Игры для развития познавательных способностей ребенка
«В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».
«Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.
Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» — руки вниз; «вода» — руки вытянуты вперёд; «воздух» — поднять руки вверх; «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.
Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Не пропусти растение»
Цель: развитие способности к переключению внимания.
Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.
Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.
«Смотри на руки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Материал: музыка (марш).
Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.
«Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: музыка (марш).
Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом о пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.
«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуховой памяти.
Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы стали,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал – узнай!
Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.
«Мамины помощники»
Цель: развитие словесной памяти.
Оборудование: предметные картинки из настольных игр.
Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети — помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.
«Запрещённое движение»
Цель: развитие зрительного внимания.
Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.
«Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.
Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.
Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.
Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.
В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».
«Слушай команду»
Цель: развитие произвольного внимания.
Материал: музыка (марш).
Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».
Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
«Радуга»
Цель: развитие способности к переключению внимания.
Оборудование: круги разного цвета.
Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.
«Парные картинки»
Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).
Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.
«Отгадай, чей голосок»
Цель: развитие слуховой памяти.
Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:
Вот построили мы круг,
Повернёмся разом вдруг.
(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)
А как скажем: «Скок, скок, скок» —
Отгадай, чей голосок.
Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.
«Запомни пару»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.
Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».
«Расставить посты»
Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.
«Художник»
Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).
Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
«Дотронься до…»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.
Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.
Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.
«Скучно, скучно так сидеть»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
«Числа заблудились»
Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.
Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.
«Канон»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
«Деление целого на части»
Цель: развитие умения анализировать.
Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.
«Один – много»
Цель: развитие быстроты мышления.
Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.
«Назови соседей»
Цель: развивает скорость мыслительных процессов.
Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.
Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».
«Слушай и исполняй»
Цель: переключение внимания.
Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.
Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.
«Тень»
Цель: развитие наблюдательности.
Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
«Запомни порядок»
Цель: развитие зрительной произвольной памяти.
Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.
«Буквы алфавита»
Цель: развитие внимания.
Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
«Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.
Описание:
Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.
«Кто что сделал?»
Цель: развитие наблюдательности.
Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
«Рисуем по памяти узоры»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.
Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
«Поиск закономерностей»
Цель: развитие логического мышления.
Описание:
- Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
- март, апрель, май, июнь … — месяцы.
- хлеб, молоко, колбаса, макароны … — продукты.
- стол, стул, шкаф, диван … — мебель.
- ромашка, василёк, одуванчик, лютик … — полевые цветы.
- туфли, сапоги, валенки, сандалии … — обувь.
холодильник, утюг, пылесос, телевизор … — бытовые электроприборы…. И т.д.
«Третий лишний»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков.
Описание:
- яблоко, вишня, помидор;
- час, килограмм, минута;
- козлёнок, корова, телёнок;
- шапка, шарф, кепка;
- мыло, веник, мочалка;
- карандаш, стакан, ложка;
- кастрюля, сумка, чемодан;
- колбаса, молоко, молоток;
- телевизор, холодильник, диван;
- кошка, собака, волк.
При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор.
Источник
Нина Меньшикова
Игры для развития познавательных способностей
«Найдите такой же».
Педагог предлагает детям взять по одному предмету из тех, которые лежат у него на столе (листья, палочки, камушки, ракушки, плоды деревьев, и найти такие же. Задача детей состоит в том, чтобы принести и показать найденные предметы воспитателю, а также объяснить, почему именно их они выбрали. Далее все предметы раскладываются на земле, и дети вновь находят одинаковые. Вариант игры. По заданию педагога дети самостоятельно находят два одинаковых предмета. Затем вместе со взрослым уточняют, правильно ли выполнено задание.
«Прятки».
Воспитатель объясняет правила игры: «Я закрою глаза, а вы будете прятаться от меня». Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза, идёт искать. Найдя ребёнка,воспитатель говорит: «Тук-тук. Ты где?». Этот вопрос ставит ребёнка перед необходимостью ответить: под кустом, за беседкой, за деревом. Если ребёнок ограничивается жестом или произносит неправильное слово, воспитатель даёт точное определение месту, где он спрятался. Ребёнок должен повторить. Усложнение. Роль ведущего исполняет ребёнок.
«Подумай и ответь».
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два. Старайтесь получить от них разные ответы,поэтому задайте вопрос: «А ты как думаешь, что у тебя по два?» (Два уха, две руки, две ладони, два колена, две пятки и так далее.) Следите за тем, чтобы дети согласовывали числительное «один» с существительным. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка. В конце игры воспитатель вместе с детьми выясняют у кого больше фишек, кто победил.
«Куда пойдёшь и что найдёшь?».
Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки.Затем воспитатель говорит: — Направо пойдёшь – куклу найдёшь; налево пойдешь – зайчонка найдёшь; вперёд пойдёшь – мышонка найдёшь; назад пойдёшь – мячик найдёшь. Куда ты пойдёшь? Ребёнок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где её нашёл.
«Нарядим кукол».
Дети встают вокруг стола. Воспитатель выкладывает на стол листья, собранные на участке. – Куклы собрались в гости к медвежонку. Давайте сделаем им красивые бусы. Те, кто справа от меня, разложат красные листья друг за другом в ряд; те, кто слева от меня, разложат жёлтые листья. Воспитатель нанизывает листья на нитку. Дети сравнивают бусы по длине и надевают на кукол. На голову одного ребёнка надевается шапочка медведя. Куклы (дети с куклами в руках) рассказывают мишке, какие у них бусы, из чего они сделаны, какие по длине, какого цвета. Эта игра может проводиться на участке с использованием различных персонажей.
«Что за чем?».
Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому- нибудь из детей мяч, задаёт вопрос (например: «Утро. А за ним?»). Поймавший отвечает на него («День») и бросает мяч воспитателю.Варианты вопросов: Ночь, что за нею? Что делают дети утром? Вечером? Ночью? Что следует за днём? И так далее.
«Назови цифру».
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает одну цифру (от 1 до 5) Ребёнок должен назвать её. Если он называет неверно, переадресуйте вопрос следующему. В этой игре каждый ребёнок должен быть опрошен два-три раза.
«Что бывает по 4?».
Дети называют: четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стола, четыре кармана на одежде, четыре этажа в доме, четыре ножки у скамейке и так далее. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек получил каждый игрок, кто из них стал победителем. Эту игру по желанию детей или педагога можно провести как в помещении, так и на свежем воздухе.
«Отсчитай столько же».
У детей мешочек с мелким счётным материалом: ракушками, каштанами, орехами и другим материалом. Один из играющих подпрыгивает (приседает, хлопает, топает) несколько раз. Дети считают, отсчитывают столько же игрушек и рядом кладут соответствующую цифру. Объясняют, почему они сделали именно так. Затем игрушки возвращаются на место. Игра повторяется 3-4 раза. Усложнение игры. Можно предложить детям считать, например, удары молоточка с закрытыми глазами, а затем, открыв глаза, отсчитывать игрушки и находить соответствующую цифру. При этом они обязательно должны объяснить, почему взяли столько игрушек и положили именно эту цифру.
«Найди своё место».
На столе лежат треугольники и прямоугольники. Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. Те, у кого треугольники, встают справа от него; те, у кого прямоугольники, — слева. – Какие у каждого фигуры и какого они цвета? — Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз. После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется (необходимо изменить место её проведения). После выполнения задания спросите у детей,каких фигур больше: треугольников или прямоугольников? Как узнать?Варианты ответов: можно положить треугольники под прямоугольники, можно взяться за руки, т. е. встать парами.
«Найди такое же колечко».
У пары детей, сидящих за одним столом, одинаковые пирамидки. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня пирамидки, перемешать их, а потом разложить по порядку – от самого маленького до самого большого, сказать,какие они по величине: маленькое, побольше, ещё больше и т. д. После этого воспитатель предлагает детям перемешать кольца двух пирамидок, найти два одинаковых кольца. Воспитатель наблюдает,как дети справляются с заданием: путём наложения колец друг на друга находят одинаковые и отмечают, какие кольца по величине. Педагог предлагает собрать пирамидки. И снова уточняет у детей, какие пирамидки по высоте.
«Магазин посуды».
У каждого ребёнка карточка с четырьмя полосками и 14 кружков.Воспитатель объясняет: «Представьте, что мы находимся в магазине посуды. Это (показывает на кружки) большие и маленькие чашки. Их надо расставить по полкам кто как хочет».Варианты могут быть такими: — кружки лежат в беспорядке на каждой полке; — кружки лежат на двух полках (большие и маленькие); — кружки разложены по цвету на четырёх полках. Воспитатель спрашивает у каждого, как он разложил чашки и на какой полке их больше, на какой меньше. Можно предложить детям разложить их так, чтобы на каждой полке стояли «чашки» одного цвета. Спросите, каких «чашек»больше: красных или синих; жёлтых или зелёных и т. д.
Источник