Игры и игрушки в развитии коммуникативных навыков ребенка
Игры на развитие коммуникативных навыков.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик — Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Ход игры. Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
Игра-драматизация «Репка»
Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.
Ход игры.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.
Дидактическая игра « Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.
Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
Цель.Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.
Ход игры.Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.
Творческая игра «Страна вежливости»
Цель. Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Творческая игра «Кто здесь кто?»
Цель. Учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.
Игры — ситуации
цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Игра — инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает — все шагают, обезьянка поднимают руку — и дети тоже.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.
«Магазин игрушек»
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал — игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! — говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
«Менялки»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Мост дружбы»
Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».
«Передай мяч»
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Слушай команду»
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
«Запрешено движение»
Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
«Слушай хлопки»
Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Комплемент»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
«Сороконожка»
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
«Приветствие»
Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.
«Ладонь в ладонь»
Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.
«Волшебная палочка»
Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».
«Доскажи словечко»
Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.
Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.
«Головой мы что делаем? (Думаем!)
Ушами мы что делаем? (Слушаем!)
Глазами…, носом…, ртом…, руками…,
Пальцами…, ногами…» и т.п.
«Один — много»
Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.
Ведущий: «У меня один, у вас (много)
У меня рука, у вас (руки),
У меня нога, у вас (ноги),
У меня плечо, у вас (плечи),
У меня нос, у вас (носы),
У меня волос, у вас (волосы),
У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.
«Найдите себе пару»
Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания. Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» — становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» — каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.
«Отгадай чей голосок? «Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.
«Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Отгадай, чей голосок?
Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.
«Угадай слово»
Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар
(-тофель), чес (-нок)».
Источник
Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.
Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.
Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.
.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» — встать, руки вверх; «воздух» — встать, руки в стороны
2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.
B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.
3. «НАЙДИ ДРУГА»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры:
Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.
4. «ДОЖДИК»
Цель: сплочение группы.
Ход игры:
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.
5. «ТЕНЬ»
Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.
Ход игры:
А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.
7. «ДОРОГА»
Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Взялись за руль,завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.
8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры:
Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,
9. «ШУМ РАСТЕТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок.Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос,взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец,Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
.
10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»
Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)
Ход игры:
Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело — скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки — непоседы снуют туда-сюда.
11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Цель: развитие доверия друг другу.
Ход игры
Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
12 «БИП»
Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.
Ход игры
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу
13. «ИГОЛКА И НИТКА»
Цель: создание и поддержание работоспособности
Ход игры
Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.
14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,
15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»
Цель: развитие взаимодействия детей в группе.
Ход игры
Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.
16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры
Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.
17. «ШТОРМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры
Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.
18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы
-Ход игры:
Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.
Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.
Затем дети меняются ролями.
19. «КТО Я?»
Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие —у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.
20. «ЗАЙЧИКИ»
Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц.Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»
Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.
21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.
На цветной, лесной лужайке
Повстречались наши зайки.
Первый зайчик был веселый —
Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,
А второй —тот загрустил:
Папа в школу не пустил (дети показывают). .
Третий зайчик удивился
И за голову схватился (дети показывают).
А четвертый —испугался:
Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!
Ну а пятый был спокоен (дети показывают,
Успокоил,как всегда:
«Вы немножко подрастете,
В школу все тогда пойдете!»
Все обрадовались зайки,
Скачут, пляшут на лужайке,
Подрасти хотят скорей,
Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)
22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры
Дети встают в круг, передают мяч,который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.
Ход игры
Дети выбирают водящего — он страшный дракон.Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!»Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате
24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.
Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.
25. «ЭХО»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры:
Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.
Желаю успеха!
Источник