Игры для развития музыкальной памяти ребенка

Игры, направленные на развитие музыкальной памяти у дошкольников и младших школьников
Отыщи игрушку
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.
Необходимое оборудование: любая небольшая игрушка, музыкальная запись.
Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.
Примечание. В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),
Музыкальная цепочка
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.
Необходимое оборудование: музыкальная запись, мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.
Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.
Музыкальная гостиная
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.
Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).
Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».
Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.
Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.
Угадай-ка, кто поет?
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.
Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.
Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.
Внимательные ребята
Возраст: 3 — 4 года.
Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.
Необходимое оборудование: музыкальные записи разного ритма и характера.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.
Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.
Приглашение на концерт
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить музыкальную память, эрудицию, стимулировать интерес к серьезной музыке.
Необходимое оборудование: известные музыкальные произведения. Для игры также необходимо изготовить «билеты» по количеству задействованных в ней детей и карточки с портретами известных композиторов.
Ход игры. Взрослый (он же ведущий импровизированного концерта) вводит детей в игру:
Как известно из газет,
К нам едет симфонический
Прославленный квартет.
В филармонии квартет
Дает всего один концерт.
Кто желает пойти на концерт?
У меня есть лишний билет…
Желающие поучаствовать в игре подходят за «билетами», после чего рассаживаются на стульях, расставленных перед импровизированной сценой. Ведущий объясняет маленьким слушателям условия игры: прослушав произведение, они должны поднять карточку с изображением его автора. Игрок, успешно справившийся с заданием, вызывается на «сцену», остальные дети аплодируют ему.
Примечание. Музыка звучит в записи или в живом исполнении. Исполняются произведения детских композиторов — русских, современных.
Кто что услышал
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.
Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется.
Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.
Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).
Рекомендуем посмотреть:
Логические игры для детей 5-8 лет
Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет
Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»
Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет
Словесные игры — загадки для детей с ответами
Источник
лариса гущина
Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.
Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.
ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкальные узоры
Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.
Цель игры:
дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.
Дидактический материал:
карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.
Методика организации игры :
Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.
«Встаньте дети, встаньте в круг»
Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)
Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки — мальчики, треугольники — девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры — в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец — парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.
Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.
Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.
Ритмический заборчик
Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.
Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.
Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.
Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.
Укрась ёлочку
Определи темп музыки
Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.
Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.
Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.
Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Развивать тембровый слух.
Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.
Ход игры.
1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)
Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.
2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.
Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.
«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»
1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»
2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)
Цветик-семицветик».
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
«Мульти-пульти»
1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)
Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.
Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.
2 вариант игры
Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:
«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»
Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.
«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Веселая пластинка
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Атрибуты для утренников и занятий.
Источник
Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
Исследования
Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:
- Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
- Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.
На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:
В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.
В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.
По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.
Развитие в детском возрасте
До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:
- «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком — это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
- «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
- «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
- «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.
- «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень — одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
- «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
- «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.
Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.
Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.
Великие музыканты
В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.
- Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
- Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
- Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.
Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений
В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:
- Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
- Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.
И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:
- Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
- Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
- Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями — один из принципов развития памяти в целом.
- Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
- Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.
Влияние комплексных и систематических занятий
Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития — регулярность.
Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог
Оцените эту статью:
- 4.45
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 120
Источник