Игры для художественного развития ребенка

Игры для художественного развития ребенка thumbnail

Юлия Соколова
Подборка игр для детей на развитие художественного восприятия

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Хочу предложить вашему вниманию подборку игр, которые будут способствовать развитию художественного восприятия у дошкольника.

Дидактическая игра «Палитра художника»

Цель: развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.

Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, палитры из белой плотной бумаги, книжные иллюстрации.

Детям предлагается рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры, листы бумаги с недорисованной радугой.

Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д.).

Дидактическая игра «Тепло и холодно»

Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.

Материал: иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка» — для детей младшего возраста; «Снежная Королева и Герда» — для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».

Дидактическая игра «Слова и краски»

Цель: развивать чувство цвета у детей, об

Подборка игр для детей на развитие художественного восприятия

гащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.

Материал: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

— Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т. д.

— Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.

— Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас какое? — Радостное, хорошее, веселое и т. д.

Игры для художественного развития ребенкаИгры для художественного развития ребенкаИгры для художественного развития ребенка

Источник

Людмила Остроушко
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко»

Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.

Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Дидактическая игра «Попугай художник»

Цель: уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.

Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.

Задание: внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

Дидактическая игра «Волшебная палитра»

Цель: развивать чувство цвета.Материал: гуашь, палитра.

Задание: педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Дидактическая игра «Веселая палитра»

Цель: развивать чувство цвета.

Материал: карточки с предметами, палитры с оттенками цветов.

Задание: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.Подбери все пары: лимонный — лимон. (т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому — морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе — сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный — это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.

Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.

Дидактическая игра «Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.

Задание: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Дидактическая игра «Угадай, что получится?»

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: лист бумаги, карандаши.

Задание: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию, но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Дидактическая игра «Чего на свете не бывает?»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: цветные карандаши, бумага.

Задание: педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать,что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Дидактическая игра «Что это может быть?»

Цель: развивать воображение.Материал: Гуашь, палитры.

Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал

Дидактическая игра «Расскажи об их настроении»

Цель: развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага, цветные карандаши.

Задание: педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Дидактическая игра «Поможем художнику»

Цель: развивать творческое воображение.Материал: Цветные карандаши, бумага.Цель: педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Дидактическая игра «Придумай сам»Цель: развивать воображение, фантазию.

Задание: педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Дидактическая игра «Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать

Дидактическая игра «Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.Материал: карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.

Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Источник

Елена Шепелева
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие»

«Кто живёт на лугу»

Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.

Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.

Ход игры:

Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых

«Назови время года»

Цель и задачи:

Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал:

Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета (красного, оранжевого, зелёного, белые снежинки.

Ход игры:

1. вариант игры

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года (Осень, зима, весна, лето) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок — время года. Листочки желтеют и опадают. (осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт. (зимой) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весной). Использование атрибута. Зелёная травка, яркое солнце. (летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года.

«Отгадай загадки с грядки»

Цель.

Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.

Дидактический материал: корзина, овощи.

Ход игры.

На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана. (Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я. (Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

«Сложи радугу из полосок»

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера

Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы.Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов.Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку»

«Найди листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.

Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

Дидактическая игра «Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

«Собери бусы на нитку»

Цель:Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.

•Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

•Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры.Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур.Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.

«Волшебные прищепки»

Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

«Мы в гостях у Маши и Саши»

Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру — чайный набор.

Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.

Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.

«Волшебный мешочек»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).

Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.

«Разноцветные полоски — дорожки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.

Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)

Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная, какая самая короткая (синяя, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».

«Волшебные шарики»

Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик,содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.

Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Источник