Игры и развитие умственных действий ребенка

Игры и развитие умственных действий ребенка thumbnail

В советской психологии широкое развитие
приобрели исследования формирования
умственных действий и понятий. Разработке
этой важнейшей проблемы мы обязаны
прежде всего исследованиям П. Я. Гальперина
и его сотрудников. П. Я. Гальпериным
(1959) в результате многочисленных
экспериментальных исследований, носивших
характер экспериментально-генетического
формирования умственных действий и
понятий, были установлены основные
этапы, через которые должно проходить
формирование всякого нового умственного
действия и связанного с ним понятия.
Если исключить этап предварительной
ориентировки в задании, то формирование
умственных действий и понятий с заранее
заданными свойствами проходит закономерно
следующие этапы: этап формирования
действия на материальных предметах или
их материальных моделях-заместителях;
этап формирования того же действия в
плане громкой речи; наконец, этап
формирования собственно умственного
действия (в некоторых случаях наблюдаются
еще и промежуточные этапы, например
формирование действия в плане развернутой
речи, но про себя и т. п.). Эти этапы могут
быть названы этапами функционального
развития умственных действий.

Одной из нерешенных до настоящего
времени, но вместе с тем важнейших
проблем является проблема соотношения
функционального и онтогенетического,
возрастного развития. Нельзя представить
себе процесс онтогенетического развития
без функционального, если принять,
конечно, основной для нас тезис,

233

что психическое развитие ребенка не
может происходить иначе, чем в форме
усвоения обобщенного опыта предшествующих
поколений, фиксированного в способах
действий с предметами, в предметах
культуры, в науке, хотя развитие и не
сводится к усвоению.

Рассматривая действия ребенка в игре,
легко заметить, что ребенок уже действует
со значениями предметов, но еще опирается
при этом на их материальные заместители
— игрушки. Анализ развития действий в
игре показывает, что опора на
предметы-заместители и действия с ними
все более и более сокращается. Если на
начальных этапах развития требуется
предмет-заместитель и относительно
развернутое действие с ним (этап
материализованного действия, по П. Я.
Гальперину), то на более поздних этапах
развития игры предмет выступает через
слово-название уже как знак вещи, а
действия — как сокращенные и обобщенные
жесты, сопровождающиеся речью. Таким
образом, игровые действия носят
промежуточный характер, приобретая
постепенно характер умственных действий
со значениями предметов, совершающихся
в плане громкой речи и еще чуть-чуть
опирающихся на внешнее действие, но
приобретшее уже характер обобщенного
жеста-указания. Интересно отметить, что
и слова, произносимые ребенком по ходу
игры, носят уже обобщенный характер.
Например, при подготовке к обеду ребенок
подходит к стене, делает одно-два движения
руками — моет их — и говорит: «Помыли»,
а затем, точно так же сделав ряд движений
еды, поднося палочку-ложку ко рту,
заявляет: «Вот и пообедали». Этот путь
развития к действиям в уме оторванными
от предметов значениями есть одновременно
возникновение предпосылок для становления
воображения.

В свете приведенных соображений игра
выступает как такая деятельность, в
которой происходит формирование
предпосылок к переходу умственных
действий на новый, более высокий этап
— умственных действий с опорой на речь.
Функциональное развитие игровых действий
вливается в онтогенетическое развитие,
создавая зону ближайшего развития
умственных действий. Может быть, эта
модель соотношения функционального и
онтогенетического развития, которое
мы наблюдаем столь наглядно в игре,
является общей моделью соотношения
функционального и онтогенетического
развития. Это предмет специальных
исследований.

234

Источник

Надежда Балабуева
Игры и упражнения для развития умственных способностей детей

Уважаемые, коллеги! Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития умственных способностей дошкольников. Этими упражнениями пользуюсь сама в работе с детьми. Буду рада, если кому-нибудь они пригодятся.

«Елка с подарками», игра для детей среднего дошкольного возраста.

Задача: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Оборудование: картинка с изображением большой елки; несколько вырезанных изображений мешочков с подарками разной формы и величины.

Примечание: мешочки можно прикрепить на елку, а форма мешочков должна отдаленно напоминать форму разных предметов: мяча, куклы, велосипеда и т. п., но допускать многозначное толкование (например, про один и тот же мешочек можно сказать, что там лошадка, или собачка, кошка).

Игра:

Взрослый показывает картинку и говорит, что Дед Мороз к празднику всем детям принес подарки. Но что для кого он принес, ребята должны угадать сами. Дети разглядывают висящие на елке мешочки разной формы и величины, придумывают и по очереди говорят, что находится в каждом мешочке (сначала несколько вариантов ответа про один мешочек, потом про другой и т. д.) и для кого может быть этот подарок – папе, маме, сынишке, дочке. Воспитатель помогает детям находить разные варианты ответов.

Игра может повторяться неоднократно с мешочками других форм и размеров.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).

Если 2 больше одного, то (один меньше двух).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).

Если река глубже ручейка, то (ручеек мельче реки).

Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.

Словесная игра «Чересчур».

Дети должны отвечать на вопросы.

Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот). Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти). А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть). Если загорать не больше 10 минут — полезно для здоровья? А если провести на солнце час? (Можно обгореть, повысится температура). Если скушать одну порцию мороженого – радостно, вкусно! А если съесть много порций? (Заболит горло).

Игра «Догадайся»

Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

В: Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Машина, велосипед …

В: А какой еще транспорт вы знаете?

Или такие картинки: абажур, шнур, лампочка.

В: Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Светильник.

Или такие: круг, стрелки, цифры.

В: Что это может быть?

Дети: Часы.

Игра «Что забыл художник?»

В: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, на ковре не раскрашены некоторые полоски и т. п.

Игра «Узнай предмет по признакам»

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, овальный, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный; круглый, резиновый, звонкий, прыгучий; пушистый, белый, холодный; и др.

Логические задачи

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Запомни картинки

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».

На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты, женское платье и. т. д., транспорт (грузовой, пассажирский).

Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:

1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;

2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.

А) Воспитатель убирает одну из групп картинок (5 штук)

Вопрос: «Какой группы не стало?»

Б) Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»

В) Картинки переворачиваются.

Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

Источник

Стр. 279

3. Игра и развитие умственных действий

В советской психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важнейшей проблемы мы обязаны прежде всего исследованиям П. Я. Гальперина и его сотрудников. П. Я. Гальпериным (1959) в результате многочисленных экспериментальных исследований, носивших характер экспериментально-генетического формирования умственных действий и понятий, были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами проходит закономерно следующие этапы: этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; наконец, этап формирования собственно умственного действия (в некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т. п.). Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.

Одной из нерешенных до настоящего времени, но вместе с тем важнейших проблем является проблема соотношения функционального и онтогенетического, возрастного развития. Нельзя представить себе процесс онтогенетического развития без функционального, если принять, конечно, основной для нас тезис, что психическое развитие ребенка не может происходить иначе, чем в форме усвоения обобщенного опыта предшествующих поколений, фиксированного в способах действий с предметами, в предметах культуры, в науке, хотя развитие и не сводится к усвоению.

Можно, правда чисто гипотетически, представить себе функциональное развитие всякого нового умственного действия как сжатое повторение этапов онтогенетического развития мышления и вместе с тем и как формирование зоны его ближайшего развития. Если принять установленные в советской психологии этапы развития мышления (практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) и сравнить с этапами, установленными при функциональном формировании, то такое предположение имеет некоторые основания. Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители — игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними все более и более сокращается. Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним (этап материализованного действия, по П. Я. Гальперину), то на более поздних этапах развития игры предмет выступает |через слово-название уже как знак вещи, а действия — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи и еще чуть-чуть опирающихся на внешнее действие, но приобретшее уже характер обобщенного жеста-указания. Интересно отметить, что и слова, произносимые ребенком по ходу игры, носят уже обобщенный характер. Например, при подготовке к обеду ребенок подходит к стене, делает одно-два движения руками — моет их — и говорит: «Помыли», а затем, точно так же сделав ряд движений еды, поднося палочку-ложку ко рту, заявляет: «Вот и пообедали». Этот путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения.

Источник

Ирина Горбунова
Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей.

Игры и упражнения для детей старшей группы

Найди игрушку

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача.

Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столы и стулья в групповой комнате.

3. Игрушечный волчок или любая другая игрушка.

4. Маленький красный кружок, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Ход игры. Воспитатель сидит за своим столом, дети — за маленькими столами.

Педагог при участии детей выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план групповой комнаты. Обозначив окна и двери, помещает на определенное место большой прямоугольник — свой стол, далее — маленькие прямоугольнички и квадратики — детские столики со стульчиками (при этом педагог называет имена детей, сидящих за каждым столиком).

Поэлементное выкладывание вводится с целью облегчить ориентировку дошкольников среди идентичных объектов, которыми являются маленькие столики.

Затем один из детей выходит за дверь, а воспитатель вместе с осталь-ными играющими прячет игрушку (например, волчок) и делает на плане отметку красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку.

Водящими по очереди становятся все дети.

Примечание. При отсутствии фланелеграфа или магнитного мольберта, может быть использован план, который воспитатель рисует на листе бумаги при детях.

Чье это место?

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача. Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольничков, 16 маленьких квадратиков, 2 маленьких красных кружка.

Ход игры. Проводится в той части групповой комнаты, где находятся стол воспитателя и два ряда детских столов со стульями. Сначала воспитатель вместе с ребятами выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план комнаты (см. описание игры «Найди игрушку»). Затем отмечает кружочком место одного из детей и предлагает ребенку, сидящему на этом месте, встать.

Вариант игры («Поменяйтесь местами», Воспитатель отмечает на плане два места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.

Примечание. Игра «Поменяйтесь местами» может проводиться после игры «Чье это место?», если последняя не вызывает у дошкольников затруднений.

«Секреты»

В игре могут принимать участие 2— 6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться по плану в реальном пространстве участка детского сада.

Вариант I.

Материал.

1. План участка детского сада, на котором проводится игра. На плане схематически изображены находящиеся на участке предметы: песочница, клумба, качели и т. п. Кроме того, в план могут включаться имеющиеся на участке песочные или снежные постройки. Всего должно быть 9—10 предметов.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры. Взрослый показывает план участка и вместе с детьми устанавливает соответствие изображений на плане реальным предметом. Затем педагог говорит, что на участке спрятаны игрушки-«секреты», а на плане красными кружками обозначены места, где они находятся. Двум-трем детям предлагается отыскать эти «секреты». Каждый ребенок выполняет свое задание (по своему кружку).

Выигрывает тот, кто быстрее всех отыщет свой «секрет».

Вариант II.

Материал.

1. Общий план двух смежных участков детского сада (своего и соседней группы, на котором схематически изображено 10—12 предметов: беседки, песочницы, веранды, столы и т. д.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры такой же, как и в предыдущем варианте.

«Перевертыши»

Игра проводится по подгруппам в 4- 6 человек.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

1. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые на каждого ребенка.

В каждом наборе должно быть 4 одинаковые карточки. Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 с другим. Каждое изображение расположено таким образом, что – бы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

2. Карандаши.

Ход игры.

Воспитатель раздает карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру «Перевертыши». Объясняет ее правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получалась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец (для показа лучше выбрать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. д.

Когда дети выполнять задание – закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками – педагог предлагает взять карточки с другой и т. д.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.

Сочиняем сказку

В игре принимает участие вся группа.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку — по 3 кружка, разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).

Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих —- по три. Кружки у всех детей разного цвета, например у одного — красный, коричневый и желтый, у другого — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеленый и т, д.

Педагог говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит сказку про своего героя.

Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными.

Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5—7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.

Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог дает образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка, на оригинальность происходящих событий.

Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.

Кому что нужно?

Упражнение можно проводить по подгруппам в 5—7 человек и со всей группой.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов и ситуации на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией — несколько схематически изображенных предметов. Например:

1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.

2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.

3. Девочка в лесу. Внизу — схематическое изображение домика, животного, гриба.

4. Мальчик в доме. Внизу — схематическое изображение животного, человека, машины, книги (прямоугольник).

5. Девочка во дворе. Внизу — схематическое изображение машины, человечка, шарика.

Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что он (она) делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».

Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое, и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т. п. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай и т. д.

Педагог должен ориентировать детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.

На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.

Разные постройки

Игра проводится по подгруппам в 5—6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей варьировать в воображении образы предметов.

М а т е р и а л. Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4—5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.

Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки.

Дети, начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т. д.

После того как все выполнят задание, педагог вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.

Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.

Шоферы

В игре принимает участие вся группа детей.

Дидактические задачи. Учить придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации.

Учить рассказывать о воображаемых событиях.

Материал. Рули для «шоферов», стульчики, изображающие машины.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы поиграем в игру «Шоферы». Я буду диспетчером. С каждым шофером могу связаться по радио, каждый из своей машины может ответить на все мои вопросы. Садитесь с свои машины». Затем говорит озадаченно: «Уже вечер, а мне только что сообщили, что завтра на рассвете на дальнее поле необходимо отправить много больших машин грузить зерно. Поедут все. Путь очень сложный, уже темно, придется ехать по лесу, затем по полю, по самому краю речки, по деревне. Надо отправляться сейчас же. Пока вы будете ехать, я все время суду с вами держать связь».

Педагог задает вопросы в зависимости от той конкретной ситуации, с которой тот или иной ребенок находится: «Какие пункты проехали?», «Что видно впереди?», «Не надо ли отдохнуть?», Хватит ли бензина?» и т. д.

Источник