Игрушки для развития мелкой моторики ребенка до года

Игрушки для развития мелкой моторики ребенка до года thumbnail

Мелкая моторика для детей до годаРечь малыша напрямую зависит от развития его пальчиков. Чем лучше проработана мелкая моторика ребенка, тем раньше и правильнее он начнет разговаривать. Это давно заметили психологи. Но еще столетия назад наши предки уделяли особое внимание пальчикам ребенка. Неслучайно в народном фольклоре так много потешек и присказок на тему пальчиков: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и многие другие. Как развивается мелкая моторика у малыша до года? На что обратить внимание маме? Как помочь малышу лучше узнать свои пальчики?

Этапы развития мелкой моторики у ребенка от 0 до 12 месяцев

  • 1 месяц. В этом возрасте пальчики пока слабо слушаются кроху. Маленький «боксер» почти всегда держит кулачки сжатыми. Гипертонус не дает ладошке раскрыться. Хорошо работает хватательный рефлекс: малыш плотно сжимает мамин палец или какой-нибудь предмет, вложенный в его ладошку. Ручки младенца такие сильные, что он может даже «подтянуться», держась за пальцы взрослого.
  • 2 месяца. Гипертонус снижается. Хватательный рефлекс еще держится, но уже не так ярко выражен. Ладошки малыша чаще полураскрыты.
  • 3 месяца. Ребенок пытается управлять своими ручками: тянет их к игрушке. Но он пока не может ухватить предмет, лишь ударяет по нему.Часто случаются промахи. Однако маленький упрямец не оставляет попытки схватить приглянувшуюся вещицу.
  • 4 месяца. Кроха уже может взять предмет, дотянувшись до него или по крайней мере придвинуть его к себе. Способен держать игрушку двумя ручками. Очень любит изучать свои пальчики, рассматривать их, играть с ними.
  • 5 месяцев. Кисть малыша теперь полностью раскрыта. Он тянет ручку к игрушке, берет предмет, рассматривает. Роняет, после чего поднимает вещь другой ручкой.
  • 6 месяцев. Ребенок может перекладывать предмет из одной руки в другую. Если держа одну игрушку, он заметит другую, то первую роняет и переключает внимание на новый объект исследований.
  • 7 месяцев. Может держать в каждой руке по игрушке, удерживать предмет только пальчиками, не касаясь им ладошки.
  • 8-9 месяцев. Проведите небольшой эксперимент: пусть малыш держит в руке игрушку, в это время протяните ему другую вещь. Чтобы взять ее, ребенок не выронит первый предмет, а отложит в сторону. Либо будет держать по игрушке в каждой руке. В этот период детки любят специально бросать игрушки на пол, предлагая маме поиграть в «увлекательную» игру под названием «Мамочка, подними!» Поэтому рекомендуется привязывать на прогулке игрушки и погремушки к коляске на веревочку. Можно использовать специальную пластиковую цепочку с прищепкой. Это избавит от многих проблем.
  • 10 месяцев. Достаточно уверенно берет предметы двумя пальчиками. С интересом стучит одной игрушкой о другую.
  • 11 месяцев – 1 год. Малыш в состоянии поднимать достаточно мелкие предметы: микроскопические обрывки бумаги, тонкие шнурочки. Особенно карапузы в этом возрасте обожают собирать мелкие соринки с пола. Для захвата ребенок использует подушечки большого и указательного пальцев. Именно этот навык (захват двумя пальцами) является основным показателем достаточно развитой мелкой моторики ребенка в 1 год.

Как развивать моторику у ребенка до года

Чтобы малыш своевременно осваивал все положенные для своего возраста навыки, нужно заниматься с ним. Это просто. На первом месяце жизни крохи достаточно делать ему массаж ладошек и пальчиков. Манипуляции с ручками младенца лучше проводить, когда он спит, а его ладошки раскрыты. Гладим ладошки круговыми движениями, разминаем каждый пальчик.

Для ребенка постарше (с 3-х месяцев) можно купить в аптеке или детском магазине рельефный мячик и катать его по ладошке. Также можно использовать шишки, грецкие орехи, камушки и другие предметы с различной текстурой. Важно следить за безопасностью подобных вещей: от природных материалов не должны отделяться «чешуйки» или кусочки скорлупы.

Мелкая моторика для детей до годаОчень полезное занятие для развития мелкой моторики – игровая пальчиковая гимнастика. Вспомните игры с пальчиками из своего детства или поищите их в Интернете. Вариантов – масса, от «Сороки-белобоки» до «Этот пальчик хочет спать…». Игры должны быть короткими, слова –ритмичными. Примерно к году занятия можно усложнить: не мама манипулирует пальчиками ребенка, а кроха сам выполняет определенные движения ручками («Ладушки-ладушки», «Мы капусту рубим-рубим…» и подобные игры).

С их помощью пальчиковых игр тренируется не только мелкая моторика ребенка, но и развивается его внимание, память, фантазия. Малыш запоминает понятия «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «по кругу» и другие, изучает названия пальчиков и просто весело проводит время с мамой. Пальчиковые игры хороши тем, что не требуют дополнительного «инвентаря». Можно заниматься развитием мелкой моторики дома и на скамейке в парке, в поездке и в очереди к врачу. Главное – уделять подобным «развивашкам» хотя бы 15-20 минут ежедневно.

Для развития моторики малыша важен тактильный контакт с различными текстурами. Отличные помощники – развивающие игрушки для самых маленьких. Они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, пластик, резина, текстиль), иметь разный наполнитель (гречка, шарики, шуршащая ткань). Многие мамы дают своим малышам возможность повозиться в муке или крупе. Это тоже полезно для детских пальчиков.

***

Развитие мелкой моторики ребенка не требует от мамочки сверх усилий. Как правило, это простые действия. Но они имеют огромное значение для интеллектуального развития малыша.

Источник

Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения

Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование — их ребенок будет осваивать намного позже.

Мелкая моторика: значение навыка для малышей до года

Поскольку на подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. Доказано, что чем более развита эта способность у младенца, тем раньше он начинает говорить, а его речь быстрее становится связной, развернутой и логичной.

Этому есть простое физиологическое объяснение. Поскольку центры речи и движения в мозгу расположены рядом, стимуляция рабочих функций пальцев активизирует и речевой центр. Поэтому, чтобы малыши до года заговорили в положенный временной промежуток, следует активно заниматься развитием их мелкой моторики.

Позже высокая способность ребенка к мелким движениям пальцами станет свидетельством его готовности к обучению в школе. Отточенная мелкая моторика — это умение концентрироваться, логически рассуждать, хорошо запоминать материал и полнее задействовать свою фантазию.

Темп развития мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей малыша. Одному ребенку освоение движений ладонями и пальцами дается легко, другому же приходится постараться чуть больше. Чтобы помочь крохе улучшить мелкую моторику, следует заниматься с ним специальными упражнениями и развивающими играми.

Начать формирование важного навыка стоит со снятия тонуса мышц. Наверняка многие отмечали, что младенцы часто держат сжатые кулачки у своего подбородка. Это и является проявлением естественного повышенного тонуса, который обычно снижается к трем месяцам малыша. Ускорить процесс расслабления поможет ежедневный массаж ладошек и пальчиков ребенка путем поглаживания их своим пальцем. Также во время массажа можно отрабатывать хватательный рефлекс — вкладывая свои пальцы в ладошки крохи и, после того, как он их схватит, слегка потягивая руки на себя.

Способы развития мелкой моторики у детей

Малыши до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого можно использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщевой), чтобы набивать их разными природными наполнителями — фасолью, крупами, солью, небольшими камешками. Мешочки нужно повесить над манежем так, чтобы кроха мог с комфортом изучать незнакомые ему текстуры.

Начиная примерно с 4 месяцев, малыш уже осмысленно тянется к новым игрушкам — таким образом у него формируется координация между зрительной функцией и моторикой. Со временем он научится сравнивать различные предметы, оценивать расстояние до них и выбирать наиболее удобный способ их схватить.

После полугода младенец становится более сильным и ловким и способен намного легче удерживать предметы, стараясь задействовать в работе не только ладони, но и пальцы. В этот период дети осваивают новую важную двигательную функцию — умение противопоставлять большой палец остальным.

При покупке игрушек для ребенка от 6 месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством различных деталей — кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики детей, тренируя их способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также отлично развивают эту функцию игры с детскими наборами игрушечной посуды.

Позже очередным этапом развития мелкой моторики станет умение пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Некоторые дети осваивают этот навык уже к 10 месяцам.

Развитие произвольных движений / Запорожец А. В. // М.: Астрель. — 1990

Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / Большакова С. Е. // М.: ТЦ Сфера. — 2010

Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / Аксенова М. И. // Дошкольной воспитание. — 1990. — №8

Источник

Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.

Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?

Что такое моторика

Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.

Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.

Читайте на нашем канале статью «Почему полезно ходить босиком».

Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.

Читайте статью «Между строк. Что важно знать о дислексии» и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.

Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.

Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!

Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.

От рождения до 3 месяцев

В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.

В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.

От 4 до 6 месяцев

До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.

В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели.

Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.

Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:

Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик),
И этому дала (отогните указательный пальчик),
Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),
И этому дала (отогните безымянный пальчик),
А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)
Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!

От 7 до 9 месяцев

Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.

Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.

Читайте статью «Песочная терапия для детей» о полезных во всех смыслах играх с песком.

Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.

Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.

Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:

Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)

Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.

От 9 месяцев до 1 года

Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!

Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.

Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.

От 1 года до 3 лет

Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.

Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.

Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.

Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.

Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.

Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:

Мы делили апельсин (показываем кулачок),
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),
Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),
Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),
Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),
А для волка – кожура! (трясём ручками)
Разозлился волк – беда.
Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).

К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild

А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!

Источник