Игры и упражнения на развитие ребенка скачать
Неля Янузакова
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста
Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе.
«Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе. Спросите ребенка: «Что дать?». Если ребенок, молча, показывает, на игрушку громко назовите этот предмет и скажите (например): «Скажи: «Дай Лялю». Ребенок повторяет и получает игрушку («На Лялю»).
«Помоги мне». Цель игры помочь ребенку запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по просьбе взрослого.
Для игры понадобятся игрушки, сервировочная салфетка с наклеенными на нее силуэтными изображениями вилки, ножа и двумя кругами разного диаметра, детская посуда (тарелка, вилка, чашка, ложка).
1. На полу раскладываются знакомые ребенку игрушки. Взрослый, обращаясь к ребенку по имени, говорит: «Вова принеси мне кубик. Спасибо. А, теперь, Вова принеси мне мячик. Спасибо. А теперь принеси мне машину (и т. п.). Вот и нет игрушек на полу». Собранные игрушки складываются в корзину.
Аналогичные занятия можно проводить, используя разные знакомые ребенку игрушки и давая поручения: «Дай», «На», «Покажи», «Брось».
2. Взрослый просить ребенка помочь расставить посуду на салфетке, предварительно показав способ действия. Посуда расставляется на силуэты.
«Поручения». Продолжайте знакомить ребенка с названиями действий куклы, зверюшки, человека. Учите понимать общеупотребительные названия этих действий (ходить, сесть, упасть, лечь и т. п.) и использовать в активной речи их облегченные варианты («Маша ходит — топ-топ»). Можно придумать сюжет исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, сначала матрешка пришла, затем она садится, ест, спит, ходит, танцует, поет…. Взрослый называет, действия игрушки и поощряет ребенка к выполнению с помощью игрушки определенных действий.
«Чтение и рассказывание сказок». Это занятие обогащает словарный запас детей, учит их слушать, задавать вопросы, создает тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Начинать следует с коротких и простых сказок, например «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Побуждайте детей проговаривать отдельные слова и фразы, называть последовательность событий, действия героев книг, выразить свое отношение к героям (понравился или нет и почему, находить соответствующую картинку-иллюстрацию и показывать на ней персонажи сказки.
«Семейный альбом». Рассматривая вместе с ребенком фотографии, рассказывайте ему, кто на них изображен, как зовут членов семьи. Побуждайте самостоятельно находить на фотографиях и называть членов семьи.
«Театр сказки». С помощью соответствующих игрушек разыграйте хорошо знакомую ребенку сказку. Побуждайте ребенка к участию в рассказывании.
«Рассказ по картинке». Используя красочные сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам, с помощью вопросов побуждайте ребенка рассказывать, что или кто изображен на рисунке, что происходит, кто, чем занят, тепло или холодно, какой персонаж – грустный или веселый.
Стимулируйте ребенка называть подробности и детали. Пытайтесь направить воображение ребенка за пределы рассматриваемой картины. Если это задание окажется слишком сложным, то рассказывает педагог, задавая ребенку вопросы, уточняя детали.
Это задание помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.
«Покажи и назови». 1. Выкладывая поочередно перед ребенком предметные картинки, побуждайте его назвать изображение, произносить звукоподражание («Как лает собака?», «Как гудит самолет?»)
2. Разложите перед ребенком 9-10 картинок и попросите найти заданную.
3. Дайте ребенку рассмотреть две картинки, затем переверните их изображением вниз и попросите показать одну из названных. Если ребенок справляется с заданием, количество картинок можно увеличить.
4. Разложите перед ребенком несколько игрушек, предложите рассмотреть предметные картинки с их изображениями, а затем положить карточки к соответствующим карточкам.
5. После рассматривания предметных карточек ребенок находит пары (медведь и плюшевый мишка, игрушечная машинка и настоящий автомобиль).
«Что изменилось?». Расставив на столе несколько (до 5-6) знакомых ребенку игрушек (фигурки зверей, кукольная посуда, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребенку отвернуться. Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушел?»). Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе. Усложнение игры – увеличить количество игрушек.
Игры, развивающие речевое дыхание.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Педагог обращает особое внимание на то, чтобы у ребенка слитно звучали гласные в звукоподражаниях («АУ», «ИА», УА» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагаю подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
«Чей одуванчик улетит дальше?». Педагог предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
«Водичка». (Развитие речевого дыхания произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С») Педагог открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок!
Педагог с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водочки. Ребенок поет «длинную песенку». Т. е. произносит звук «С» протяжно.
«Пузырь». (Развитие речевого дыхания и звукового аппарата). Играют несколько детей. Они становятся тесным кругом и надувают пузырь: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). Дети образуют тесный круг, стоя рядом держась за руки, и произносят слова:
«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Педагог дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух выходи!». Дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
«Паровоз». (Развитие речевого дыхания). Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза. Педагог показывает ребенку паровозик, напоминает, как паровозик гудит (протяжно произносит звук «У», и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Педагог следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и педагог идут по комнате «паровозиком». И ребенок громко подражает гудку паровоза. Педагог читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу
Я далеко укачу-уууу!
«Катись карандаш». (Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц). Ребенок сидит за столом. Сначала педагог показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
«Уточки». (Развитие правильного направленного воздуха; активизация губных мышц). Подготовить тазик с водой и резиновые уточки с утятами (или другие легкие резиновые пластмассовые игрушки, плавающие в воде). Научить ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем утят двигаться, а затем подгоняем его к определенному месту.
«Перышко, лети. (Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц). Педагог подбрасывает перышко верх и подует на него, не давая упасть вниз. Затем предлагает подуть ребенку. Обращает его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Султанчик». (Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц). Педагог предлагает ребенку подуть вместе с ним. Обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
«Мыльные пузыри». (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц). Поиграть с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Подсказать, как можно с ними поиграть: побегать за ними, поймать их, хлопнув в ладоши. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.
«Бульканье». (Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц). Подготовить стакан, на треть наполненной водой, и коктейльную трубочку. Показать ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).
«Пастушок». (Развитие сильного ротового выдоха). Вдыхая воздух, через нос и резко выдыхая в рожок или дудочку, ребенок («пастушок») созывает коров, овечек, коз.
Попросить ребенка подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется, достаньте «разбежавшихся животных».
«Снег идёт» (Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц).
Педагог дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показать, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Источник
Анастасия Игнатьева
Картотека игр и упражнений для развивающих занятий
Картотека игр используемых в развивающих занятиях.
Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы, навыки сотрудничества.
1. «Давайте поздороваемся».
Детям предлагается три варианта приветствия. Дети по сигналу начинают ходить хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваются определенным образом, например:
1-й хлопок – хлопаем друг друга по ладошке.
2-й хлопка — стукаются пяточками.
3-й хлопка – прислоняемся боками;
4-й хлопка – тремся спинами.
2. «Здороваются все у кого…»
Все дети сидят в кругу на стульях. Ведущий у него нет стула – стоит в центре и говорит: «Здравствуйте все у кого черная обувь». Все у кого есть данный признак, встают со стульев и меняются местами с другими участниками. Ведущий старается занять свободный стул.
3. Игра «Все кто любит рисовать здравствуйте».
Дети сидят полукругом на стульях, взрослый сидит напротив всех. Взрослый говорит, что он сейчас будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те с кем он поздоровается, должны встать и сказать «Здравствуйте!», после этого будут махать ему руками в ответ. Например, такие варианта: «Те, у кого хорошее сейчас настроение, здравствуйте!», «Те, кто еще не проснулся, здравствуйте», «Те, кто ждет не дождется прогулки, здравствуйте», «Те, кто любит рисовать, здравствуйте» и так далее.
4. «Я рад с тобой общаться»
Дети стоят в кругу. И по кругу соседу слева протягиваем руку и жмем со словами: «Я рад с тобой общаться». А вы в свою очередь протягивай руку другому стоящему участнику с этими же словами и так по кругу. Руки не разжимаем. Должен получится общий единый круг.
5. «Коридор приветствий».
Сейчас поделимся на две шеренги встанем друг на против друга на расстоянии 1,5 метра. Один ребенок который находится в начале шеренги начинает идти по коридору. Вы должны его поприветствовать, как будто он знаменитость, то есть не трогать руками, а махать можно, кричать ура, привет, хлопать в ладоши. После того как один доходит до конца и встает в конец шеренги. Начинает двигаться ребенок с другой шеренги и так все по очереди.
6. Игра – приветствие с колокольчиком.
Содержание: Дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй Даниил, мой дружок!». После этого Даниил берет колокольчик и подходит поприветствовать другого ребенка. Главное не пропустить ни одного, всех поприветствовать. Проходит весело, для некоторых с трудом это, если ребенок замкнутый и стеснительный, но справляются.
Игры для разминки: направленные на развитие внимания, мышления, речи, сотрудничества, активного взаимодействия, двигательной активности, эмоциональной зарядки.
1. «Колечко на веревочке».
В кольцо продевают веревочку, концы связываются. Выбирается по желанию водящий. Он должен отойти в сторону. Остальные участники встают в круг, держась за веревку. Один из игроков накрывает кольцо рукой. Водящий становится на середину круга. Участники двигают руками кольцо, передавая его друг другу незаметно. Задача водящего угадать где кольцо, тогда он быстро бросается к этому человек и просит показать руки, если отгадал, то тот у кого было кольцо становится ведущим, а если нет, то ведущий выходит из круга и опять выбирается ведущий.
2. «Забросай друзей снежками».
Дети делятся на команды равные. Каждой команде выдаются снежки готовые из ваты, помещение делят на две половины лентой. Задача каждой команды – забросить как можно больше снежков на половину противника, одновременно выкидывая снежки, закидывая соперниками, со своей территории. По знаку игра прекращается, выигрывает та команда, на чьем участке меньше всего снежков.
3. Игра «Бывает — не бывает»
Дети сидят на стульчиках в полукруге. Ведущий называет предложение, если то, о чем говориться в предложении – бывает, дети хлопают в ладоши, если не бывает – топают ногами.
4. Игра «Да и нет».
Встаем в круг. Сейчас буду каждому бросать мяч и задавать вопрос, ответить на него можно только либо «да», либо «нет». Кто ошибется выбывает из игры.
-Ты мальчик?
-Тебе сто лет?
-Ты любишь мороженое?
-Ты ходил когда-нибудь в зоопарк?
-Ты кормил верблюда кактусом?
-У тебя есть домашнее животное?
-Ты еще малыш?
-Ты умеешь плавать?
-Ты ходишь в школу?
-Тебя кормят с ложечки?
-Тебе нравится в детском саду?
-На тебе красный свитер?
-У тебя есть друзья?
-Ты прилетел в детский сад на самолете?
-Ты умеешь летать? И тд.
5. Игра «Цапля, воробей, ворона».
Содержание. Дети ходят по комнате в свободном направлении. По сигналу взрослого (это можно под музыку) дети останавливаются и замирают в ожидании команды взрослого. Взрослый подает одну из трех команд:
«Цапля» — детям нужно согнуть ногу в колене и приподнять ее, расставить руки в стороны имитируя крылья, и замереть.
«Воробей» — дети легко и бесшумно прыгают на одном месте.
«Ворона»- дети делают несколько шагов вперед, переваливаясь с ноги на ногу.
Основные игры, направленные на развитие инициативности, самостоятельности, активности, группового взаимодействия, мышления, внимания, речи, фантазии.
1. Упражнение «Танцую, как хочу».
Дети стоят в кругу. Включается музыка и предлагаю танцевать, как можете, воображаю какой –нибудь образ: кошки, птицы, зайчика, цветочка или еще что – то по вашему желанию. Потом Обсуждение кого изображали.
2. Игра «Смешное имя».
Дети придумывают себе какое – нибудь смешное, необычное имя. Например: одуванчик, крокодил, плюшка.
Водящий подходит поочередно у каждому игроку и задает разные вопросы. В ответ ребенок называет свое придуманное имя, делать это нужно с серьезным лицом и не улыбаться. Подходя к игроку, водящий предупреждает «Кто улыбнется, кто засмеется, тому плохо придется!». После этого спрашивает:
-Как тебя зовут?
-одуванчик;
Что ты ешь на завтрак?
-Одуванчик;
А на чем ты катаешься?
— На одуванчике.
3. Упражнение «Кто Я».
Предлагается детям подумать на вопросом, «Кто Я?» и придумать как можно больше ответов. Ведущий бросает мяч, кто поймал отвечает на вопрос «Кто Я».
4. «Вождь краснокожих».
Игра заключается в том, чтоб каждый почувствовал себя сильным, ответственным и уверенным. По команде ведущего все дети превращаются в индейцев. Считалкой выбирается вождь. Он встает на высокий стул, руки скрещивает на груди и дает команды разные своему племени. Условия: не допускаются обидных высказываний и невыполнимых заданий – это обговаривается в начале игры. По окончанию игры обязательна обратная связь, задача взрослого объяснить, что важно быть добрым вождем.
5. Упражнение «Пары слов».
Я буду называть пары слов, а вы внимательно слушайте и запоминайте. После того, как я прочитаю все пары, буду по очереди кидать мяч и называть только первое слово пары, вам нужно будет назвать второе слово пары.
-шум-вода; небо-облако; музыка-нота;
-мост-река; школа-радость; футбол-мяч;
-весна – ручей; витамин-здоровье; дом-окно;
-стол-обед; сказка-герой; книга-буква.
-рубль-копейка; собака-кость;
-лес-медведь; лицо-улыбка;
Зима-снег; дерево-ствол;
-день-вечер; мороженое-холод;
6. Упражнение «Найди недостающий предмет».
Самостоятельно посмотрите на рисунки, подумайте какого предмета не хватает и дорисуйте в пустой клетке. (Приложение 10)
7. Упражнение «Таблица с цифрами».
Посмотрите на таблицы. Самостоятельно найди цифры по порядку и кто быстрее поднимет руку и назовет все цифры по-порядку, как можно быстрее. (Приложение 11)
8. Упражнение «Какой я хороший».
Предлагаю нарисовать свои возможности, что вы умеете хорошо делать, по желанию презентовать себя. А мы после каждого выступления аплодируем и говорим например: «Вот такой Саша хороший!».
9. Упражнение «Какой я хороший».
Детям встают в круг. По желанию ребенка один выходит в центр круга и говорит такие слова «Я вот такой хороший» и делает любое движение. А задача детей аплодировать ему и говорить «Саша, вот такой хороший» и повторяют его движение. И так все остальные сначала по желанию. Как правило, поучаствовать желают все.
10. Игра «Подскажи словечко» (антонимы и прилагательные)
Дети садятся на стульчики. Взрослый каждому кидает мяч называет антоним, задача ребенка вернуть мяч и назвать антоним прилогательное например:
Волк злой, а бабушка (какая….добрая
-Доска шершавая, а камень (какой) …гладкий
-Дедушка старый, а папа (какой…молодой и так далее.
Упражнения на мышечное расслабление:
1. Упражнение «Радуга».
Сесть удобно, представить себе легкую, воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном, расслабленном состоянии, отдыхающим. Обсуждение чувств. Затем встать, потянуться, изобразить руками над головой дугу радуги.
2. Упражнение «Потянулись, сломались».
Все стоят в кругу на коврике. Исходное положение ноги на ширине плеч, руки устремлены вверх, потянулись, потянулись, как-будто хотим достать солнце. А теперь мы как куклы марионетки. Пятки оторвали от пола, теперь кисти рук сломались, повисли, теперь руки в локтях, затем туловище сломалось, вперед нагнулись, а потоп в коленках, и упали.
Источник