Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка thumbnail

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности.

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета — это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры — игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями младенцев различные игрушки. Вероятно, это связано с древним поверьем о том, что погремушки отпугивают злых духов. Конечно, об этой ее функции многие из нас давно забыли и сейчас погремушки вешают совсем с другими целями. Задача этих игрушек — расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек — предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями — смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого прежде всего как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка — коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения — поисковая активность.

Все как будто просто и легко объяснимо: ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда! Обычно предлагаемая нами ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (разбирать, ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают, изучая устройство. Все это обычно приводит игрушку в негодность.

На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что угодно, в том числе — разбирать и собирать, игрушки, способные к трасформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным. Хотя если бы лучшие умы человечества вместо конструирования бомб и ракет занялись созданием таких детских игрушек, можно было бы надеяться на успех. А пока с такими игрушками у нас сложно.

Есть и альтернативные, и притом весьма продуктивные, пути:

  • давать ребенку минимум готовых игрушек;
  • стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие;
  • пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают; таким образом мы должны признать за ребенком право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт.

А вот с готовыми игрушками следует быть осторожными. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Во-первых, готовые, радующие глаз взрослого игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время.

В ряде специальных исследований замечено, что большое количество игрушек таит в себе и опасность: рассеивается внимание. Когда вокруг ребенка много игрушек, это не столько стимулирует его активность, сколько подавляет. Ребенку бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном. Для того чтобы эффективно развивать у него нестандартное мышление и изобретательность вряд ли следует предлагать множество готовых игрушек.

Многие наблюдательные педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно — ребенок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.

При этом витрины современных магазинов, продающих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тратить большие деньги, думая, что все это будет очень полезно и безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке, какой бы интересной она не казалась нам, взрослым.

Конечно, готовая игрушка делается профессионалами, часто высококвалифицированными, и кажется взрослым красивой и забавной, но она обычно имеет, по меньшей мере, два недостатка. Во-первых, она быстро исследуется ребенком. Изучаются все ее возможности, и это порождает утрату интереса к ней. Как отмечает С. Миллер: «Результаты наблюдений за тем, как играют дети, показали, что «сложность» игрушки, создающая у ребенка некоторые проблемы при игре с ней, прямо пропорциональна времени, в течение которого он будет играть с этой игрушкой». Во-вторых, такая игрушка нередко мало связана с реальным окружающим миром, что, оказывается, очень важно для ребенка. Но есть и другие примеры игрушек.

Так еще Марией Монтессори разрабатывалась серия игрушек, имитирующих предметы реального мира. Их можно трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать, вставлять внутрь друг друга и т. д. Сейчас таких игрушек множество. Все это замечательно, но даже такие игрушки далеко не всегда способны дать ребенку «радость достижения». В подавляющем большинстве случаев ребенок не хочет мириться со своим положением «маленького», он хочет, чтобы с ним обращались как с взрослым. Он стремится к настоящим, реальным трудностям и надеется в их преодолении на помощь взрослого.

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать эту «радость достижения», детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из отдельных частей можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Особое направление, как мы уже отметили, — это использование в игровых целях в качестве игрушек реальных предметов. Малыш с гораздо большим интересом и вниманием изучает реальные, окружающие его предметы, пытается использовать их в своих играх. Причем он может использовать предмет в игре и не по назначению: например, книга может пригодиться для строительства тоннеля; используя стол, можно построить замечательный дом, а диван легко превратить в самолет или пароход. Правда, все это обычно ведет к беспорядку в доме и потому раздражает взрослых, но для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности имеет чрезвычайную ценность.

Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у людей, и у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.

Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают интерес. Новизна события очень важна для ребенка. В отличие от взрослого он часто не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и др.).

А.И. Савенков

Статья предоставлена психологическим центром «Адалин»

Источник

Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности.

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

​​​​​​​​​​​​​​Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета — это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры — игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями младенцев различные игрушки. Вероятно, это связано с древним поверьем о том, что погремушки отпугивают злых духов. Конечно, об этой ее функции многие из нас давно забыли и сейчас погремушки вешают совсем с другими целями. Задача этих игрушек — расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек — предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями — смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого прежде всего как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка — коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения — поисковая активность.

Все как будто просто и легко объяснимо: ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но вот беда! Обычно предлагаемая нами ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (разбирать, ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают, изучая устройство. Все это обычно приводит игрушку в негодность.

На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что угодно, в том числе — разбирать и собирать, игрушки, способные к трасформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным. Хотя если бы лучшие умы человечества вместо конструирования бомб и ракет занялись созданием таких детских игрушек, можно было бы надеяться на успех. А пока с такими игрушками у нас сложно.

Есть и альтернативные, и притом весьма продуктивные, пути:

  • давать ребенку минимум готовых игрушек;
  • стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие;
  • пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают; таким образом мы должны признать за ребенком право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт.

А вот с готовыми игрушками следует быть осторожными. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Во-первых, готовые, радующие глаз взрослого игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время.

В ряде специальных исследований замечено, что большое количество игрушек таит в себе и опасность: рассеивается внимание. Когда вокруг ребенка много игрушек, это не столько стимулирует его активность, сколько подавляет. Ребенку бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном. Для того чтобы эффективно развивать у него нестандартное мышление и изобретательность вряд ли следует предлагать множество готовых игрушек.

Многие наблюдательные педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно — ребенок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.

При этом витрины современных магазинов, продающих детские игрушки, способны поразить воображение любого взрослого. Естественно, что взрослые готовы тратить большие деньги, думая, что все это будет очень полезно и безумно интересно ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке, какой бы интересной она не казалась нам, взрослым.

Конечно, готовая игрушка делается профессионалами, часто высококвалифицированными, и кажется взрослым красивой и забавной, но она обычно имеет по меньшей мере два недостатка. Во-первых, она быстро исследуется ребенком. Изучаются все ее возможности, и это порождает утрату интереса к ней. Как отмечает С. Миллер: «Результаты наблюдений за тем, как играют дети, показали, что «сложность» игрушки, создающая у ребенка некоторые проблемы при игре с ней, прямо пропорциональна времени, в течение которого он будет играть с этой игрушкой». Во-вторых, такая игрушка нередко мало связана с реальным окружающим миром, что, оказывается, очень важно для ребенка. Но есть и другие примеры игрушек.

Так еще Марией Монтессори разрабатывалась серия игрушек, имитирующих предметы реального мира. Их можно трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать, вставлять внутрь друг друга и т. д. Сейчас таких игрушек множество. Все это замечательно, но даже такие игрушки далеко не всегда способны дать ребенку «радость достижения». В подавляющем большинстве случаев ребенок не хочет мириться со своим положением «маленького», он хочет, чтобы с ним обращались как с взрослым. Он стремится к настоящим, реальным трудностям и надеется в их преодолении на помощь взрослого.

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать эту «радость достижения», детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из отдельных частей можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Особое направление, как мы уже отметили, — это использование в игровых целях в качестве игрушек реальных предметов. Малыш с гораздо большим интересом и вниманием изучает реальные, окружающие его предметы, пытается использовать их в своих играх. Причем он может использовать предмет в игре и не по назначению: например, книга может пригодиться для строительства тоннеля; используя стол, можно построить замечательный дом, а диван легко превратить в самолет или пароход. Правда, все это обычно ведет к беспорядку в доме и потому раздражает взрослых, но для развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности имеет чрезвычайную ценность.

​​​​​​​​Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Давно доказано, что и у людей, и у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфорт. Повторение чего-либо (предметов, звуков и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.

Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают интерес. Новизна события очень важна для ребенка. В отличие от взрослого он часто не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и др.).

Источник