Игрушка в развитии ребенка курсовая
Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
ДОКЛАД
Роль игрушки в развитии ребенка
Подготовила Воспитатель Самарина М. М.
Сентябрь 2013
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.
Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.
Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.
С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.
Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.
Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.
С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.
Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.
К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.
Особенно важна роль народной игрушки, цель которой — развивать, занимать, веселить и радовать ребенка.
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.
В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Игрушки для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания.
Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.
Игрушка — средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки — забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.
Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.
Источник
Светлана Викторовна Заикина
Роль народной игрушки в развитии ребенка-дошкольника
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность» и «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и в активном его познании и преобразовании.
Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно, чтобы труд стал потребностью, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приобщение к миру прекрасного – сложный и длительный процесс. Мы, педагоги нашей группы, стали приобщать детей к миру прекрасного с первых дней пребывания детей в учреждении. В начале мы показывали детям готовые куклы, которые мы изготавливали с детьми группы прошлого выпуска. Мы придумывали различные игры, создавали игровые ситуации. Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами и народными игрушками.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской, замечательные каталки для малыша 2-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушек для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами механики и техник (Богородская игрушка). Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
В нашей группе для работы с детьми представлены народные игрушки (богородские, дымковские, филимоновские, игрушки-забавы (пирамидки, грибки, матрешки, с которыми дети с удовольствием обыгрывают сказки.
Мы стараемся развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, так как на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией мы помогаем детям воплотить увиденное в творческих работах. Изобразительная деятельность тем и интересна и увлекательна, что в ней можно передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Наши занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников, а для этого они сопровождаются музыкальным оформлением и художественным словом.
Знакомя детей с народным творчеством, мы ставим перед собой воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать детей на народных традициях.
• Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
•Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор и знакомство с древними образами.
Образовательные задачи:
• Развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи.
• Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
• Развитие творческих способностей, способности детей в разных видах художественного творчества.
Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами. Для восприятия детей нашей группы мы организовываем выставки-ярмарки, на которых представлены предметы, представляющие различные народные промыслы: Дымково, Гжели, Хохлома и др. Дети с удовольствием обыгрывают сказки, придумывают различные игры.
Мы, педагоги, всегда рядом с детьми и стараемся учить детей играть вместе, согласовывать свои интересы с общими, коллективными; помогать друг другу и радоваться успеху товарища.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, после рассказа и показа, даем детям возможность заняться творчеством, — дети украшают дымковские игрушки чашки, тарелки, ложки, подносы в соответствии с особенностями какого-либо промысла (Гжель, Хохлома, Дымка). Продуктивные виды деятельности (лепка, пластилинография, аппликации, рисование) сопровождаются пением народных песен, заучиванием стихов-потешек, закличек. После физкультминутки заканчиваем занятие народными играми. Каждое занятие тщательно продумывается. Цели и задачи ставятся в соответствии с возможностями детей.
Одним из наиболее важных условий успешного развития детских способностей является разнообразие и вариантность работы. Всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети смогли реализовать свои возможности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления. Работая третий год с моими ребятишками, я знаю, кто и чему научился, кому нужно помогать, а кто справится с заданием сам.
Большой интерес вызывает рисование с использованием нетрадиционных приемов, где дети рисуют пальчиком, ладошкой, ватными палочками. Очень интересна обрывная аппликация с использованием разноцветных салфеток, которыми дети украшают дымковскую барышню и петушка, чашки, тарелки. Дети с удовольствием занимаются пластилинографией: «Разноцветные матрешки», «Филимоновская игрушка», «Чудо-Хохлома, ложки». На всех этих занятиях у детей развивается глазомер и мелкая моторика.
После каждого занятия мы устраиваем выставку, где дети рассматривают свои работы. Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок узнал и показал свою работу. Данные обстоятельства вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, способствуют развитию эстетического восприятия, повышают интерес.
Занятия продуктивной деятельностью требуют подготовки. Дети нашей группы с удовольствием помогают педагогам. Они четко знают, что для занятий лепкой нужны дощечки, стеки, салфетки; а для аппликации – клеенки, влажные салфетки клеящие карандаши; для рисования – большие клеенки, фартуки, нарукавники, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки и специальные тряпочки. После каждого занятия творчеством группа требует уборки, и наша художественная деятельность плавно переходит в хозяйственно-бытовой труд. Дети выполняют поручения педагога собрать кисточки, отнести стаканчики. Я обязательно отмечаю наиболее старательных детей, ведь похвала стимулирует и радует детей.
Источник
Вид работы:
Реферат
Предмет:
Педагогика
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
11,42 kb
Опубликовано:
2011-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Игрушка, как средство всестороннего развития ребенка
Тема: Игрушка, как средство всестороннего развития дошкольников
План
. Понятие игрушки. Педагоги-классики о детской игрушке
. Педагогические требования к игрушке
. Виды детской игрушки
. Подбор игрушек для разных возрастных групп
. Игрушки: как оценить их качество; что даст она ребенку
1. Понятие игрушки. Педагоги-классики о детской игрушке
Игрушка — это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла — обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл — обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц — обобщенные образы различных зверей.
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания — всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости. В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия.
Большую роль игрушки в жизни маленьких детей подчеркивала Н.К.Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно». А.М.Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой». По образному выражению А.С.Макаренко, игрушка-это «материальная основа игры, она крайне необходима для развертывания игровой деятельности». Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать». К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка- это своеобразная школа воспитания чувств ребенка: «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно».
Вывод: игрушка наряду с детской книгой — первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша; будучи частью общечеловеческой культуры, игрушка имеет большую педагогическую ценность, т.к. содействует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка-дошкольника.
. Педагогические требования к игрушке
Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться Активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Для этого она обязательно должна соответствовать определенным педагогическим требованиям.
Педагогические требования к игрушке:
.Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)
.«Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина
.Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой — куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.
.Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.
.Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).
Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.
. Виды детской игрушки
Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая — Е.А.Флериной
Классификация игрушек А.С.Макаренко:
Первый вид:
Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).
Второй вид:
Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)
Третий вид:
Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).
Практика подтверждает положение А.С.Макаренко в детской игре все три вида игрушек.
На основе исследования Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.
Классификация игрушек Е.А. Флериной
Первый вид:
Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).
Второй вид:
Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).
Третий вид:
Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе — движение, сюрприз, неожиданность; назначение — развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).
Четвертый вид:
Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:
)Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;
)Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;
)Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;
)Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.
В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.
Пятый вид:
Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) Шестой вид:
Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение — служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).
Седьмой вид:
Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).
Восьмой вид:
Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки — дар елке и делают ее красивой и нарядной).
Девятый вид:
Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).
Десятый вид:
Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).
Вывод: при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е.А. Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного развития дошкольников.
. Подбор игрушек для разных возрастных групп
Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.
В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:
охрана и укрепление здоровья ребенка;
развитие движений;
развитие действий с предметами;
развитие речи;
Соответственно этим задачам подбираются игрушки:
без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;
крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);
сюжетно-образные игрушки: куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);
обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие — это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);
строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);
музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т.д.)
В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек:
шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т.п.)
шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т.д.)
усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);
нужны комплектные игрушки, так как дети уже умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки (например, «домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле)
Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.
Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
. Игрушки: как оценить их качество; что даст она ребенку
детская игрушка педагогика игра
Покупая игрушку, задумываемся ли мы над тем, чему она научит ребенка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся о ней, когда ребенок вырастет и придет его очередь выбирать игрушки своим детям?
Нельзя забывать о том, что игрушка должна чему-то научить ребенка, пробуждать в нем только радостные, теплые чувства.
Очень часто родители замечают, что ребенок не играет в игрушки, а предпочитает предметы быта или деревянные кубики, оставшиеся после того, как папа мастерил что-то в доме.
Воспитательница, много лет проработавшая в Доме ребенка, рассказывала о том, что дети чаще играют в тряпичные игрушки, которые она шьет сама, хотя у них много других игрушек. Почему? Игрушка, сделанная из дерева,- «твердая» и «теплая», а самодельная кукла из ткани и шерсти — «теплая» и «мягкая». Пальчики ребенка касаются не безжизненной пластмассы или Холодного металла, а теплого и натурального материала.
К сожалению, очень часто родители, покупая игрушки для детей, стараются выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или, наоборот, подешевле. Не задумываются: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
В интересном историческом документе «Екатерина 2 о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши — будущего царя Александра 1. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». Мудрые рассуждения императрицы-бабушки не утратили своей актуальности и по сей день.
В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям, никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем- подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Это хорошо понимали русские педагоги. Уже в 60-х годах 19 столетия К.Д.Ушинский, А.Я. Симанович и др. педагоги в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».
С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятием «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.
В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».
Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений — тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Поэтому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.
Игра и игрушка, по мнению ученых, — важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка — культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки — конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную.
Как компенсация «недоигранности» в своем собственном детстве у взрослых появляется манера оценивать любую вещь — вне зависимости от ее применения — как забаву, неподлинность, игрушку.
Вывод: Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.
Литература
1. В. Абраменкова — Осторожно: антиигрушка! — Дошкольное воспитание,№4,2005.
. Дошкольная педагогика под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. — Москва, просвещение, 1978.
. Е. Смирнова Игрушки: как оценить их качество. — Дошкольное воспитание №4, 2005.
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — Москва, Академия, 2000.
. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре — Москва, Просвещение,1982
.Игрушки и пособия для детского сада под ред. Изгаршевой В.М. — Москва, Просвещение, 1982.
. Щербакова Е.И. Гра — модель життя. — Дошкільне виховання, №5, 1998.
Похожие работы на — Игрушка, как средство всестороннего развития ребенка
Источник