Игры и игрушки как средство развития ребенка

Игры и игрушки как средство развития ребенка thumbnail

Юлия Филимонова
«Игры с игрушками как средство всестороннего развития ребенка»

Основными атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Е. А.Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.

Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные В эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74% детей. В 1,5 – 2,5 года выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок,героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку).

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т. д.).Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 года) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т. д.).Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4–5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX в. В конце XIX в. широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала ХХ в. начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI в., несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, обожают покемонов и Ферби, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка.

Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так,как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., – объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечнойзверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Источник

нонна ачакова
Игра и игрушка в жизни ребенка-дошкольника

Ачакова Нонна Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»

г. Пятигорск

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Извествнейший в нашей стране педагог А. С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре…»

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, еёорганизующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка,должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр.Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

— В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;

— На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;

Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

— В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

— Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;

-Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;

-Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;

— Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;

— В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Список литературы:

1.»Детский сад. Книга для заведующих», под ред. Л. П. Тарасовой. М. ,1982г.

2. Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новоселовой — М.:Просвещение,1989 г.

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. — М.:Просвещение,1979 г.

4. Линькова Н. В. Игры, игрушки и воспитание способностей. М.:Просвещение,1969 г.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.

6. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т. А. Марковой — М.:Просвещение,1982

Источник

Современные игры и игрушки как средство развития математических способностей детей

ФИО

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о таких средствах форсмирования математических представлений, как игры и игрушки. Игровая деятельность в изучении математики оказывает положительное воздействие на ребенка, развивает умственные способности, память, внимание и мышление, что является довольно актуальной проблемой в современном мире.

Ключевые слова: игры и игрушки, дети дошкольного возраста, дошкольники, развитие математических способностей, формирование математических представлений.

Одним из основных и главных видов деятельности дошкольников считается игра, в качестве развития математических способностей. Игровая деятельность способствует формированию различных качеств, таких как умственное развитие, познавательная активность ребенка, моральные качества, мыслительный процесс и другое. Дошкольник в игре может не только участвовать, но также и поддаваться каким-либо воздействиям, правилам и алгоритмам. В жизни ребенка игра и игрушки имеют особенный, специальный и характерный метод усвоения впечатлений для детей данного возраста [3].

Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, в основе которой мотивация не возлагается в следствии ее, а лишь только в процессе.

Математическая игра – является таким видом деятельности, в процессе которой дошкольники еще и обучаются, соревнуются и развивают свои собственные математические представления.

Ученые Г.С. Костюк, А.М. Леушина и А.А. Столяр разработали методику обучения математике к формированию математических представлений дошкольников. Они полагали, что математика является элементарным уровнем коммуникации в обществе и повседневной жизни, где самым известным является символ и знаки [4; 5; 6].

Такие научные исследователи, как Т.И. Ерофеева и В.П. Новикова, считают, что при ФЭМП у дошкольников применяется как генетический принцип и основывается издавна на исследованиях развития математики [2].

Вопросом об изучениях математических игр занимался научный исследователь Е.А. Дышинский, полагал, что такого рода игры состоят из различных увлекательных занятий, упражнений и задач, которые требуют у детей находчивости, смекалки, мышления и умения оценивать специфику и постановку проблемы. Здесь, Е.А. Дышинский относит к таким игровым моментам числа и фигуры в которых результат предрасположен к теоретическому анализу [3].

В статье Н.А. Ярыгиной, говорится о формировании математических представлений через игры, где важным условием является обучение педагогом в детском саду. Педагог, управляя игрой и формируя жизнь в игре дошкольников, влияет на различные стороны формирования личности (на сознание, понимание, чувство и на поведение). В большинстве случаев применяются дидактические игры по формированию математических представлений детей, которые направлены на логическое и критическое мышление ребенка, на внимание и на понимание [7].

Исходя из этого, можно сказать, что дидактические игры способствуют общению детей, так как когда ребенок играет, он взаимодействует со сверстниками и педагогом, где выявляется наиболее эмоциональная специфика.

Рассмотрим различные виды игр и игрушек для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений [1]:

1. Блоки Дьенеша (геометрические фигуры), подобного рода игра помогает воспитанникам совершать не сложные игровые действия на классификацию – толщина, форма и цвет. К примеру, при использовании блоков детьми, выявляют желтые, неквадратные либо тонкие, некруглые и прочие.

Используемые игры: «Нарядим дерево», «Отдадим игрушки» и др.

2. Игры с цветными палочками Кюизенера (цветные палочки разного размера для ФЭМП), развивают у дошкольников математические представления через познание размерных и числовых сопоставлений.

Используемые игры: «Математические карзинки», Чудо-цвет» и др.

3. Игровые упражнения развивают у детей умение осознавать символику предпосылки логического мышления, творческих способностей.

Используемые игры: «Построй или дострой», «Из пяти в две» и прочие.

4. Самостоятельные игры (игры в предметно-развивающейся среде), вв подобного рода играх, ребенок не осознанно постигает различные формы, геометрические фигуры, числа и прочие математические материалы.

Используемые игры: «Конструктор», «Построй домик», «Расставь по местам» и др.

5. Игры мини-ситуации – данные игры преднамеренно организуются педагогом, для развития у детей внимания, математических представлений и логических связей.

Используемые игры: «Посмотри как много зверушек», «Расскажи, сколько вас в семье» и др.

6. Настольно-печатные игры – направленны на развитие внимания, памяти и запоминания. Такие игры многообразны по следующим типам: «Лото», «Домино», «Картинки» и др.

7. Игры с предметами – применяются различные игрушки, при взаимодействии с которыми ребята обучаются сопоставлять, находить схожесть, и отличие предметов. Главной ценностью игрушек является знакомство со свойствами предметов (форма, цвет, величина). Дети имеют возможность установить последовательность и сравнить игрушки.

8. Словесные игры способствуют развивать уже имеющиеся представления, углублять познания и приобретать навыки в новых изучениях. В данных играх детям дается возможность самим решить задачи, описать предметы, отгадать по описанию и др. [1].

Исходя из этого, можно сказать о том, что различного рода игры с дошкольниками по формированию математических представлений, которые были рассмотрены выше, педагог имеет возможность добиться более успешного решения проблемы, и усвоения программного материала, а также верного решения задач. Использование дидактических игр по ФЭМП в дошкольном учреждении увеличивает действенность и стимулирует педагогический процесс, помимо этого формирует и усовершенствует память, внимание, логическое и критическое мышление детей, влияет на интеллектуальное развитие дошкольника. В процессе обучения с помощью игр и игрушек для развития математических представлений, воспитателю необходимо устремляться к переходу радости, для того, чтобы у детей складывалось положительное осознание для более успешного усвоения материала.

Список литературы

  1. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. — М.: Просвещение, 2013. — 112 с.

  2. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 2013. – 234 с.

  3. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. — Москва: Наука, 2012. – 533 с.

  4. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. О генезисе понятия числа у детей: учеб. пособ. — М.: Академия, 2008. — 304 с.

  5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие. — М.: Просвещение. 2004. – 294 с.

  6. Столяр А.А. Как математика ум в порядок приводит. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 374 с.

  7. Ярыгина Н.А. Развивающие игры как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста. (Электронный источник), URL: https://uchitelya.com/pedagogika/4875-razvivayuschie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-intellektualnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения 14.05.2017)



Источник