Игры для развития речи слабослышащего ребенка

Кобякова Ольга
Подвижные игры для глухих и слабослышаших детей

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки,отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т. п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т. п.).При этом особое внимание следует обращать на два момента:

• Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес

ты говорящего.

• При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу,ведущий называет слово:

«Земля» —играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет, играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания.Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

2. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование», участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

3. «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

1. Собрать треугольники красного цвета.

1. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

• Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т. д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т. д.).

• Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция.Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

• Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

• Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

• Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

5. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру,например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т. п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

6. «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево, стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

• Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

7. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

• От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

• Если играющие не знакомы, то до начала игрыих нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

• Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

8. «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

1. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру.Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

1. Командное исполнение заданного wiu самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

9. «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Варианты игры

10. «Месяц»

Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

11. «Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т. д.

12. «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки,ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

13. «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др., обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

1. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упраэ/снения вслед за ведущим.

14. «Поймать Бармалея»

сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки, горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит».Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

Источник

Татьяна Аменицкая
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории

Аменицкая Т. С.

МБДОУ «Детский сад № 465»

Кохлеарная имплантация — это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы КИ. Требуется длительный период реабилитации и занятий, чтобы научить ребенка понимать обращенную к нему речь говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Предлагаю картотеку игр, которая представляет собой обобщённый, адаптированный материал для работы с детьми раннего возраста.Собранная картотека позволяет педагогам использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др.В картотеке игр предложены игровые упражнения помогающие тренировке:

1. Определения и нахождения источника звучания;

2. Различения силы звучания;

3. Различения длительности звучания;

4. Различения и опознавания звучания музыкальных инструментов;

5. Выработка Условной — Двигательной Реакции (УДР);

6. Определения и различения, опознавания имен, звукоподражаний, названий предметов.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия для детей с КИ

Развитие неречевого слуха

1. «Кто там?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: зайка, мишка.

Ход игры Педагог и ребёнок сидят на стульях. Раздается стук (педагог стучит под столом) и прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог «вводит» в игру зайку (мишку).Радостно: «Это зайка пришёл! Зайка стучал!» — говорит педагог.Зайка предлагает поплясать: «Оп-оп-оп».

Словарь: будем играть; кто там?; зайка, мишка, привет, слушайте.

2. «Коробочки»

Цель: формировать умение находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку.Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку,потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так,чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

3. «Угадай, что в бутылке»

Цель: формировать умение узнавать источник звука на слух, развивать слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.

Оборудование: 2-3 непрозрачные бутылочки одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью, монетами, крупой и т. д. Ещё одна бутылочка, где находится 1 из наполнителей. Карточки с изображением наполнителей и названиями на обратной стороне.

Ход игры: педагог называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнок должен отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую карточку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

4. «На чем играл Мишка?»

Цель: формировать умение различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный мишка (зайка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает ребёнку самому извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Мишка (Зайка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а ребёнок должен будет угадать, на чем Мишка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от ребёнка Мишку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Мишка. Ребёнок отвечает или показывает.

Словарь: Мишка (Зайка, кукла, слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

5. «Услышал — беги»

Цель: формировать умение различать звуки по громкости, развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию.

Оборудование: бубен (можно заменить пластиковой бутылкой с горохом или музыкальным инструментом, позволяющим издавать длительные звучания разной громкости).

Ход игры: ребёнок стоит, повернувшись к педагогу.Педагог объясняет: «Слушайте. Если я буду тихо играть – идите, если громко – бегите!» и показывает, как это делать. Затем ребёнок подражает действиям педагога.

Словарь: будем играть; бубен, слушайте, тихо, громко, идите, бегите.

6. «Что гудит?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины.Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

7. «Дудка»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: дудка, настольная ширма, две картинки с изображением длинной и короткой дорожек.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки. Дудку нужно спрятать за ширму.Дать установку: «Слушай!» Показать картинку длинной дорожки и погудеть длительно (пока издаётся звук – пальцем вести по длинной дорожке… Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания дудки и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша внимательно слушать и показать, как звучало.

Словарь: будем играть; слушай; дудка, длинная дорожка, короткая дорожка.

8. «Что это за звук и откуда он?»

Цель: формировать умение узнавать источник звука и определять, откуда идёт звук, развивать слуховую память и внимание, пассивный и активный словарь (названия предметов и действий, вызывающих звуки)

Оборудование: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; карточки с изображением предметов.

Ход игры Педагог знакомит ребёнка со звучаниями предметов (пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат). Затем педагог и ребёнок играют,меняясь местами: кто-то издаёт звуки, а кто-то угадывает, что звучало.

Словарь: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат

9. «Ножки топают, ручки хлопают»

Цель: учить соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; Учить обозначать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп;топаем: топ-топ); Учить соотносить свои действия с действиями педагога; вырабатывать согласованность действий со словами потешки.

Оборудование: две картинки — на одной изображение кисти рук; на другой- ступни; небольшая ширма.

Ход игры:Педагог четко и выразительно читает двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Чтение стихов педагог сопровождает действиями- на слова «оп-оп-оп!» хлопает в ладоши; а на слова «топ-топ-топ!» топает ногами. Предлагает детям поиграть вместе. Взрослый читает стихи, не договаривая звукоподражаний, стимулируя желание повторить звукоподражания самим.

При необходимости педагог помогает детям:показывает сначала одну картинку: «Это рука. Где у тебя рука? Вот рука.» Аналогично повторяется работа по второй картинке. Затем рядом кладет две картинки и проверяет,различают ли дети картинки: «Где рука? Где нога?» Дети должны пальцем или глазами указать нужную картинку.

На следующем этапе проводят работу за ширмой с четким указанием. Если дети правильно показали, то нужно выложить обе картинки на стол, а за ширмой спрятать руки, ноги- под стол.Педагог говорит детям: «Слушайте!»хлопает за ширмой руками и говорит: «Руки хлопают».Топает под столом ногами и произносит: «Ноги топают».

Затем игра усложняется. Взрослый просит детей угадать: «Что я буду делать: ручками хлопать или ножками топать?» Дети должны повторить, какие действия выполняет за ширмой педагог.

Словарь: ноги, топ-топ-топ; руки, оп-оп-оп; слушайте, Где рука? Где нога? Вот рука. Вот нога.

Развитие речевого слуха

1. «Кто за дверью?»

Цель: формировать умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)

Ход игры: педагог и ребёнок сидят на стульях; прикрывая рот естественными положениями рук педагог произносит «мяу», прислушивается сам и просит послушать малыша. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа достаёт кошку, она мяукает. Педагог просит ребёнка сказать, как мяукает кошка.Малыш повторяет: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушай, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т. д., мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т. д.).

2. «Какая у меня картинка?»

Цель: формировать умение определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Словарь: будем играть; слушай, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

3. «Мы гуляем и поем»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры:Педагог говорит: «Наши пальчики пойдут гулять». Затем взрослый берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке,пропевая: «а-а». Затем педагог говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем — долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

4. «Птицы»

Цель игры: формировать умение различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослого.

Оборудование: картинки с изображением птиц — гуся, курицы, петуха; утки; маски — шапочки; игрушки — птицы.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Ребёнок повторяет за взрослым звукоподражания и названия птиц.Педагог приглашает поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее малышу. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Ребёнок опознаёт звучания и выполняет похожие движения, повторяя звукоподражания.

Словарь: гусь; курица; петух; утка; будем играть; будем слушать; встань; слушай; кто это?

5.«Мишки»

Цель: формировать умение определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием, различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки — мишки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять два резиновых мишки, два домика большой и маленький.

Ход игры Педагог говорит, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот мишка (демонстрирует первую игрушку). Мишка живет в большом доме.Мишка рычит громко: «У — У — У!». После этого педагог демонстрирует другого мишку и сажает его в маленький дом, тихо говорит «у — у — у!» После показа и игры, просит ребёнка повторить, как рычит один и другой мишки. Когда малыш правильно ответит, то просит его отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения ребёнка знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: мишка, у-у-у, У-У-У, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

6. «Кто пришел в гости?»

Цель: формировать умение соотносить звук с образом звучащей игрушки, показывать на картинке звучащую игрушку, обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три)игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры Педагог: «Кто это пришел к нам в гости? Давай послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед ребёнком. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различает ли ребёнок изображения; точно ли знает, кто изображен на картинке.Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что ребёнок не ошибается, можно переходить к следующему этапу работы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушай, как мяукает кошка — мяу-мяу! Послушай,как лает собака: ав-ав! Послушай, как пищит мышка-пи-пи!» Малыш повторяет звукоподражания. Следует работа с настольной ширмой. Педагог прячет игрушки за ширмой, но перед ребёнком выкладываются изображения игрушек. За ширмой педагог произносит звукоподражания и малыш показывает, кто кричал. На следующем этапе ребёнок сам должен будет повторить звукоподражания по просьбе педагога.

Словарь: будем играть; слушай, кошка, мяу-мяу; собака, ав-ав; мышка, пи-пи; Кто там? Кто это? Вот кошка, вот собака; вот мышка.

7. «Принеси игрушки»

Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; формировать умение ориентироваться в пространстве, повторять названия игрушек (или словаря по темам)

Оборудование: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)

Ход игры: Педагог просит ребёнка принести игрушку или знакомый предмет. «Катя, принеси мяч!» Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Вместе рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит ребенка принести следующую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Малыш находит и приносит знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.

Усложнение — постепенно перед ребёнком в ряд располагаются игрушки. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо — зрительной основе). Ребёнок угадывает, находит и показывает определенную игрушку.

Словарь: будем играть, будем слушать, будем говорить, дай, на, вот, там, тут; где?; названия игрушек (предметов по определенным темам).

8. «Кто (что) летает?»

Цель игры: формировать умение различать и опознавать на слух и на слухо — зрительной основе вопросы, соотносить определенные звукоподражания с игрушкой, обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием, повторять короткую фразу; развивать устойчивость внимания.

Оборудование:игрушки: утка (оса, самолёт, рыба (пароход, собака (мальчик, машина (поезд).

Ход игры: Педагог показывает на игрушки и спрашивает «Кто (что) летает?»

1 вариант: (различение и усложнение — опознавание на слухо — зрительной основе с опорой на картинку).

Перед ребёнком выложены игрушки. Малышу следует узнать и показать, кто (что) летает (плывёт, идёт, едет? Ребёнок повторяет за педагогом или самостоятельно: «Самолёт летает», «Рыба плывёт», ….

2 вариант: (различение и усложнение — опознавание на слух)

Словарь: будем играть; будем слушать; утка (оса, самолёт, рыба (пароход, собака (мальчик, машина (поезд, кто (что) летает (плывёт, идёт, едет?; самолёт летает, рыба плывёт, ….

Источник