Игровые технологии в развитии ребенка
Виктория Искра
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить».А. М. Горький.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:
дидактическая цель ставится перед детьмив форме игровой задачи;
деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.
Игра — это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.
Игровая технология включает в себя:
• игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
по характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д.
по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственносистематическое общение педагога и детей.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
— знания методики игровой деятельности;
— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки».
В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках,во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме,и артикуляционная гимнастика,сюжетно-ролевые игры,дидактические игры,подвижные игры,игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе
Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Например: использую игровую ситуацию «” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” вовлекая детей в веселую игру – соревнование: » Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг.
Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик — нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга.
Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина:
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.
Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин»,»Дочки-матери», «Запомни картинку».
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки»,«Прятки», «Жмурки», своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса,на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Список использованной литературы:
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. — Москва, 1997. с. 5-6
5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. — №11.-2006.-с. 22-30.
6. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — Москва, 1998 г. с-8-12. Воспитатель:
Искра Виктория Васильевна,р. п. Усть -Абакан,2018год
Источник
Нина Голоденко
Современные игровые развивающие технологии в ДОУ (из опыта работы)
Современные игровые развивающие технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют нам развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, мы должны обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые развивающие технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что мы организуем, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и используем ее в образовательной деятельности по познанию для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».
Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому мы учим детей, снова используя игровые приемы. Например: в образовательной деятельности по познавательному развитию мы используем игровую ситуацию «Найди такой же», «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Мы используем специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было» и др.
С помощью игровых технологий мы развиваем творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им затем играть в игры – придумки, игры – фантазирования.
Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б. П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Используя технологии развивающих игр Никитина нам удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. В игре мы решаем сразу несколько проблем связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно.
Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Для развития логического мышления в образовательном процессе мы используем игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология.
Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют и игры В. Воскобовича. Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе. В своей работе используем следующие игры В. Воскобовича: «Чудо – соты», «Чудо – крестики», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Кораблик Плюх — Плюх», «Чудо – цветик»,«Игровизор».
Не забываем мы и об использовании в образовательном процессе развивающей технологии М. Монтессори. Работая с материалами из сферы практической жизни, дети учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки, пересыпание, переливание, поднос с манкой. А благодаря сенсорным материалам, ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки,, ткани для ощупывания, весовые таблички, рамки – кладыши и др. Дети с удовольствием играют в такие игры как «Цветные таблички», «Парочка», «Ткани», «Конец, начало, середина», «Доска для сложения», «Явления природы» и др.
Широко используем в образовательном процессе палочки Кюизенера.
Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.
Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование нами ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.
Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.
Источник