Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу thumbnail

Если ваш ребенок застенчив и трудно сходится с другими людьми, можно поиграть с ним в игры, в которых нужно сотрудничать и взаимодействовать. Такие увеселительные занятия не только сплотят детей, но и помогут раскрыться каждому маленькому участнику. 

Предлагаем 10 игр на развитие социальных навыков, в которые можно играть дома, на празднике, в детском саду или на природе!

«Ищу друга»

Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 куклы). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Это игра рассчитана для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

«ÐšÐµÐ½Ð³ÑƒÑ€Ñƒ и кенгуренок»

В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера. Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

«Дорисуй рисунок»

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.
Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. 

«Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

«Коробка с секретом»

Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). В нашей группе «Ð¨Ñ‚Ð°Ð½Ñ‹ на лямках» вы найдете и другие полезные игры из подручного материала — обязательно посмотрите. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий.

Играют 4- 6 человеr (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

«Найди своего ребенка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать.

Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Маша!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

«Зеркало»

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.

«Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия.

«Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

«Путанка»

Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник

Ольга Гужова
Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу. Благодаря коммуникативным играм, ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

1. Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Описание игры: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. Главное условие – это не расцепиться в процессе игры.

Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников

2. 2. Сиамские близнецы

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Описание игры: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

3. Охота на тигров

Цель: Эта игра помогает планировать свои эмоции и понимать окружающих, обращать внимание на их мимику, выражение глаз эмоциональное состояние.

Описание игры: Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета дети (и тот ребенок, у кого находится тигр, и остальные участники) вытягивают руки вперед, складывая ладошки домиком. Задача водящего – найти тигра.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

4. Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Описание игры: Если дети поссорились между собой, «Коврик примирения» и «Мирилки» помогают выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доуИгры для развития социальных навыков ребенка в доу

5. Мост дружбы

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется, а при встрече на середине мостика, аккуратно, поменяться местами и дойти до конца. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

6. Пирамида добра

Описание игры: Дети встают в круг «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает-выйдет вкруг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание» Начинает ведущий (например: «Я желаю, чтобы все были здоровыми»). После того как все скажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, ведущий тихонько раскачивает ее и со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» — подталкивает лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

7. Кочки

Цель: развитие коммуникативных навыков,

сплоченности членов группы.

Описание игры: Команда лягушки и команда крокодилы. Каждой лягушке выдаются 2 листа бумаги А4. Ведущий поясняет, что впереди – болото, листы – это кочки. Задача лягушек добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

8. Дотронься.

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Игры для развития социальных навыков ребенка в доу

Источник

Светлана Алексеевцева
Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников

Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников

«Поймай мышку»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Детям предлагается поймать в группе воображаемую мышь, взять ее в руки, погладить, понаблюдать за ней, попрощаться и отпустить мышку.

«Колокольчик»

Цель: развивать внимание детей.

На первоначальном этапе воспитатель показывает детям колокольчик, предлагает послушать как он звучит. Затем постепенно вводит правило: если колокольчик зазвенит, нужно отложить все свои дела и направить внимание на воспитателя.

«Руки – ноги»

Цель: развивать внимание, сообразительность и находчивость.

Детям предлагается выполнять простые движения по сигналу воспитателя: по хлопку поднимают руки вверх, по двум хлопкам — встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, их нужно опустить, а если дети уже стоят, по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, воспитатель пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Разведчики»

Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.

Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.

«День наступает — все оживает, ночь наступает – все замирает»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т. п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т. д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.

«Замри!»

Цель: развить умение слушать, организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!», которая может раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т. д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит, можно называть сказку и ее персонажей.

«Слухачи»

Цель: развивать организованность, умение слушать и слышать.

Выбирается водящий (или команда из трех самых активных, разыгравшихся детей, он (они) выходят из помещения. Остальные дети загадывают слово, например «бумага», делятся на три группы (по количеству слогов в слове, выбирают известный музыкальный мотив – один на всех. Когда водящий (ие) ходит (ят) между поющими и пытает (ют)ся догадаться, какое слово было задумано.

«Соберемся вместе»

Цель: координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнерские отношения в коллективе.

Участники разбиваются на небольшие группы по шесть человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:

— построится в ряд с определенной нумерацией цифр; в соответствии с предложенной цветовой гаммой или цветом на одежде;

-построится в соответствии с номером дома;

— найти свой способ построения группы.

«Кузовок»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзинка. Ведущий, обращается к конкретному участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди говорят слова, заканчивающиеся на – ок: «Я положу в кузовок клубок и т. д.»

Далее разыгрывают залоги: ведущий не глядя, достает из корзинки предмет и спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?». Участники назначают каждому залогу выкуп, например: спеть песенку, попрыгать, изобразить кого- то и т. д.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».

Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, просьбы (прошу тебя, пожалуйста, приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т. д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.

Ситуация: Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?

Ситуация: Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

«Цветик – семицветик».

Цель: знакомить с различными эмоциональными состояниями; развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, произнося заветные слова с разной эмоциональной окраской.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель:развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Без маски»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно.

«Добрые слова».

При первом проведении игры обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, »колючие» слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, »колючие» слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова – »колючки», не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту, например, на букву »А»: аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву »Б»: бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т. д.

Источник