Игры для развития мышления ребенка
Р
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5»
Педаго-психолог
О.А.Шмелева
ЮРГА 2016
азвиваем мышление
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Пословица
Что мы называем мышлением.
В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.
В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
■ Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
■ Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
■ Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнения на развитие мышления (логики)
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
В данном разделе приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
описывать признаки предметов;
классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
сравнивать предметы между собой;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять последовательность событий;
обобщать;
давать определения тем или иным понятиям, другие.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед.
Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи.
Выполнять 30 секунд.
Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение 1. «Третий пишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Полезный совет
При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса — нора, медведь — … (берлога)
Больница — лечение, школа —…. (обучение)
Сахар — сладкий, лимон — … (кислый)
Рыба — вода, птица — … (небо)
Утка — утенок, курица — … (цыпленок)
Птицы — перья, звери — … (шерсть)
Осень -—зима, дождь — … (снег)
Кастрюля — половник, тарелка — … (ложка)
Куртка — замок, шуба — … (пуговица)
Тепло — вода, морозно — … (лед)
Упражнение 3. «Путаница»
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Упражнение 4. «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Рекомендуем
Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.
■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.
Упражнение 5. «Домик»
Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.
Помните: правильно расположить рисунок на листе — означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).
Упражнение 6. «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение 1. «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.
Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
— Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Полезный совет
Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Полезный совет
Малыши очень любят игру «Кто больше знает?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет признаков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).
Играя в эту игру, вы развиваете образное мышление ребенка.
Упражнение 2. «Собери картинку»
Разрежьте любые картинки на части, пусть ребенок соберет, « полечит ».
Полезный совет
Очень полезно для развития образного мышления, памяти, внимания ребенка следующее упражнение: попросите малыша перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение 1. «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).
Полезный совет
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение 2. «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь… — месяцы.
Хлеб, молоко, колбаса, макароны… — продукты.
Стол, стул, шкаф, диван… — мебель.
Ромашка, василек, одуванчик, лютик… — полевые цветы.
Туфли, сапоги, валенки, сандалии… — обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор… — бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан… — садовые цветы.
Карандаш, ручка, тетрадь, пенал… — школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб… — еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан… — посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка… — игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата… — инструменты.
Дуб, береза, осина, клен… — деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.
Вариант 4.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
Чем отличается чашка от стакана?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Как зовут маму вашей мамы?
Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
Большой — начало — высокий — брать — … и т. д.
Когда ты завтракаешь — утром или вечером?
Сколько концов у двух палок?
Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение 4.
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение 5. «Соотношение количества предметов с цифрой»
Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.
Упражнение 6. «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
Пословица развивает и обогащает речь.
В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
Ученье — свет, неученье — тьма.
Красна птица оперением, а человек ученьем,
Ученье — красота, неученье — простота.
Повторенье — мать ученья.
Где ученье, там и уменье.
Ученье и труд вместе живут.
По одежке встречают, а по уму провожают.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Ум без книги, что птица без крыльев,
Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
По работе и мастера знать.
Сломать легко, сделать трудно.
Каждое дело любовью освещается.
Кто первый в труде, тому слава везде,
Глаза боятся, а руки делают.
Без дела жить — только небо коптить,
Терпенье и труд — все перетрут.
Больше дела — меньше слов.
Не ленись, а трудись.
Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
Умелые руки работы не боятся.
Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
Работа хвалит мастера.
Есть терпение, будет и умение,
Дело мастера боится.
Лицом в грязь не ударит.
Делу — время, потехе — час.
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Тише едешь — дальше будешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
Будешь книги читать — будешь все знать.
Дом без книги — что без окон.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Книга — твой друг, без нее как без рук.
Знание — солнце, книга — окно.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Игры на развитие мышления
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Составим букет»
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие.
Рекомендуем
В ходе игры посчитать:
— число цветов в каждом букете;
— число белых (красных) цветов;
— число ромашек (роз, гвоздик);
— число больших (маленьких) цветов и т. д.
«Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, дети называют неодушевленные предметы.
Рекомендуем
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
«Один — много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
«Камень — вата»
Правила игры.
Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинаются на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».
Рекомендуем
Провести такую игру с другими буквами алфавита.
Изменить движения: например, встать, потопать, поднять руку, покачать головой.
Источник