Игры для развития ребенка раннего возраста

Игры для развития ребенка раннего возраста thumbnail

Любовь Русакова
Игры для детей группы раннего возраста

Для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет немаловажное значение имеют дидактические игры, способствующие формированию у детей представлений о важнейших свойствах предметов: величине, форме, цвете, величине и прочие.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что она развивает интеллектуальные способности ребёнка.

Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Представляю вам следующие игры, которые в основном изготовлены из бросового материала, и не требуют лишних затрат. Несмотря на это игры привлекательны для детей, и они с удовольствием играют в них.

Игра с прищепками.

Цель: учить детей различать цвета.

Материал: фигурки из картона различного цвета: солнышко – жёлтого цвета, облако – синего и т. д. Прищепки соответствующего цвета.

Ход игры.

Воспитатель просит детей подобрать к солнышку лучики и т. д.

Игры для детей группы раннего возраста

Игра: «Посади бабочку на цветок»

Цель та же, что и в предыдущей игре.

Материал: цветы из картона, бабочки также из картона.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что на лугу расцвели цветы, просит детей назвать какого они цвета. Потом педагог объясняет, что на луг прилетели бабочки и просит детей посадить бабочек на цветок такого же цвета.

Игры для развития ребенка раннего возраста

Игра: «Подбери пробки к кружочкам»

Цель та же, что и в предыдущей игре.

Материал: пробки разного цвета, круглая крышка от коробки, на которой приклеены кружочки разного цвета.

Ход игры.

Воспитатель просит детей найти крышечки определенного цвета и закрыть ими кружочки.

Игры для развития ребенка раннего возраста

Игра: «Подбери ниточки к шарикам»

Цель та же, что и в предыдущей игре.

Материал: на картонке в ряд наклеены шарики, полоски – ниточки тех же цветов, что и шарики.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе перед ребёнком полоски с наклеенными шариками и говорит, что надо подобрать ниточки такого же цвета.

Игры для развития ребенка раннего возраста

Игра: «Накорми птенчиков»

Цель та же, что и в предыдущей игре.

Материал: из одноразовых стаканчиков вырезать наподобие ртов птенчиков, обклеить края каким- либо цветом, пробки соответствующего цвета.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, что у мамы птички в гнезде вывелись маленькие птенчики, они хотят есть. Затем педагог предлагает детям накормить птенчиков. Дети берут пробки «корм» и кладут в «рот» птенчикам.

Игры для развития ребенка раннего возраста

Игра «Найди животных»

Цель: познакомить детей с домашними животными, развитие тактильных ощущений, учить детей говорить какие звуки произносят животные.

Материал: картинки животных обклеенные мягким материалом.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинки животных на столе. Дети разглядывают животных, называют их, либо, если дети не знают, воспитатель называет их, а дети повторяют. Затем педагог предлагает ребятам погладить животных.

Воспитатель просит детей сказать, как «говорят» животные, если дети не смогут сказать, педагог помогает им.

Игры для развития ребенка раннего возрастаИгры для развития ребенка раннего возраста

Игра «Найди детёныша животного»

Цель: познакомить детей с животными и их детёнышами, учить правильно называть их.

Материал: фанера, на которой изображены животные, рядом вырезано волнообразное отверстие, которое вставляется, на нём изображены детёныши животных.

Ход игры. Воспитатель просит детей рассмотреть животных и их детёнышей, просит называть их, или если дети затрудняются, называет их сам.

Игры для развития ребенка раннего возраста

После этого педагог убирает животных и просит детей найти и «вернуть» животных маме.

Вот в такие игры в группе раннего возраста у нас в детском саду.

Источник

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

  • удовольствие;
  • знакомство с нормами, правилами жизни;
  • общение со сверстниками;
  • возможность выражать свои эмоции;
  • внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых

для развития детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.

Игра – возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:

—зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

—ориентация в пространстве;

—чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребёнка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является ранее (в 2-3 года) обучение ребёнка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребёнка к частым заболеваниям, в аллергически явлениях, элементах логоневроза навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запозданием начинают захват игрушки, долго осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верху – она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— «дождь» из губки.

3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лёд. Знакомим ребёнка с разной температурой: — холодно – тепло – горячо.

        растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом. 

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Развитие умственных способностей

ребенка раннего возраста

Понятия

  • Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
  • Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
  • Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
  • Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
  • Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
  • Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Например:

Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.

Привлекательность новизны

  • Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
  • Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
  • Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
  • Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Перекрёстные движения

        Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

  • Начинайте каждый день с  зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте рукой правый носок ног и наоборот.
  • Играйте в «Ладушки»
  • Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте ногу.
  • Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
  • Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

Источник

Развивающие игры для детей раннего возраста.

Подготовили: воспитатели первой младшей группы№1

Курошина Н.Ф., Сырескина В.Е.

Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то новому. Главное – применять фантазию и больше времени проводить с ребёнком. Творческая активность воспитателя, яркая эмоциональная окраска игры способствует успешному развитию ребенка.  Но прежде чем организовать развивающие игры-занятия, запомните:

  • Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы не пропал интерес к ним.
  • Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
  • Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно!  Начатое дело доводить до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

 

Приведу некоторые основные группы развивающих игр, а к ним можно   подбирать разные составляющие и включать их в свою работу.  

1.Эмоционально-речевые развивающие игры.  Эти игры помогают устанавливать эмоциональный контакт, способствуют активизации речи, формируют понятия направления движения, развивают общую моторику. Главное — это сопровождать игру речью и положительными эмоциями.

Игра –знакомство. «Это Я. Узнай меня».  

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

  • Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен сказать или хотя показать, кто до него дотронулся.
  • Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
  • Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Игры-подражания. 

Цель: развитие речи, творческих способностей малыша.

Очень здорово будет, если в игру удастся привлечь побольше детей. Если все заняты, то в качестве других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

  • Вот в гости приходит персонаж Петушок горластый гребешок: «Как поёт Петя? – «Кукареку!». «А как Петушок зовёт курочек?- «Ко-ко-ко!». -Ваня будет петушком, а все дети – курочки. «Вышли дети на лужок, посмотрели на шесток. Петя – Петя, петушок, покричи ещё разок!» -дети с удовольствием начинают играть, повторяя слова за воспитателем или взрослым.
  • «Как говорит киса?» -«Мяу!», «Что любит кушать – покажите, скажите?» и др.

2.Игры для развития зрительного восприятия: формочки, коробочки, ведёрки разного размера, кубики (строим башенку и дорожку), пирамидки, матрёшки.

           Игра: «Найди ведёрко определённого цвета (желтого, зелёного)».

 Игра: «Найди пару каждому носочку». 

Цель: они формируют восприятие цвета, размера, формы, последовательности.

(Берём несколько пар носков малыша и перемешиваем).

Игра «Две матрешки».

Материал: две небольшие разборные матрешки.

  • Дайте ребенку две матрешки – большую и маленькую;
  • Обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка.
  • Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
  • Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
  • Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.

Материал: Три-четыре машинки разной величины. Можно гаражи из кубиков построить, ворота чтобы соответствовали размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать ещё из картонных коробок.

  • Расположите гаражи на удлиненной поверхности — «дороге» (доске, столе, скамейке).
  • Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
  • Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.

Вариантов игры много: можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дороге (гаражу) по цвету.

3. Развивающие игры с персонажем 

(Изучение частей тела по кукле: показ на кукле, на ребёнке); катание мишки с горки; катание зайки в машине и т.д.). Они помогают усваивать определённые понятия (части тела, социальные навыки и др.), закреплять направления движения, отличать предметы (кубики) от персонажей (зайка). 

4. Игры для развития мелкой моторики. 

  • «Собери карандаши в коробку» (раскладываете по комнате).
  • «Раскрась рисунок» (ребёнок отделяет маленькие кусочки пластилина и «раскрашивает» ими контур простого рисунка, можно использовать и пальчиковые краски).
  •  «Закрути крышечки» (бутылочки, баночки разных форм и размеров и отдельно крышки к ним) и т. д.
  • «Мозаика» представляет собой создание какого-либо изображения, узора, орнамента, путем собирания его из мелких частей.

 Собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка: тренируется мелкая моторика, развивается воображение, образное мышление. Помимо этого, предлагая ребёнку мозаику, мы тем самым способствуем развитию целенаправленной деятельности, у малыша развиваются эстетические понятия вкуса и творческой активности.

Заключение.

Каждый ребёнок индивидуален, развивается в своём темпе и со своими особенностями. Не стоит требовать от ребёнка того, что ему не по силам или не нравится. Нужно стараться наполнить игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, как стишок:

Покатились санки вниз!

Крепче, куколка, держись,

Ты смотри, не упади,

Там канавка впереди!

  • Возраст ребенка от2 до 3 – х лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.
  • Важно то, что участие детей в развивающих играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе. 
  • Играть с детьми нужно постоянно.   Играйте с удовольствием!                  

Источник