Игрушки в развитии современного ребенка

Евгения Пономарева
Педагогический проект «Игрушки современных детей»

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. При умелом подборе игрушек и систематическом руководстве играми ребенка,он никогда не будет бродить с унылой физиономией за родителями и хныкать: «А что мне делать? Мне скучно!» Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность проблемы.

Современного ребенка сложно чем-то удивить. Новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы – чего только нет у детей XXI века. Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекательной рекламой и модными брендами. Как не потеряться в таком разнообразии и найти нужную ребенку игрушку, которая способствовала бы развитию интеллектуально-познавательной деятельности ребенка?

На основе проблемной ситуации выбрали тему проекта «Игрушки современных детей».

Гипотеза

Роль игрушек в развитии и воспитании детей огромна, они позволяют ребенку исследовать окружающий мир, развивать и реализовать свои способности, выражать свои чувства. Поэтому каждый родитель желает купить своему ребенку ту игрушку, которая нужна ему не только для игры, но и способствовало бы его развитию. Сегодня на полках магазинов и на рынках представлено такое разнообразие детских игрушек, что порой даже сами взрослые теряются в их выборе. .Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка игрушек, мы решили рассказать о наиболее ценных из них и полезных.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, игровой.

Цель проекта: определить влияние игрушки и ее назначение на развитие личности современных детей; обогащение знаний родителей по правильному подбору игрушек для детей старшего дошкольного возраста; выявление взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника;

– показать возможность игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка;

– показать достоинства и недостатки современных игрушек;

– стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Срок реализации проекта: месяц.

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги группы, родители.

Содержание проекта:

Игрушки современных детей

Прежде всего, надо понимать, что современные дети очень информированы, они гораздо раньше взрослеют своих предшественников, поэтому и игрушки стоит выбирать с учетом нового времени. Дети раннего возраста, как и прежде, играют в погремушки, пирамидки, кубики. Им очень нравятся современные звуковые и движущиеся лошадки, мишки, зайчики, которые мигают разными огоньками и поют песенки. При выборе игрушек для малышей обращайте внимание на качество и материал, лучшим выбором может стать безопасная игрушка из дерева или прочного пластика.

Набирающие популярность развивающие эко-игрушки, очень подходят для малышей, поскольку отличаются современным дизайном и продуманным развивающим эффектом. Такие игрушки рекомендованы и врачами, и психологами и педагогами.

Среди большого количества игрушек для детей дошкольного возраста, лидирующие позиции занимают различные конструкторы. Для самых маленьких можно выбрать яркие пластмассовые блоки, с помощью которых можно легко построить простые конструкции. Для детей постарше магазин детских игрушек может предложить тематические наборы,которые моделируют многие сюжеты из жизни: полицейский участок, пожарная станция, супермаркет и другие. А самыми модными являются магнитные конструкторы, из которых получаются фантастические поделки.

Большинство детей будут счастливы получить в подарок занимательную электронную викторину, которая поможет расширить кругозор ребенка и познакомить с очень интересными фактами из жизни. Благодаря такой развивающей игрушке можно легко подготовить ребенка к школе, что очень важно для современного родителя. Многие игры пришли к современным детям из прошлого, обновив свой дизайн и улучшив качество. Такие игрушки имели популярность много лет назад и, вспоминая свое детство, многие родители приобретают для своего ребенка настольный хоккей, баскетбол, футбол.

Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Современная игрушка — что это?

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр., что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является «антиигрушкой»: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 30–40 лет назад.Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений.

У каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги).

Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Игрушкиможно разделить на следующие группы:

Игрушки,способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).

Игрушки,способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.

Игрушкиспособствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.

Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.

Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Как мы выбираем игрушки!

Критерии отбора

Заключение

• В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике. Современные Барби очень похожи друг на друга. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Интересно и то, что девочки всё меньше играют в обычные куклы и пупсы — они также предпочитают, чтобы им покупали куклы Барби, Братц и т. д. В результате у материнский инстинкт у девочек не формируется, формируется искаженно.

• Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры,способствующие формированию материнских навыков: «дочки-матери», «школа», «больница», и т. д. Для мальчиков — машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.

Литература

• Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.

• Прохорова, Г. А.Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие [Текст] / Г. А. Прохорова. – М.:Айрис – пресс, 2009.– 64с. —(Дошкольное воспитание и развитие).

• Флерина Е. А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Флерина – М.: Просвещение, 1973.

• Шульц-Вильд, Лоре. Наш ребенок [Текст] / Лоре Шульц – Вильд, пер. с нем. – М.: Просвещение, 2000.

План реализации проекта:

История игрушки.

Русские игрушки.

Детское развитие.

Игрушки современных детей.

Современная игрушка — что это?

Как мы выбираем игрушки!

Заключение.

Презентация «История игрушки».

Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».

Изготовление игрушек своими руками.

Коллаж «Игрушки нашего времени».

Фотовыставка «Я и моя любимая игрушка».

Консультации для родителей:

«Зачем ребенку любимая игрушка

«Игрушки для детей: как выбрать, с чем играть?»

«Осторожно игрушка»

Родительское собрание в подготовительной группе на тему

«Игра и игрушка в жизни дошкольника«

«Какие игрушки нужны нашим детям

Анкета для родителей

«Игрушка для ребенка».

Приложение

«Мультфильмы об игрушках»

• Алёшины сказки

• Безделушка (мультфильм)

• В старом сундуке

• Забытые игрушки

• Зай и Чик

• История игрушек: Большой побег

• Машенькин концерт

• Мозаика (инструкция к игре)

• Мозаика (мультфильм)

• Наша Маша и волшебный орех

• Необыкновенный матч

• Опасная шалость

• Пастушка и трубочист

• Розовая кукла

• Сегодня День рождения

• Сражение (мультфильм)

• Старые знакомые (мультфильм)

• Стойкий оловянный солдатик (мультфильм)

• Тайна игрушек

• Танцы кукол

• Танюша, Тявка, Топ и Нюша

• Щелкунчик (мультфильм, 1973)

• Щелкунчик (мультфильм, 2004)

• Щелкунчик и Мышиный король (мультфильм)

Источник

Елена Гульцева
Влияние игрушки на развитие ребенка. Отрицательное воздействие современной игрушки.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Cтановление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка — тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они нам тем, что игрушка — это не просто забава?

Выбрать игрушкув настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии.Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме — важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития.Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям.При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушекподвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушкимогут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит — он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках).

Игра и связанные с ней игрушки — одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад.Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома — фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и.недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.

Рассмотрим современные игрушки. Для девочек это кукла Барби. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка — зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца, чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.

Сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Подводя краткий итог, отметим, что игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка.

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ. В соответствии с ГОСТом контролируется размер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могут быть оторваны и откушены. Все игрушки должны иметь маркировку. На потребительской упаковке или вкладыше должен указываться возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.

Источник