляемых слов. Допустим, слова «книга».Обязательно надо дать пример: «красочная книга». Затем задаёте вопрос «Какая ещё бывает книга?»Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т. д.)ограничьте время выполнения задания 3 минутами.Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.

Знакомство с свойствами предметов можно проводить в виде игры.

Игра «Кто летает?»

Игра может проводится как родителями с одним ребёнком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.

Она способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее «Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу,отвечайте: «Летает», — и показываете, крылья.Если я вас спрошу: «Поросёнок летает?», молчите и поднимайте руки.

Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает!»

Игра «Съедобное — несъедобное»

Эта игра проводится на улице с использованием мяча, способствует формированию внимания ребёнка, продолжает знакомить ребёнка с существенными признаками, свойствами предметов.

Можно играть с одним ребёнком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы (например яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны отбить брошенный мяч и передвинетесь по «классам» вперёд на одну клетку. Если названный предмет не съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем так же передвинуться вперёд на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен, от ребёнок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете 4-5 детьми. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует всё-таки попробовать.

1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.

2. Молоко пьёт, песенки поёт, чисто умывается, а с водой не знается.

3. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

4. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост под

колечком.

Ответы: 1 — кошка; 2 — кошка; 3- курица с цыплятами; 4 — собака.

Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета.Обязательно приводим пример: «газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие предметы её использования. ?».Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т. д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а так же оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание, как и предыдущее, будет развивать речь ребёнка, мышление, творческие способности.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов Можно использовать следующее задание:

А)В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?

Б) среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.

Источник

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

 «Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. 

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки. 

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

— Какой характер у той или иной птицы?

— С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

— Кто враги?

— О чем она поет?

— Из чего и как строит гнездышко?

— Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

 Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  —  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  —  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Источник