Игры для художественного развития ребенка
Юлия Соколова
Подборка игр для детей на развитие художественного восприятия
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Хочу предложить вашему вниманию подборку игр, которые будут способствовать развитию художественного восприятия у дошкольника.
Дидактическая игра «Палитра художника»
Цель: развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.
Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, палитры из белой плотной бумаги, книжные иллюстрации.
Детям предлагается рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.
Дидактическая игра «Радуга»
Цель: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры, листы бумаги с недорисованной радугой.
Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д.).
Дидактическая игра «Тепло и холодно»
Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.
Материал: иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка» — для детей младшего возраста; «Снежная Королева и Герда» — для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».
Дидактическая игра «Слова и краски»
Цель: развивать чувство цвета у детей, об
гащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.
Материал: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:
— Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т. д.
— Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.
— Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас какое? — Радостное, хорошее, веселое и т. д.
Источник
Людмила Остроушко
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко»
Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»
Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
Дидактическая игра «Попугай художник»
Цель: уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.
Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.
Задание: внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.
Дидактическая игра «Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.Материал: гуашь, палитра.
Задание: педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
Дидактическая игра «Веселая палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материал: карточки с предметами, палитры с оттенками цветов.
Задание: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.Подбери все пары: лимонный — лимон. (т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому — морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе — сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный — это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактическая игра «Волшебные картинки»
Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.
Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.
Дидактическая игра «Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.
Задание: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
Дидактическая игра «Угадай, что получится?»
Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: лист бумаги, карандаши.
Задание: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию, но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Дидактическая игра «Чего на свете не бывает?»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: цветные карандаши, бумага.
Задание: педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать,что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Дидактическая игра «Что это может быть?»
Цель: развивать воображение.Материал: Гуашь, палитры.
Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал
Дидактическая игра «Расскажи об их настроении»
Цель: развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага, цветные карандаши.
Задание: педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Дидактическая игра «Поможем художнику»
Цель: развивать творческое воображение.Материал: Цветные карандаши, бумага.Цель: педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Дидактическая игра «Придумай сам»Цель: развивать воображение, фантазию.
Задание: педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
Дидактическая игра «Веселый гном»
Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Задание: педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать
Дидактическая игра «Перевертыши»
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.Материал: карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Источник
Елена Шепелева
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие»
«Кто живёт на лугу»
Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.
Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.
Ход игры:
Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых
«Назови время года»
Цель и задачи:
Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.
Дидактический материал:
Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета (красного, оранжевого, зелёного, белые снежинки.
Ход игры:
1. вариант игры
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года (Осень, зима, весна, лето) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.
При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.
А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.
2. Вариант игры
Воспитатель называет природное явление, а ребёнок — время года. Листочки желтеют и опадают. (осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт. (зимой) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весной). Использование атрибута. Зелёная травка, яркое солнце. (летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года.
«Отгадай загадки с грядки»
Цель.
Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.
Дидактический материал: корзина, овощи.
Ход игры.
На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.
«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)
«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук).
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана. (Капуста)
«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я. (Свекла) и т. д.
После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».
«Сложи радугу из полосок»
Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.
Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера
Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Помоги собрать крышки»
Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы.Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.
Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов.Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку»
«Найди листик для бабочки»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.
Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.
Дидактическая игра «Цветная дорожка»
Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.
Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.
«Собери бусы на нитку»
Цель:Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.
•Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.
•Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры.Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.
«Найди птичке домик»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.
Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур.Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.
«Сказочные деревья»
Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.
Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.
«Волшебные прищепки»
Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.
Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.
Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.
«Мы в гостях у Маши и Саши»
Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру — чайный набор.
Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.
Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.
«Волшебный мешочек»
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).
Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.
«Разноцветные полоски — дорожки»
Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.
Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)
Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная, какая самая короткая (синяя, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».
«Волшебные шарики»
Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик,содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.
Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Источник