Игры для раннего развития ребенка

Игры для раннего развития ребенка thumbnail

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей от 1 года

  • Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

    Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Рамка-вкладыш

  • Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Как развивать ребенка в 1 год

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Накорми Машу

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Изучаем понятия "много-мало"

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидкуУже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Игры с коробочками, корзинками

  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Игры с коробочками, матрешками

  • Составляем кубики друг на друга;

Строим башню из кубиков

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

  • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

5.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

7.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

8.Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

9.Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

Как научить ребенка есть ложкой

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия для детей 1 года конспект

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)

Игры на развитие мелкой моторики от 1 года

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Лепка для малышей

ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

Развивающие игры для детей раннего возраста.

Подготовили: воспитатели первой младшей группы№1

Курошина Н.Ф., Сырескина В.Е.

Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то новому. Главное – применять фантазию и больше времени проводить с ребёнком. Творческая активность воспитателя, яркая эмоциональная окраска игры способствует успешному развитию ребенка.  Но прежде чем организовать развивающие игры-занятия, запомните:

  • Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы не пропал интерес к ним.
  • Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
  • Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно!  Начатое дело доводить до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

 

Приведу некоторые основные группы развивающих игр, а к ним можно   подбирать разные составляющие и включать их в свою работу.  

1.Эмоционально-речевые развивающие игры.  Эти игры помогают устанавливать эмоциональный контакт, способствуют активизации речи, формируют понятия направления движения, развивают общую моторику. Главное — это сопровождать игру речью и положительными эмоциями.

Игра –знакомство. «Это Я. Узнай меня».  

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

  • Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен сказать или хотя показать, кто до него дотронулся.
  • Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
  • Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Игры-подражания. 

Цель: развитие речи, творческих способностей малыша.

Очень здорово будет, если в игру удастся привлечь побольше детей. Если все заняты, то в качестве других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

  • Вот в гости приходит персонаж Петушок горластый гребешок: «Как поёт Петя? – «Кукареку!». «А как Петушок зовёт курочек?- «Ко-ко-ко!». -Ваня будет петушком, а все дети – курочки. «Вышли дети на лужок, посмотрели на шесток. Петя – Петя, петушок, покричи ещё разок!» -дети с удовольствием начинают играть, повторяя слова за воспитателем или взрослым.
  • «Как говорит киса?» -«Мяу!», «Что любит кушать – покажите, скажите?» и др.

2.Игры для развития зрительного восприятия: формочки, коробочки, ведёрки разного размера, кубики (строим башенку и дорожку), пирамидки, матрёшки.

           Игра: «Найди ведёрко определённого цвета (желтого, зелёного)».

 Игра: «Найди пару каждому носочку». 

Цель: они формируют восприятие цвета, размера, формы, последовательности.

(Берём несколько пар носков малыша и перемешиваем).

Игра «Две матрешки».

Материал: две небольшие разборные матрешки.

  • Дайте ребенку две матрешки – большую и маленькую;
  • Обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка.
  • Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
  • Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
  • Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.

Материал: Три-четыре машинки разной величины. Можно гаражи из кубиков построить, ворота чтобы соответствовали размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать ещё из картонных коробок.

  • Расположите гаражи на удлиненной поверхности — «дороге» (доске, столе, скамейке).
  • Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
  • Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.

Вариантов игры много: можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дороге (гаражу) по цвету.

3. Развивающие игры с персонажем 

(Изучение частей тела по кукле: показ на кукле, на ребёнке); катание мишки с горки; катание зайки в машине и т.д.). Они помогают усваивать определённые понятия (части тела, социальные навыки и др.), закреплять направления движения, отличать предметы (кубики) от персонажей (зайка). 

4. Игры для развития мелкой моторики. 

  • «Собери карандаши в коробку» (раскладываете по комнате).
  • «Раскрась рисунок» (ребёнок отделяет маленькие кусочки пластилина и «раскрашивает» ими контур простого рисунка, можно использовать и пальчиковые краски).
  •  «Закрути крышечки» (бутылочки, баночки разных форм и размеров и отдельно крышки к ним) и т. д.
  • «Мозаика» представляет собой создание какого-либо изображения, узора, орнамента, путем собирания его из мелких частей.

 Собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка: тренируется мелкая моторика, развивается воображение, образное мышление. Помимо этого, предлагая ребёнку мозаику, мы тем самым способствуем развитию целенаправленной деятельности, у малыша развиваются эстетические понятия вкуса и творческой активности.

Заключение.

Каждый ребёнок индивидуален, развивается в своём темпе и со своими особенностями. Не стоит требовать от ребёнка того, что ему не по силам или не нравится. Нужно стараться наполнить игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, как стишок:

Покатились санки вниз!

Крепче, куколка, держись,

Ты смотри, не упади,

Там канавка впереди!

  • Возраст ребенка от2 до 3 – х лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.
  • Важно то, что участие детей в развивающих играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе. 
  • Играть с детьми нужно постоянно.   Играйте с удовольствием!                  

Источник

Белашова Татьяна Анатольевна
Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста

Многофункциональные авторские игры для детей раннего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги я хочу представить вам игры, которые я сделала своими руками. Все эти игровые пособия я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Эти игры охватывают сенсорное развитие, и активизируют речь ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.

Мы все знаем, что игра воспитывает в ребенке культуру логического мышления: способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения. Малыши учатся соотносить предметы по цвету. Игра развивает математические способности детей раннего возраста. Развивает моторику кончиков пальцев рук.

Используя эти игры, можно давать детям задания разной сложности. Ведь игра формирует у детей логическое и математическое мышление, развивает мелкую моторику рук, стимулирует развитие важнейших психических процессов.

Я представляю игру

«Собери урожай»

Развивающие игры для детей раннего дошкольного возрастаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра «Ёжики»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра «Помоги колобку спрятаться от лисички»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра «Детское лото»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра «Картинки половинки»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра «Накорми конфетами»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра из бросового материала «Волшебные картинки»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Игра»Накорми клоуна»

Игры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенкаИгры для раннего развития ребенка

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Автор: Алейникова Валентина Александровна,.

Авторские театральные куклы в работе с детьми младшего дошкольного возрастаАвторские театральные куклы в работе с детьми младшего дошкольного возраста
В театральной деятельности раскрывается творческий потенциал, индивидуальность ребенка, формируются позитивные черты характера, закладываются.

Дидактические игры для детей раннего возраста. ЦветДидактические игры для детей раннего возраста. Цвет
Дидактическая игра «Спрячь зайку» Цель игры: развивать представление детей об основных цветах, подбирать предметы определённого цвета..

Дидактические игры для детей раннего возраста. ЦветДидактические игры для детей раннего возраста. Цвет
Дидактическая игра «Весёлый поезд». Цель:учить сравнивать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету и форме предметы..

Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность.

Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханиюИгры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию
Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.

Игры с пальчиками и методика их проведения с детьми раннего и дошкольного возраста
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развивающие игры для детей раннего возрастаРазвивающие игры для детей раннего возраста
Чудо мешочек. — Ребятки, к нам в гости пришли белочка и зайчик. Давайте угостим наших гостей чем-нибудь вкусненьким. Зайчик очень любит.

Родительское собрание «Игры детей раннего возраста»
Цель: познакомить родителей с особенностями игр их детей Ход встречи: 1. «Приветствие». Цель: «Создание эмоционально-положительной атмосферы».

Источник

Неля Янузакова
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста

Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе.

«Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе.Спросите ребенка: «Что дать?». Если ребенок, молча, показывает, на игрушку громко назовите этот предмет и скажите (например): «Скажи: «Дай Лялю». Ребенок повторяет и получает игрушку («На Лялю»).

«Помоги мне». Цель игры помочь ребенку запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по просьбе взрослого.

Для игры понадобятся игрушки, сервировочная салфетка с наклеенными на нее силуэтными изображениями вилки, ножа и двумя кругами разного диаметра, детская посуда (тарелка, вилка, чашка, ложка).

1. На полу раскладываются знакомые ребенку игрушки. Взрослый, обращаясь к ребенку по имени,говорит: «Вова принеси мне кубик. Спасибо. А, теперь, Вова принеси мне мячик. Спасибо. А теперь принеси мне машину (и т. п.). Вот и нет игрушек на полу». Собранные игрушки складываются в корзину.

Аналогичные занятия можно проводить,используя разные знакомые ребенку игрушки и давая поручения: «Дай», «На», «Покажи», «Брось».

2. Взрослый просить ребенка помочь расставить посуду на салфетке, предварительно показав способ действия. Посуда расставляется на силуэты.

«Поручения». Продолжайте знакомить ребенка с названиями действий куклы, зверюшки, человека. Учите понимать общеупотребительные названия этих действий (ходить, сесть, упасть, лечь и т. п.) и использовать в активной речи их облегченные варианты («Маша ходит — топ-топ»). Можно придумать сюжет исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, сначала матрешка пришла, затем она садится, ест, спит, ходит, танцует, поет…. Взрослый называет, действия игрушки и поощряет ребенка к выполнению с помощью игрушки определенных действий.

«Чтение и рассказывание сказок». Это занятие обогащает словарный запас детей, учит их слушать, задавать вопросы, создает тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Начинать следует с коротких и простых сказок, например «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Побуждайте детей проговаривать отдельные слова и фразы, называть последовательность событий, действия героев книг, выразить свое отношение к героям (понравился или нет и почему, находить соответствующую картинку-иллюстрацию и показывать на ней персонажи сказки.

«Семейный альбом». Рассматривая вместе с ребенком фотографии, рассказывайте ему, кто на них изображен, как зовут членов семьи. Побуждайте самостоятельно находить на фотографиях и называть членов семьи.

«Театр сказки». С помощью соответствующих игрушек разыграйте хорошо знакомую ребенку сказку. Побуждайте ребенка к участию в рассказывании.

«Рассказ по картинке». Используя красочные сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам, с помощью вопросов побуждайте ребенка рассказывать, что или кто изображен на рисунке, что происходит, кто, чем занят, тепло или холодно, какой персонаж – грустный или веселый.

Стимулируйте ребенка называть подробности и детали. Пытайтесь направить воображение ребенка за пределы рассматриваемой картины. Если это задание окажется слишком сложным, то рассказывает педагог, задавая ребенку вопросы, уточняя детали.

Это задание помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.

«Покажи и назови». 1. Выкладывая поочередно перед ребенком предметные картинки, побуждайте его назвать изображение, произносить звукоподражание («Как лает собака?», «Как гудит самолет?»)

2. Разложите перед ребенком 9-10 картинок и попросите найти заданную.

3. Дайте ребенку рассмотреть две картинки, затем переверните их изображением вниз и попросите показать одну из названных. Если ребенок справляется с заданием, количество картинок можно увеличить.

4. Разложите перед ребенком несколько игрушек, предложите рассмотреть предметные картинки с их изображениями, а затем положить карточки к соответствующим карточкам.

5. После рассматривания предметных карточек ребенок находит пары (медведь и плюшевый мишка, игрушечная машинка и настоящий автомобиль).

«Что изменилось?». Расставив на столе несколько (до 5-6) знакомых ребенку игрушек (фигурки зверей, кукольная посуда, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребенку отвернуться.Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушел?»). Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе. Усложнение игры – увеличить количество игрушек.

Игры, развивающие речевое дыхание.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Педагог обращает особое внимание на то, чтобы у ребенка слитно звучали гласные в звукоподражаниях («АУ», «ИА», УА» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.

Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагаю подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

«Чей одуванчик улетит дальше?». Педагог предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

«Водичка». (Развитие речевого дыхания произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С») Педагог открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок!

Педагог с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водочки. Ребенок поет «длинную песенку». Т. е. произносит звук «С» протяжно.

«Пузырь». (Развитие речевого дыхания и звукового аппарата). Играют несколько детей.Они становятся тесным кругом и надувают пузырь: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). Дети образуют тесный круг, стоя рядом держась за руки,и произносят слова:

«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»Педагог дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух выходи!». Дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

«Паровоз». (Развитие речевого дыхания). Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза. Педагог показывает ребенку паровозик, напоминает, как паровозик гудит (протяжно произносит звук «У», и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Педагог следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и педагог идут по комнате «паровозиком». И ребенок громко подражает гудку паровоза.Педагог читает стихотворение:

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чууу

Я далеко укачу-уууу!

«Катись карандаш». (Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц). Ребенок сидит за столом. Сначала педагог показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

«Уточки». (Развитие правильного направленного воздуха; активизация губных мышц). Подготовить тазик с водой и резиновые уточки с утятами (или другие легкие резиновые пластмассовые игрушки, плавающие в воде). Научить ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем утят двигаться, а затем подгоняем его к определенному месту.

«Перышко, лети. (Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц). Педагог подбрасывает перышко верх и подует на него, не давая упасть вниз. Затем предлагает подуть ребенку. Обращает его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Султанчик». (Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц). Педагог предлагае