Игры для развития актерского мастерства в ребенка

Игры для развития актерского мастерства в ребенка thumbnail

Игры по актерскому мастерству: развиваем актерские навыки у детей, подростков и взрослых

Актер театра – это профессия, целиком и полностью завязанная на практике и регулярных тренировках. Игры актерского мастерства для детей 5 лет, подростков или взрослых – обязательный атрибут обучающей программы в театральной школе. Подобно игре на музыкальном инструменте, где никакая теория не заменит мышечную память и моторику рук, сценическое искусство невозможно без целого ряда выработанных навыков, таких как:

  • наблюдательность;
  • эмоциональная память;
  • умение импровизировать;
  • живое воображение;
  • чувство партнера.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству

Вот почему обучение театральных студентов не предполагает скучную зубрежку и просиживание за умными книгами. Ведь, несмотря на то, что теория все же является частью курса, никому нет дела, сколько цитат из Станиславского вы знаете на память, важно лишь то, что вы можете показать на площадке.

Главное условие выработки любого навыка – необходимость. Она бывает двух видов:

  1. Жизненная. Группе пещерных людей необходимо научиться действовать сообща, чтобы загнать мамонта и не умереть с голоду. У них нет выбора, поэтому они или справляются, или погибают.
  2. Игровая. Группа студентов играет в группу пещерных людей, которым необходимо загнать мамонта. Студенты не погибнут, если не справятся с задачей, но попытки удовлетворить мнимую необходимость также будут способствовать выработке навыка взаимодействия.

Если фактор жизненной необходимости отсутствует, его не заменит ничто, кроме игровой имитации. Вот что делает игры по актерскому мастерству самым распространенным и единственно эффективным методом обучения артиста.

Для детей

Игры для развития актерского мастерства в ребенка

У детей дошкольного и младшего школьного возраста игры – ведущий вид деятельности, через который они знакомятся с окружающим миром, приобретают ценный опыт и всесторонне развиваются. Даже самые незамысловатые игры по актерскому мастерству для детей являются развивающими и помогают ребенку вырабатывать те или иные навыки. Так, салочки и догонялки обеспечивают детям физическую активность, развитие реакции и координации, прятки – внимания и логического мышления, дочки-матери – навыков общения в социуме и т. д.

Научить дошкольника через игру можно всему на свете. Просто подбирайте для него нужные игры и направляйте игровой процесс.

Для развития сценических навыков у детей лучшим выбором станет игра по актерскому мастерству для начальной школы, требующая работы воображения. К таким играм относятся:

  • театрализованные игры – небольшие игровые постановки по готовым сюжетам, которые можно брать из популярных сказок или мультфильмов, задействуя любое число участников;
  • игры в лицах – все игры, в которых дети выступают в роли какого-либо героя или персонажа; такие игры отличаются от театрализованных полной свободой действий, их сюжет и содержание придумывает сам ребенок;
  • игры с куклами – игры, где кукла – это неодушевленный предмет, который наделяется качествами одушевленного в процессе игры; похожим образом студенты театральных училищ отрабатывают веру в предлагаемые обстоятельства, в частности, учатся отыгрывать декорации и реквизит так, будто они реальны.

Воображение – основа не только актерского искусства, но и творчества вообще. Игры на развитие воображения способствуют гибкости и вариативности мышления: умению находить нестандартные решения и мыслить креативно.

Для подростков

Игры для развития актерского мастерства в ребенка

При переходе ребенка в подростковый возраст, всепоглощающая тяга к играм сменяется тягой к общению. Теперь общество сверстников становится главным источником опыта и новой информации для ребенка, а гармоничное развитие его личности находится в прямой зависимости от успехов в общении.

Подросток постоянно чувствует в себе огромный нераскрытый потенциал и ищет ему применение. Актерское искусство может стать для подростка тем способом самовыражения, в котором он так нуждается.

Подростку очень важно своевременно развить в себе такие качества, как:

  • здоровая самооценка и уверенность в своих силах;
  • умение находить общий язык со сверстниками;
  • умение проявлять инициативу и быть лидером;
  • умение делать самостоятельные выводы, принимать собственные решения и сопротивляться пагубному влиянию со стороны.

Лучшие игры на развитие актерского мастерства для подростков – это игры на взаимодействие с партнером и работу в команде.

Пример командной игры

  • Участники встают в круг, держась за веревку (длина веревки берется из расчета 1 м на каждого участника).
  • Ведущий предлагает команде фигуру (треугольник, ромб, квадрат и т. д.), которую нужно построить с закрытыми глазами, переговариваясь только устно.
  • Возможен вариант игры в виде соревнования между двумя командами, а также на время.

Пример игры на взаимодействие с партнером

Очень популярна игра «Сиамские близнецы», где два партнера, обхватив друг друга за талии, становятся как бы одним сросшимся телом. У них всего две руки на двоих и ходить они вынуждены, опираясь друг на друга. В таком виде подростки выполняют привычные бытовые действия, например, завтракают, одеваются или даже играют в теннис.

Для взрослых

Игры для развития актерского мастерства в ребенка

Взрослого человека сложнее всего обучить актерскому мастерству с нуля, этим объясняется возрастное ограничение на прием студентов во многих театральных училищах (в среднем до 25–26 лет). Дело в том, что взрослые за свою многотрудную жизнь в обществе успели обзавестись уймой масок, поведенческих шаблонов, стереотипов мышления, стандартных реакций и т. д. Чтобы научить взрослого играть других, нужно сначала научить его быть самим собой, ослабляя хватку самоконтроля.

Игры для актерского мастерства взрослых – это игры на внутреннее раскрепощение и импровизацию, умение «нырять с головой» в любой омут без подготовки, не боясь ошибиться, вызвать неодобрение или показаться смешным.

Пример игры на раскрепощение и импровизацию

  • В центр площадки выходит актер, получает от ведущего обстоятельства и по хлопку начинает в них существовать. Если ведущий крикнул «Обезьяна!» и хлопнул в ладоши, актер мгновенно превращается в обезьяну и существует в этом образе до тех пор, пока ведущий не выкрикнет что-нибудь новое.
  • Важно, чтобы каждый участник группы мог побыть и действующим актером, и ведущим.
  • Чем бредовее и несуразнее выкрикиваемые обстоятельства, чем контрастнее их перемена, тем интереснее и полезнее становится упражнение.

Есть математическая, гуманитарная, а есть школа актерского мастерства для взрослых, где можно улучшить звучание своего голоса, сделать речь грамотной и красивой, избавиться от акцента, раскрепоститься, стать более приятным и веселым собеседником, научиться действовать по ситуации, да так чтобы это было выигрышно и натурально.

Источник

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

актерские детские игры

Любые любящие родители желает своему ребёнку только самого лучшего. А это значит, для них очень важно, чтобы ребёнок всегда был «на шаг впереди» и на протяжения всего жизненного пути крепко стоял на ногах. Добиться всего этого можно, если развивать в своём чаде навыки актёрского мастерства. Как правило, актерские детские программы несут колоссальную пользу – они не только обучают азам сценической речи (технике безупречной дикции), но и, прежде всего, нацелены на развитие интеллекта ребёнка и раскрытия его  индивидуальности.

А где ещё, как не на сцене, оттачивать мастерство. И что может быть лучше, чем детские спектакли или утренники, призванные развить творческие способности, креативность в наших детях? Детские спектакли и утренники — это не просто способы развлечения, создающие положительный эмоциональный настрой у всех его участников,  это ещё и эффективные средства, раскрывающие «спящие» таланты, формирующие интересы, вкусы детей. Также это и способы, позволяющие побороть застенчивость и познать возможности памяти.

В этой статье вы узнаете, что игровые формы актерских занятий – это наилучший вариант воспитания в ребятах гибкости мышления, пластики и коммуникативных навыков. К тому же дети в процессе игры нарабатывают навыки концентрации, умения слышать окружающий мир, понимать его.

Театрализованные игры

Организовывайте домашние представления (придумайте несложные сценарии) и вот уже ваша квартира или двор – это место, где разворачиваются интереснейшие события, при этом,  ваш ребёнок – непременно главный герой. Задействуйте в своём представлении как можно больше детворы, привлекайте взрослых, ведь чем масштабнее будет действие, тем более вы и ваш ребёнок проникнетесь его атмосферой. Причём, давно подмечено: даже ощущение причастности – даёт невероятный прилив новых творческих сил и идей, а значит, формирует умение чувствовать и проживать воссоздаваемый образ.

Сцена обладает магическим свойством – она затягивает, пробуждает искать, творить — позволяет открывать новые грани реальности. Театрализованная деятельность – источник развития глубоких переживаний, высоких чувств, где игровой приём – важный метод, способ приобщения к творческой деятельности.

Игра 1. «Перевоплощение»

Цель: проникнуться выбранным образом. Игра развивает фантазию, мимику, раскрепощает. Подражайте животным, птицам. Изображайте любые предметы и разных людей: дерево, снежинку, автомобиль, продавца из соседнего киоска.

Игра 2. « Спасатель»

Задача: развить ловкость, пластичность, способность владеть своим телом.

Суть игры: ваш малыш – тот самый отважный мультипликационный герой (у каждого ребёнка есть свои любимчики, воспользуйтесь этим), так вот,  задача воина: спасти планету от захватчиков – ведя бой с врагом (ребёнок совершает несложные элементы акробатики ( подтягивание, махи ногами) используя спортивный уголок: кольца, лестница, канат).

Игра 3. «Домашний спектакль»

Любой поставленный домашний спектакль развивает навык работы в команде, учит импровизировать, работать для зрителя.

Выберите понравившуюся сказку, учитывая при этом возрастные особенности ребёнка (в сказке желательно, чтобы было  больше действий, нежели реплик), подготовьте костюмы (можно использовать платок бабушки, шляпу папы, и по необходимости косметику мамы), пригласите актёров (братика, сестричку, бабушку, дедушку, папу, друзей) и, конечно же, обязательно наполните зал зрителями ( это могут быть жители детского уголка: тигрята, мишки, зайцы, мячи, грузовики – всех и все, что любит и ценит ваш ребёнок).

Игра 4. «Театр кукол на столе»

Эта игра знакомит с приёмами  кукловождения. Игра нацелена на развитие фантазии, психофизических ощущений, активизации воображения у участников.

Куклы можно сшить самим, используя мех, ткань, кожу. А можно приобрести в специализированных магазинах. Требование – куклы должны устойчиво стоять на столе.

Придумывайте сюжет, управляйте героями. Такая игра обычно очень хорошо дается детям, которые без труда раздают роли куклам и проецируют на них разные характеры.

Игра 5. «Помощник»

Цель данной игры – развить способность самостоятельно подбирать предметы для работы. Ребёнок обретает навыки оформителя.

Вы – мастер (готовите сцену). Показывайте ребёнку, как стучит молоточек.  Расспросите малыша, что при этом, ещё может  понадобиться для работы мастеру (гвозди, доски).

Игра 6. «Птички»

Игра развивает быстроту движения, тренирует память.

На прогулке или с окна дома понаблюдайте за поведением птиц. А потом сами с ребенком постарайтесь изобразить их движения (помахать крылышками, походить на одной ножке, поискать зёрнышки, взмахнуть и улететь –подпрыгнуть и помахать ручками).

Игра 7. «Ритмопластика»

Данная игра помогает ребёнку раскрыться и ощутить возможности своего тела.

Включите весёлую, детскую мелодию. Вместе с ребенком делайте несложные танцевальные движения —  те, на которые вдохновляет музыка. Кружитесь, делайте взмахи руками, повороты, будьте активны.

Выводы и рекомендации

Актёрские игры раскрывают творческий потенциал ребёнка, дают возможность обрести коммуникационные навыки, что делает его общение с людьми лёгким и увлекательным. Кроме того, навыки актёрского мастерства позволяют ребёнку стать самостоятельным, творчески развитым, способным незаурядно мыслить.

Воспитывайте, прививайте своим детям  любовь и уважение к театру и актерскому искусству.

Отзывы и комментарии

Расскажите, пожалуйста, нам и вы о своих способах формирования культуры речевого общения у детей, делитесь своими опытом и знаниями в строке ниже.

Удачи вам!

Источник

Театральные игры-имитации для школьников

Насос и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой, выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.

Баскетболист и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой — Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться ролями.

Актерская пантомимика

Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие пантомимики. Дети разбиваются на две равные по численности группы, конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими предмет. Обязательное условие — этот предмет должен быть показан без помощи речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с заданием и его группа угадала этот предмет, то право хода переходит к ней, и уже она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в другую команду, а право хода остается у нее.

Чтобы дети не загадывали простые предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к предметам какое- либо их качество. Например: сломанный пылесос, бешеная курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д.

Необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если противник называет близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос, ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.

Конкурс скульптур

Игра на развитие взаимодействия в группе, индивидуальной пластики и выразительности. Проходит в несколько этапов.

Первый этап — индивидуальный. Ведущий просит каждого изобразить какую-либо реально существующую или воображаемую скульптуру. На это детям дается от 15 до 30 секунд. Затем выбирается тот, кто наиболее точно передал форму, настроение и характер заданной скульптуры. Он объявляется победителем в данной номинации. Таких индивидуальных номинаций может быть от трех до шести (в зависимости от количества и возраста детей).

Второй этап — парный. Дети разбиваются на пары. Их задача — показать парную скульптурную композицию. На данном этапе важен процесс общения между детьми, и поэтому стоит увеличить время для подготовки композиции: от 30 секунд до 1 минуты. Так же как и на первом этапе, определяются победители в каждой номинации.

Третий этап — групповой. В нем могут участвовать группы, состоящие из трех-четырех человек (в зависимости от количества их в общей группе). Главное пожелание — чтобы не осталось не задействованных в игре детей. Задание остается прежним, но только скульптурная композиция составляется уже из участников каждой микрогруппы. Так же как на первом и втором этапах, определяются победители в каждой номинации.

Завершить конкурс можно построением двух групповых скульптур, в которые входят дети двух больших команд или построением одной скульптурной композиции, в которую будут входить дети всего отряда, класса или группы.

Примеры одиночных и групповых скульптур: Девочка ни шаре; Атлант, держащий небо на течах; Мыслитель; Метатель диска; Девушка с веслом; Наполеон; В. И. Ленин (с вытянутой вперед рукой); Теорема Пифагора; Иван-Царевич на болоте; Минин и Пожарский; Самсон, разрывающий пасть льву; Рабочий и Колхозница; Иван Грозный убивает сына; Остап Бендер и Киса Воробьянинов; Безбилетник и Контролер; Ворона и Лисица; Три богатыря; Опять двойка…; Запорожцы пишут письмо турецкому султану; Боярыня Морозова; Трус, Балбес и Бывалый и т. д.

Прогноз погоды

Игра на развитие выразительности речи и групповой коммуникации. Ведущий заранее составляет прогноз погоды на предстоящий день (реальный или воображаемый). Вызываются пять-семь участников, желающие принять участие в конкурсе. Их задача — прочитать данный прогноз с заданной интонацией, передав настроение и характер воображаемого диктора. Например:

• Телевизионный диктор;

• Футбольный комментатор;

• Диктор справочной службы вокзала;

• Учитель русского языка на изложении;

• Докладчик на торжественном собрании;

• Детектив;

• Священник во время службы;

• Рядовой, докладывающий командиру;

• Провинившийся двоечник;

• Сказочник.

Групповая декламация

Ведущий заранее выбирает какое-либо стихотворение из школьной программы (в соответствии с возрастом детей). Задание группе: прочитать по одной строчке стихотворения каждому участнику так, чтобы получилось интонационно и логически выдержанное произведение. Главным является выразительность чтения, логические паузы, интонации. Если стихотворение не закончилось при прохождении первого круга, то те же самые участники читают его дальше.

Данную игру можно позиционировать еще и как игру на организацию взаимодействия.

Этюды с воздушным шариком

Данная группа этюдов служит для развития выразительности мимики, пластики, умения входить в образ и выстраивать заданный сюжет. Игра может проводиться как с одним участником, так и в группе. Для ее проведения необходим один или несколько надутых воздушных шариков, которые раздаются участникам.

Ведущий дает задание создать этюд с шариком на конкретную тему. Например:

• Человек, смотрящийся в зеркало;

• Объяснение в любви;

• Расставание с любимым человеком;

• Начальник и подчиненный;

• Влюбленная парочка;

• Ребенок в зоопарке перед клеткой какого-либо животного;

• Родитель, отчитывающий сына-двоечника;

• Шахматисты, играющие партию;

• Покупатель и продавец.

Спич на заданную тему

Упражнение на развитие ораторских способностей. Проводится индивидуально с отдельным участником в присутствии всей группы. Выбираются отрасли человеческой жизнедеятельности и темы, которым посвящен тот или иной спич. После того как определена отрасль, выбранному участнику дается тема, на которую он без подготовки должен произнести спич в течение одной-двух минут (в зависимости от возраста).

Например: отрасль педагогика (школа, воспитание, образование). Темы, на которые должен быть произнесен спич:

• Классный журнал;

• Школьный дневник;

• Дверь директора школы;

• Школьная парта;

• Любимая ручка (писчая);

• Классное окно;

• Школьная перемена;

• Урок;

• Классный руководитель;

• Родительское собрание и т. д.

Возможные темы: медицина, транспорт, армия, театр, рыбалка, любовь, природа, дом, друзья и т. д.

Пантомима «Где я был?»

Участникам пантомимы даются задания изобразить места их пребывания в последнее время. Задания даются каждому так, чтобы окружающие не слышали. Участники группы должны догадаться, какое место им показывается. Если с трех попыток они не догадались, то исполнителю дается фант (рассказать стих, спеть песню и т. д.). Возможные места:

• Школа;

• Зоопарк;

• Кинотеатр;

• Автобус;

• Магазин;

• Самолет;

• Цирк;

• Вокзал;

• Детский сад;

• Больница.

Пантомима «Признание в любви»

Участники пантомимы разбиваются на разнополые пары (мальчик-девочка). Их задача совместно составить пантомимический этюд «Признание в любви». Совершенно очевидно, что им необходимо использовать только мимику и жесты. Время для составления этюда одна-две минуты. Победителем оказывается та пара, которая выполнила задание наиболее артистично, эмоционально и оригинально.

Для развития коммуникативных качеств личности и организации межличностного общения можно выбрать вариант, когда у участников пантомимы не будет времени на подготовку. Другой же вариант — когда им дается время, но они составляют данный этюд поодиночке, не взаимодействуя друг с другом.

Такого же рода парные этюды можно разыгрывать и на другие темы, например: Покупатель п Продавец, Больной и Врач, Безбилетник и Контролер, Начальник и Подчиненный, Учитель и Ученик ит. д.

Рекомендуем посмотреть:

Игры по профилактике вредных привычек у подростков

Психологические игры для подростков

Психологический марафон в школе для учащихся 7-8 класса

Тренинговые занятия для подростков

Игры на свежем воздухе в лагере для детей среднего и старшего возраста

Источник