Игры для развития грамматики у ребенка

Игры для развития грамматики у ребенка thumbnail

Евстигнеева Виктория Владимировна
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5–6 лет

«Скажи наоборот»

Цель:

усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар. (шары)

комар. (комары)

гриб. (грибы)

шкаф. (шкафы)

стол. (столы)

мяч. (мячи)

сапог. (сапоги)

петух. (петухи)

паук. (пауки)

пирог. (пироги)

дом. (дома)

глаз. (глаза)

лес. (леса)

окно. (окна)

ведро. (ведра)

корова. (коровы)

роза. (розы)

пила. (пилы)

лимон. (лимоны)

слива. (сливы)

тетрадь. (тетради)

книга. (книги)

кубик. (кубики)

ложка. (ложки)

мышка. (мышки)

«Чего много?»

Цель:

усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель :

упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель:

практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Услышь ласковое слово».

Цель:

освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка;

сестра — сестричка;

голова — головушка;

зима — зимушка;

зерно — зернышко;

перо — перышко;

крыло — крылышко;

гнездо — гнездышко;

бревно — бревнышко;

солнце — солнышко;

вода — водица;

каша — кашица;

кожа — кожица;

масло — маслице;

кресло — креслице;

платье — платьице;

письмо — письмецо;

пальто — пальтецо.

«Цепочка».

Цель :

упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак —. —.

нога —. —.

волос —. —.

плечи —. —.

нос —. —.

рука —. —.

клюв —. —.

усы —. —.

«Скажи правильно».

Цель:

упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Ждем гостей».

Цель:

упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа —.

посуда для хлеба —.

посуда для соуса —.

посуда для сливок —.

посуда для масла —.

посуда для конфет —.

посуда для молока —.

посуда для сухарей —.

«Подумай и назови».

Цель:

упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

Источник

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игры для развития грамматики у ребенка

2 Младшая группа

Содержание:
1. Чудесный мешочек
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло… (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро… (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру… (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Средняя группа

Содержание:
1. Игра «Эрудит».
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова»
5.«Составь рассказ»

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: — У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?

2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

4. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Старшая группа

Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое — темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы — завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий — продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Подготовительная группа

Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай — ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

2. «Посчитай — ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день …
Если на улице шум, то улица …
Если человеку сопутствует удача, то человек …
Если у человека талант, то человек …
Если весь день идет дождь, то день …
Если корова приносит людям пользу, то корова …
Если у человека есть здоровье, то человек …

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития грамматики у ребенка
Речевые игры для детей

Игры для развития грамматики у ребенка
Развитие речи у детей. Советы для родителей

Игры для развития грамматики у ребенка
Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию

Игры для развития грамматики у ребенка
Игра — упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Ольга Фролова
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра№1

Задачи: развивать умение детей образовывать уменьшительные имена существительные.

Игра с мячом «Ласковые имена».

Цель: развивать умение ребенка образовывать имена по аналогии.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.

Валя — Валечка

Люда — Людочка

Витя — Витенька

Таня Вова Петя

Рая Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

Даня Лара Вася

Игра№2

Задачи: развивать умение детей образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов.

Игра «Кто больше?»

Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка

Марина Арина Оля

Алёна Лена Лиля

Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок

Алёша Женя Слава

Рома Паша Валера

Игра№3

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных.

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

голова — головка

лоб — лобик

рука — ручка

шея

нос

ресницы

спина

рот

колено

живот

грудь

глаз

Игра№4

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.

Игра с мячом «Большой — маленький».

Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.

стол – столик диван – диванчик полка – полочка

дом шкаф рамка

нож стакан юбка

мяч карман шапка

подушка – подушечка носок – носочек дым – дымок

кружка песок дуб

ложка листок коготь

чашка платок локоть

Игра№5

Задачи: развивать умение детей в образовании формы множественного числа имен существительных.

Игра с мячом «Один и много».

Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.

стакан – стаканы

слива – сливы

кольцо – кольца

огурец – огурцы кофта ведро

помидор шуба окно

стол шапка лицо

шкаф чашка яйцо

мяч ложка полотенце

Игра№6

Задачи: развивать умение детей в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой. (кукла).

У стола нет. (ножка).

У цветка нет. (лепесток).

В лодке нет. (рыбак).

В корзине нет. (яблоко).

В буфете нет. (блюдце).

Игра№7

Задачи: развивать умение детей в использовании имен существительных в родительном падеже.

Игра с мячом «Есть — нет».

Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. -. У меня есть кубик. -.

У меня есть мяч. -. У меня есть обруч. -.

У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. -. У меня есть подушка. -.

У меня есть коляска. -. У меня есть лента. -.

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. -. У меня есть колесо. -.

У меня есть полотенце. -. У меня есть полено. -.

Игра№8

Задачи: развивать умение детей в образовании формы дательного падежа имен существительных.

Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение и в форме игры с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок

ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна. (художник).

Гаечный ключ нужен. (шофер).

Иголка нужна. (швея).

Лопата нужна. (садовник).

Указка нужна. (учитель).

Игра№9

Задачи: развивать умение детей в образовании формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения.

Игра с мячом «Кого угостим?»

Можно провести игру с мячом «Кого угостим?». Ребенок заканчивает начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим. (кролик).

Косточкой угостим. (собака).

Молоком угостим. (корова).

Пшеном угостим. (курица)

Овощами угостим. (свинья).

Игра№10

Задачи: развивать умение детей в использовании формы творительного падежа имен существительных.

Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены? (кисть)

Чем столяр строгает доски? (рубанок)

Игра№11

Задачи: развивать умение детей в образовании употреблению имен существительных в творительном падеже.

Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу. (рыба).

Лося угощу. (трава).

Белку угощу. (шишки).

Кабана угощу. (желуди).

Зайца угощу. (кора).

Игра№12

Задачи: развивать умение детей считать до трех и согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан.

Один стакан.

Один карман.

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка.

Одна ложка.

Одна кукла.

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо.

Одно солнце.

Одно дерево.

Игра№13

Задачи: развивать умение детей в образовании словосочетаний из существительных с числительными два и пять по образцу.

Игра с мячом «Два и пять».

Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки. Две ложки. Две шапки. Две крышки.

Два стола. — Пять столов.

Два носка. Два дивана. Два шкафа. Два чайника.

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра. Два окна. Два дерева.

Игра№14

Задачи: развивать умение детей в образовании порядкового счета, упражнять в образовании порядковых числительных, формировать умение отвечать на вопрос «Который по счету?».

Игра «Который по счету?».

Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч.

Первое ведро.

Игра№15

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

Игра№16

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат. полке.

Дерево растет. забора.

Щенок залез. кровать.

Солнце поднялось. морем

Розы цветут. высоким забором

Листья облетают. деревьев.

Игра№17

Игра «Есть — нет».

Предложите ребенку поиграть в игру «Есть — нет». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. — …У меня есть два карандаша. — …

У меня есть два шара. —.

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. —. У меня есть две машинки. —.

У меня есть две рубашки. —.

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

У меня есть два ведра. —. У меня есть два кольца. —.

У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.

У меня есть пять кубиков. -. У меня есть пять карандашей. —.

У меня есть пять шаров. -.

У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.

У меня есть пять книг. —. У меня есть пять машинок. —.

Игра№18

Задачи: упражнять ребенка в образовании словосочетаний из числительных с существительными.

Игра «Я вижу».

Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из числительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Я вижу два дерева и пять деревьев.

Для игры используйте существительные: стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.

Игра№19

Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, правильно образуя словосочетания из числительных с существительными. Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Используйте следующие существительные: стакан, носок,

цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.

Игра№20

Задачи: развивать умение ребенка образовывать увеличительные существительные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничищи; не клыки, а клычищи.

У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.

Игра№21

Задачи: упражнять ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными.

Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету:

помидор — красный, круглый, вкусный, сочный.

огурец. мяч. нож… кубик.

морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая.

репа. кукла. шуба.

солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое…

ведро. блюдце. яблоко. дерево. лицо.

Игра№22

Задачи: развивать умение детей в согласовании прилагательных с существительными.

Игра «Про что можно сказать?».

Предлагаем подобрать по несколько существительных к прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:

красный мяч, шар, кувшин.

теплый. сочный. круглый. высокий. длинный.

красная вишня, чашка, кофта.

теплая. сочная. круглая. высокая…длинная…

красное солнце, яблоко, блюдце…

круглое…горячее…тяжёлое…

Игра№23

Задачи: обогатить речь детей прилагательными и развивать умение в согласовании прилагательных с существительными.

Игра «Подскажи словечко».

Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед,.

Нож, как бритва,.

Шоссе, как стрела,.

Снег, словно пух,.

Трава, как изумруд,.

Игра№24

Задачи: развивать умение детей в образовании имен существительных со значением единичности.

Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

снег — снежинка

чай -.

горох -.

пух -.

песок -. .

Игра№25

Задачи: обогащать речь детей именами прилагательными.

Предлагаем подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое — материал.

Дом — красный кирпичный. Блузка — белая шелковая.

Шарф. Чашка.

Стол… Полка.

Нож. Машина.

Кувшин. Шуба.

Мяч. Дорога.

Ведро — зеленое пластмассовое. Колготки — желтые шерстяные.

Блюдце. Носки.

Кольцо. Тапки.

Игра№26

Задачи: развивать умение детей в образовании имен уменьшительных имён прилагательных по образцу.

белый – беленький лёгкий – лёгонький

старый мягкий

тёплый высокий

добрый широкий

сладкий глубокий

узкий мелкий

Игра№27

Задачи: развивать умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.

Шар — красный, зеленый, желтый. Чашка — красная, зелёная, жёлтая.

Флажок. Кофта…

Кубик. Юла…

Мяч. Лопатка…

Шарф. Лента…

Яблоко – красное, зелёное, Рукавицы красные, зелёные,

жёлтое. жёлтые.

Ведро. Трусы…

Кольцо. Брюки…

Полотенце. Кубики…

Блюдце. Шары…

Игра№28

Задачи: обогащать речь ребёнка прилагательными, развивать умение в образовании относительных прилагательных.

Стакан из стекла – стеклянный. Кофта из шерсти – шерстяная.

Стол из дерева — … Дорожка изо льда — …

Колобок из картона – картонный. Сапоги из резины – резиновые.

Сок из лимона — … Бусы из рябины — …

Игра№29

Задачи: активизировать словарь ребенка, развивать умение детей подбирать существительные к прилагательным.

Игра «Про что можно сказать?».

деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери.

кожаные.

пластмассовые.

металлические.

стеклянные.

шелковые.

шерстяные.

меховые.

Игра№30

Игра «Наоборот».

Цель: развивать умение детей подбирать слова-антонимы — прилагательные с противоположным значением.

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст.

Суп горячий, а мороженое.

Река длинная, а ручей.

Книга толстая, а тетрадь.

Дорога широкая, а тропинка.

Орехи крупные, а семечки.

Папа молодой, а дедушка.

Игра№31

Задачи: развивать умение детей образовывать сравнительную степень прилагательных.

Игра «Подскажи словечко»

Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще.

Вечер темный, а ночь еще.

Я сильный, а папа еще.

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще.

Африка большая, а Америка еще.

Река глубокая, а море еще.

Игра№32

Задачи: развивать умение детей образовывать притяжательные прилагательные по образцу.

Хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — …глаза лисы — … усы лисы —. лапа лисы —.

ухо лисы —.

лай собаки — собачий лай

след собаки —. шкура собаки —…лапа собаки —. глаза

собаки —. чутье собаки —.

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя —. нос медведя —. хвост медведя —.

лапы медведя — …тело медведя —.

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы —. нос коровы — …вымя коровы — …

глаза коровы —

Игра№33

Задачи: развивать умение детей в образовании относительных прилагательных.

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы -.

повидло из айвы -.

компот из апельсина -.

котлеты из моркови — морковные котлеты

салат из свеклы -.

икра из баклажана -.

сок из огурца -.

Игра№34

Задачи: обогащать речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.

Человек, который часто лжет, -. человек, (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, -. человек,

(целеустремлённый)

Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата, —

. человек, (настойчивый)

Человек, который отличается упорством, -. человек, (упорный)

Человек, который любит трудиться, -. человек, (трудолюбивый)

Человек, который не любит трудиться, -. человек, (ленивый)

Игра№35

Задачи: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

Предлагаем назвать окружающие предметы, добавляя слова мой, моя, моё, мои.

Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки.

Игра№36

Задачи: формировать умение детей изменять глаголы по числам.

Предлагаем сказать по образцу:

Он сидит — Они сидят.

Он лежит — Они.

Он строит — Они.

Она поет — Они.

Она рисует — Они.

Она играет — Они…

Игра№37

Задачи: фо