Игры и упражнения для развития быстроты ребенка
При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования [7,103]:
- 1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.
- 2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления.
- 3. Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера».
- 4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.
В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения.
Для развития быстроты реакции используются:
- 1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
- 2. Чередование основных движений: ходьба — прыжки, прыжки — приседания.
- 3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
- 4. Изменение интенсивности движений: ходьба — бег интенсивный, бег медленный — бег с ускорением.
Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:
- 1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз.
- 2. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад.
- 3. Бег с ускорением.
Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:
- 1. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
- 2. Бег скрестным шагом по обручам.
Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
В старшей и подготовительной группе широко используются упражнения с предметами и без них [10,96]:
- — И. п. — о. с. — правая рука вверх. Энергичная смена рук и быстром темпе (6-7 раз, интервал для отдыха 5-7 с).
- — П.п. — лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.
- — П. п. — лежа друг перед другом (парами), ноги согнуть в коленях, упираются в стопы ног. Попеременное сгибание ног (5-6 серий).
- — И. п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Переступая стопами ног, быстрые повороты вокруг себя в разные стороны (5-7 раз).
- — И. п. — ноги на ширине плеч, палка посередине перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой (8-12 раз).
- -И. п. — ноги слегка расставить, палка вертикально вперед в правой руке. Быстрое перебрасывание палки из одной руки в другую вверх — вниз (7-8 раз).
- — И. п. — о. с. — парами лицом друг к другу. Хлопок в ладоши перед собой, по ладоням товарища (перекрестно). Темп постепенно увеличивается (3-4 серии).
- — И. п. — упор руками в центр обруча. Быстро обойти и вернуться в и. п. (по 7-8 раз в каждую сторону).
- — И. п. прыжки: ноги вместе, ноги врозь, вместе — скрестно (25-30 с).
ГРЕБЦЫ. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8-10 раз.
ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо — влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.
Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.
БРОСЬ МЯЧ. Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.
БЫСТРЫЕ СТРОИТЕЛИ. Соревнование между двумя-тремя командами. По сигналу воспитателя дети бегут через зал (10-12 м) и строят из 5-7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям.
КТО БЫСТРЕЕ? Дети находятся за кругом, водящий в центре круга. По сигналу поочередно каждый перебегает через круг.
ЛУК И СТРЕЛЫ. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.
КТО БОЛЬШЕ? На расстоянии 8-10 м от детей ставится стойка, па которую развешиваются лепты (5-6 шт.) для каждой команды. По сигналу «Марш!» дети парами бегут и собирают лепты, отдают их товарищу, который их развешивает на стойке.
ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ. Дети делятся на 2-3 команды и соревнуются в перенесении кубиков (кеглей, колен) на расстояние 8-10 м.
УСПЕЙ ПОЙМАТЬ. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, пало выбежать из круга, положить как можно дальше камушек па землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.
БЕГ НАПЕРЕГОНКИ. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20-30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.
КТО ДАЛЬШЕ? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.
Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.
БАБОЧКИ И СТЕРОЗЫ. В середине площадки па расстоянии одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги — команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10-13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек.
Усложнение: а) в и. п. стоя на коленях или сидя; б) подается команда «Воробьи» или «Вороны».
Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.
Таким образом, для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста необходимо в первую очередь в медленном темпе освоить основы техники бега и постепенно ускорять бег.
Источник
Наталья Сергеевна Вторыгина
Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Снежинка» комбинированного вида»
Подвижные игры и упражнения
как средство развития быстроты
у детей старшего дошкольного возраста
Педагогический опыт
Вторыгиной Натальи Сергеевны,
инструктора по физической культуре
первой квалификационной категории
Северодвинск
2019 г.
Оглавление
Введение… 3
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста….
4
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста….
5
1.3. Классификации подвижных игр…
8
Глава 2. Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методика оценки быстроты детей старшего дошкольного возраста…
11
2.2. Организация работы по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста….
11
2.3.
Проверка эффективности проделанной работы….
14
Заключение….
14
Список использованной литературы….
21
Приложения….
18
Введение
Развитие физических качеств — одна из главнейших сторон физического развития дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развитыу них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью или способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Способность к быстроте необходима для совершенствования технике бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных качеств. Поэтому главные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы применяемые упражнения содействовали развитию этого двигательного качества. К сожалению, дефицит двигательной активности, как в детских садах так и дома ведет к ухудшению быстроты. (Э. С. Вильчковский, Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина).
Актуальность данной работы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Цель: создать условия по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подбор подвижных игр и упражнений.
В соответствии с вышеизложенным были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Раскрыть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать классификации подвижных игр.
4. Выявить уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать работу по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста.
6. Проверить эффективность проделанной работы.
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движений человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. Вопросами развития физических качеств занимались такие специалисты как Вавилова Е. Н., Осокина Т. Н., Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. К физическим качествам все авторы относят и быстроту.
По мнению Елены Николаевны Вавиловой, быстрота – это способность человека выполнять движения в наикратчайший срок.
По мнению С. М. Бажукова физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство ЦНС.
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием — быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо.К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:
1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
2) частота движений;
3) быстрота двигательной реакции.
По мнению Е. Н. Вавиловой быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Она предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередовать бег в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Для развития быстротыиспользуют по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.
Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170—180, но при этом отмечается быстрое его восстановление: уже на 1 мин она снижается до 130—140 ударов в минуту и на 2—3 мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4—5 раз после небольшого перерыва.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Скорость такого бега составляет 50—60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности. Бег со средней скоростью, как показали специальные исследования, соответствует функциональным возможностям организма детей дошкольного возраста, а нагрузка при этом — умеренной интенсивности. На каждом занятии дети пробегают со средней скоростью по 2 отрезка, длина которых составляет примерно 1/5 расстояния, пробегаемого детьми данного возраста, и увеличивается на протяжений года до 1/3 этого расстояния.
Медленный бег является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135—145 ударов в 1 мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Это позволяет детям пробегать в 2—2,5 раза большие расстояния, чем со средней скоростью. Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. При постоянном повторении пробежек улучшается согласованность в деятельности этих систем, ускоряется достижение оптимального уровня функционирования, что также повышает возможности организма детей.
Таким образом, на каждом занятии в чередовании с другими видами упражнений дети совершают 2 пробежки со средней скоростью, 3 пробежки — медленно и несколько отрезков пробегают быстро в игре или эстафете.
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Орбели Л. А. считает, что «важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые заложены природой».
Изучив и проанализировав вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.
Источник