Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игры для развития фонетического слуха ребенка thumbnail

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Мальчик слушает

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

Девочка учит уроки

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Игры

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Тишина

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Лови звук

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

Эхо

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Эхо

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

Громко тихо

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.

Звуковое лото

Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.

Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Слоговый поезд

Вагончики для слогов

Путаница

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.

По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Путаница

Испорченный телефон

Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

Договори слог или слово

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).

Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Татьяна Абрамова
Игры для развития фонематического слуха у детей.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся в обычной папке с файлами)и позволяют быстро варьировать задание ребенку (послушать и выделить звук из слова на слух, или звук в слове в определенной позиции,услышать и различить звуки по мягкости-твердости или в смешиваемой паре (с-ш, (р-л, самому придумать слова на заданный звук, выбрать картинку-игрушку с заданным звуком и т. д. Этих заданий огромное кол-во у логопедов, я скорее предлагаю «сюрпризный момент», проблемную ситуацию. Возможно, это поможет молодым начинающим педагогам.

Игра «Самолет»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «с» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Самолет», предметные картинки, в названии которых есть звук «с» и в которых его нет.

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, какой красивый самолет! Только очень грустный. Как ты думаешь, почему? (выслушиваются ответы ребенка). А грустит он потому, что полетать не может. Для того, чтобы он взлетел, у него должен быть груз. Давай поможем самолету, загрузим в него все предметы, в названии которых есть звук «с», пусть летит!

Игры для развития фонематического слуха у детей.

Игра «Сказка»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «с» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Сказка», «драгоценные камушки», сундучок.

Ход игры.

Логопед: — Какая красивая картинка…Куда мы с тобой попали?

Ребенок: — В сказку.

Логопед: — В каждой сказке происходит волшебство. И в нашей оно тоже есть. Посмотри, какая прелестная царевна. Но такой она бывает только ночью. Злая колдунья ее заколдовала. Утром царевна превращается в ящерицу. Мы можем помочь откупиться от злой ведьмы сундуком с драгоценностями. Только одно условие: камушек упадет в сундук, если ты придумаешь слова со звуком «с».

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Заколдованный лужок»

Цель: развивать фонематический слух, различать звуки «з» и «зь» в произношении, автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Цветущий лужок», карточки «пчела» и «пчелка»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, что нарисовано на картинке? (ответы ребенка)

— Какой красивый лужок. В какое время года он бывает таким? (Летом). Правильно. Летом, когда цветут на лугах цветы и травы, трудятся пчелы и собирают для нас мед. Но наш луг заколдовала Злая волшебница, не могут прилететь сюда пчелы.

— Ты можешь им помочь, придумай слово, которое начинается со звука «з» и сразу большая пчела полетит на луг, а если придумаешь слово со звуком «зь», то и маленькая пчелка тоже сможет полететь и собрать мед.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Заколдованные пчелы»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Деревенская пасека», карточки «пчела» и «пчелка»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, что нарисовано на картинке (ответы ребенка)

— Это деревенская пасека, где живут пчелы. Они трудятся, а люди получают от них мед. Но злая волшебница их заколдовала, они забыли путь домой, летают-летают, а вернуться не могут. Давай им поможем.

— Если ты придумаешь слово со звуком «з», одну пчелу расколдуешь и она полетит в свой улей, а если придумаешь слово со звуком «зь», то маленькая пчелка вернется.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Лягушка и комары»

Цель: развивать фонематический слух, учить различать звуки «з» и «зь» в словах на слух.

Оборудование: картинка «Лягушка и комары», фишки синего и зеленого цвета

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, какой красивый луг. А кто здесь спрятался?

Ребенок: — Лягушка.

Логопед: — Правильно, это маленький Лягушонок. И он очень голодный. Ты ему можешь помочь. Если услышишь слово со звуком «з», закрой большой комар синей фишкой и Лягушонок «съест» этого комара, а если услышишь слово со звуком «зь», то закрыть надо маленький комарик зеленой фишкой.

II вариант

Цель: автоматизировать звук «з» и «зь» в словах в произношении, развивать фонематический слух, учить различать звуки «з-зь» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Лягушка и комары», фишки синего и зеленого цвета

Ход игры.

Логопед: — Если ты придумаешь слово со звуком «з», закрой большого комара синим кружочком. Это значит, Лягушонок его поймал. А чтобы поймать маленького комара, надо придумать слово со звуком «з» и закрыть комарика зеленым кружочком. Так и накормишь Лягушонка.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «На День рождения к Ослику»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «ш» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Ослик и Лягушонок»», карточки- разноцветные шарики

Ход игры.

Логопед: — Кто нарисован на картинке?

Ребенок: — Ослик и Лягушка.

Логопед: — А как ты думаешь, почему Лягушонок с цветами? (выслушать ответы ребенка). У Ослика сегодня День рождения. А он грустит, потому что у него нет подарков. Ты можешь все исправить. Придумай слова со звуком «ш» и они тут же превратятся в шарики. И у Ослика будет настоящий праздник!

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Белочка»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» в словах на слух

Оборудование: картинка «Белочка»», карточки «грибы большие»

Ход игры.

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)

Логопед: — Давай ей поможем. Если ты услышишь слово со звуком «р», белка получит гриб.

II вариант

Игра «Белочка»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «р» и «рь» в словах в произношении.

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)

Логопед: — Давай ей поможем. Если ты придумаешь слово со звуком «р», белка получит большой гриб, а если слово со звуком «рь» — маленький грибок.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Белочка»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «л» (или «ш» или «рь») в середине слова (или в конце) в словах на слух

Оборудование: картинка «Белочка»», карточки «орешки»

Ход игры.

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)

Логопед: — Давай ей поможем. Если ты услышишь звук «л» в середине слова (или «ш» или «рь») белка получит орешек. (Логопед произносит слова, если ребенок правильно определяет место звука, он дает белочке орешек).

II вариант

Игра «Белочка»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л» (или «ш» или «рь») в словах в произношении.

Ход игры.

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Как ты думаешь, белочка делает запасы на зиму? Что она запасает? (ответы ребенка)

Логопед: — Давай ей поможем. Если ты придумаешь слово со звуком «л» (или «ш» или «рь», белка получит орешек.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Волк и Красная шапочка»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звуки «л» и «ль» в словах на слух, автоматизировать звук «л» и «ль» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Волк и Красная шапочка»», карточки елки и елочки

Ход игры.

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Ты знаешь эту сказку? Что хотел сделать Волк? (съесть бабушку и внучку). Ты хочешь, чтобы Волк съел девочку? Тогда давай поможем Красной шапочке спрятаться от Волка. Если ты услышишь слово со звуком «л», здесь тут же появятся елки, а если слово со зв. «л», то появятся елочки. Если много слов придумаешь, много елок вырастет, волк не увидит Кр. шапочку и она сможет убежать и позвать на помощь охотников.

II вариант Игра «Волк и Красная шапочка»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л (или «ль») в словах

Логопед: — Кто нарисован на картинке? Ты знаешь эту сказку? Что хотел сделать Волк? (съесть бабушку и внучку). Ты хочешь, чтобы Волк съел девочку? Тогда давай поможем Красной шапочке спрятаться от Волка. Здесь тут же появятся елки, как только ты придумаешь слово со звуком «л» и елочки,если придумаешь слово со звуком «ль». Если много слов придумаешь, много елок вырастет, волк не увидит Кр. шапочку и она сможет убежать и позвать на помощь охотников.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Печальные кораблики»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «л» в словах на слух.

Оборудование: картинка «Речной причал», карточки «кораблик»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, что нарисовано на картинке (ответы ребенка)

— Это речной причал, где стоят на якоре кораблики. Но они грустят. Почему, как ты думаешь? (ответы ребенка)

— Кораблики хотят плавать, но волшебник их приморозил к берегу. Ты можешь им помочь, есть одно условие, если услышишь слово со звуком «л», кораблик отправится в плаванье.

II вариант

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «л» в словах в произношении.

Ход игры.

— Ты можешь им помочь, есть одно условие, если придумаешь слово, которое начинается со звука «л», кораблик отправится в плаванье.

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Игра «Веселый аквариум»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук «р» (или «рь») в словах на слух, автоматизировать звук «р» в словах в произношении.

Оборудование: картинка «Аквариум», карточки «рыбка Немо»

Ход игры.

Логопед: — Посмотри, какой красивый аквариум! Но что-то в нем не так, правда? Кого же в нем не хватает (рыбок) Тогда давай его заполним вот этими красивыми рыбками. Ты знаешь, это герой какого мультфильма? («Приключение Немо»). Но одно условие, рыбку можно запустить в аквариум только, если ты услышишь слово со звуком «р». Логопед произносит ряд слов, включая слова со сходными по акустическим признакам звуками, ребенок выделяет.

II вариант игры. Игра «Веселый аквариум»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звук «р» (или «рь») в словах в произношении

Ход игры.

— Условие, рыбку можно запустить в аквариум только если ты придумаешь слово, которое начинается со звука «р».

Игры для развития фонетического слуха ребенка

Источник