Игры для развития речи ребенка 2 месяца
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.
Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.
Итак, игры и упражнения для развития речи:
1. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Задувать свечку;
Дуть в дудочку;
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.
6. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет)
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
- Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
- Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
- Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
- Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
7. Чтение книг
Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.
Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
8. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.
9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.
Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.
10. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.
Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.
На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!
На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА
КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
Источник
Упорядоченность жизни необходима как условие его здоровья и развития, в том числе — речевого. Напомним: первый год жизни ребенка — подготовительный этап развития речи.
Почему новорожденный кричит?
На 2 месяце жизни плач и крики по-прежнему остаются основным способом привлечения внимания окружающих: так малыш «сообщает» о своем физическом состоянии.
Во время плача ребенок слышит собственный голос в диапазоне звуков человеческой речи. Ученые установили, что при крике возникают те же нервные импульсы в органе слуха, что и при восприятии речи. Речеслуховые и речедвигательные зоны мозга малыша в этот момент активизируются и готовятся к овладению в ближайшем будущем более сложными функциями (воспроизведению членораздельных гласных, а затем согласных звуков родного языка).
Следовательно, крик ребенка — это его первая «речевая акция». Если учесть, что в крике запрограммированы интонационные составляющие, то его можно назвать первым проявлением эмоциональной реакции малыша на внешнюю среду (на взрослого, его речь, пение, на зрительные стимулы и т. п.).
Эмоциональная окраска детского крика, совпадая с ситуацией, дает взрослому возможность понять суть дискомфорта: ребенку жарко или холодно, голодно или скучно и т.п. Мама должна научиться понимать по внешним признакам и по интонациям крохи, почему именно он плачет.
Но крик крику рознь. Постоянный надрывный плач блокирует области центральной нервной системы малыша, отвечающие за развитие речи. Взрослые не должны допускать долгого надрывного плача. Он негативно влияет на общее и речевое развитие младенца.
Общение с малышом
Если родители не заметили у ребенка на 2 месяце жизни улыбки, значит, они мало улыбались ему, мало уделяли внимания, мало ласкали.
Душевное состояние крохи имеет не меньшее значение, чем физическое, потому что он рожден человеком и социализация — вхождение в общество людей -является непременным условием его существования. Взрослые обязаны создать для ребенка соответствующую развивающую среду:
- Продолжать развивать зрение. Стимулировать зрительные ориентировочные реакции на демонстрацию игрушек (предметов). Обогащать показы звуковыми стимулами.
- Создавать поисковые ситуации на звуки. Побуждать малыша к действиям, связанным с установлением источника звука.
- Развивать голосовые реакции ребенка, создавая специальные ситуации.
- Продолжать обогащать окружающую среду, включая в показы различные по тембру звуковые игрушки (металлофон, бубен, барабан, погремушка, ложки, трещотки, колокольчики).
- В короткие отрезки бодрствования класть малыша на живот, стимулируя удерживание головки, побуждающее ребенка оглядеться и «заинтересоваться» ближайшим окружением.
Особую роль играет эмоциональное общение с малышом. Взрослый взаимодействует с ним, придавая общению яркую социальную направленность. Он постоянно улыбается крохе, наклонившись над ним, нежно поглаживает, ласково разговаривает, побуждая ребенка «отвечать» улыбкой. Если между взрослым и ребенком устанавливается такой контакт, то очень скоро малыш начнет произносить короткие гортанные звуки («кхы», «гы»), в которых уже начинают «вырисовываться» звуки речи «г-г-г», «га-га», «гу-гу» и т. п. — первые речевые реакции, так называемое гукание.
Первое гукание может возникнуть уже в начале 2 месяца. На протяжении всего 2 месяца речевые возможности крохи совершенствуются. Умение общаться с ребенком приходит к родителям, которые вдумчиво относятся к этому и понимают задачи, стоящие перед ними.
Многие мамы не понимают, о чем можно говорить с младенцем, что ему рассказывать, как осуществлять речевое общение. На втором месяце жизни речевые «пассажи» взрослого могут быть более объемными, желательно чтобы они включали в себя звуки гукания самого ребенка. Это — пестушки, сопровождаемые ласковыми прикосновениями к малютке (массажи, пассивные игровые движения еще не рекомендуются).
Приведем для примера речевые образцы, составленные по народным мотивам.
Задачи речевого развития
- Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человеческий голос, отличая его от других звуков (музыка, шумы).
- Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая свою речь.
- Способствовать развитию речевого слуха. Побуждать к узнаванию материнского голоса и эмоциональной реакции на него (улыбка, замирание или возбуждение и пр.)
- Побуждать ребенка к речевым реакциям доступными для него средствами. Способствовать возникновению «гукания».
- Овладевать приемами пестования ребенка на основе лучших традиций народной педагогики и фольклора.
Кирюшка
У Кирюшки звонкие игрушки:
Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,
Погремушка — «Бом-бом-бом!»,
Барабанчик — «Там-там-там!»
Слушают ушки,
Ушки Кирюшки…
Что слушают?
Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,
Барабанчик — «Там-там-там!»,
Погремушку — «Бом-бом-бом!».
Вот какие ушки у нашего Кирюшки!
(Л. Павлова)
Зозможна замена имен на Илюшка, Ванюшка, дюшка, Настюшка, Танюшка и др.
Дочка
Солнышко-солнышко,
Свети-свети в оконышко,
Прошла-прошла ночка,
С добрым утром, дочка!
Скорей глазки открывай,
Голосок свой подавай:
«Гу-гы-гу!», «Гу-гу!»,
Что еще сказать смогу?
(Л. Павлова)
Сыночек
Мой сыночек маленький,
Даже меньше валенка!
«Кхи-ко-кхи!», «Гу-га!»
Вот и все его слова.
Он гусеночком кричит,
Он цыпленочком пищит,
Ты не смейся, дружок,
Скоро будет говорок!
Да? Да-а-а!
(Л. Павлова)
Взрослый прибегает к разным способам социального контакта:
- визуальному — вглядывается в глазки малыша, наклонившись над ним;
- вербальному — активизирует малыша речью: называет по имени, интонирует, имитирует звуки голосом; пользуется речитативом, растягивая гласные, и акцентируется на подражании гуканию самого ребенка, дает правильный образец произношения в разговоре и пении;
- эмоциональному — формирует двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки. При этом ребенок видит меняющуюся мимику лица взрослого, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.
Как правило, ребенок улыбается в ответ на ласковое общение с ним. К концу месяца улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот. В эти чудные моменты и раздается гукание как «всплеск» радости, удовольствия и… желания выразить себя!
Примерные игры-занятия
«Где была сорока?»
Задача
Развивать речевой слух ребенка, используя интонационно выразительные произведения детского фольклора.
Побуждать к речевым проявлениям всеми доступными малышу средствами.
Материал
Русская народная потешка «Сорока-сорока».
Содержание игры
Малыш лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, дает образец речевых звуков. Если кроха издает какие-либо звуки, взрослый копирует их, показывая возможность речевого подражания.
Затем вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонаций:
— Сорока-сорока,
Где была?
— Дале-о-ко!
— Что делала-а?
— Зерна собира-а-ла!
— Зачем?
— Деток скликала.
Кашу варила,
Деток кормила…
— Где же детки?!
— Кашу съели и улетели!
— Куда улетели?
— Дале-е-ко-да-леко,
Отсюда не видно…
Да-а-а!
Этот речевой пассаж насыщен интонациями, которые должны быть выполнены взрослым ярко, эмоционально и даже артистично. Малыш пока не понимает смысла потешки, но на. выразительную речь реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.
«Динь-динь-динь!»
Задачи
Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).
Материал
Мелодичная погремушка или колокольчик.
Содержание игры
Слева на расстоянии 50-60 см от ребенка позвенеть колокольчиком, дождаться, когда малыш услышит звон и повернет головку в его сторону. Не показывая малышу источник звука, переместить колокольчик вправо и снова позвонить. Выдержать паузу и вновь позвонить, побуждая кроху снова повернуть голову в сторону игрушки. Повторить всю последовательность несколько раз.
Под конец показать малышу звенящий колокольчик. Его можно украсить яркой лентой.
Особое внимание в играх с ребенком следует уделить развитию тактильной чувствительности ладоней. В раннем младенчестве детская ручка напоминает «птичью лапку» — пальчики прижаты близко к ладошке (это проявление гипертонуса). У младенца сильно выражен ладонный (цеплятельный) рефлекс. Если вложить в ладошку палец, кроха крепко его обхватит и может удерживать даже собственный вес.
Известно, что мелкая моторика пальцев рук оказывает влияние на развитие речи ребенка, потому что зоны мозга, отвечающие за эти виды деятельности, располагаются рядом и влияют друг на друга. Это позволяет понять, почему ребенку необходимы игры на развитие мелкой моторики. Полезно сделать игрушки-вкладыши из разных фактурных материалов.
«Цепкие пальчики»
Задачи
Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т. п.
Материал
Две ленты — атласная и джутовая (ширина 1-1,5 см), тонкий шнурок (длина 20 см) с узелками.
Содержание игры
Взрослый накручивает атласную ленточку на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит им по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично действуют с джутовой ленточкой и шнурком.
Через 3-4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не наматывая их на палец. Малыш обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает (необходимо поочередно играть и с левой, и с правой ручкой).
Рекомендации по речевому развитию
- Создавать ситуации, побуждающие прислушиваться к звукам речи.
- В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирования речевого подражания и освоения звуков родного языка.
- Осуществлять подготовительную артикуляторную работу: побуждать к гуканию: звукам «кгы», «кга», «г-га-га», «к-гу-гу», возникающим у ребенка на выдохе в моменты высокой эмоциональности.
- Включать в игры-занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать музыкальный слух.
- В общение с ребенком вводить младенческий фольклор, используя старинные образцы речевого контакта с самыми маленькими — пестушки, потешки, песенки, побасенки, присказки и т. п.
Источник