Игровые технологии в интеллектуально творческом развитии ребенка
«Игровая технология
интеллектуально – творческого развития
детей дошкольного возраста 3 – 7 лет» В.Воскобовича
Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича известны давно. В прошлом инженер – физик. Толчком к изобретению игр послужило двое собственных детей и «пустые» полки магазинов в эпоху Перестройки. Игры широко использовались в детских садах г. Санкт-Петербурга и имели положительные отзывы воспитателей. На данный момент игры востребованы по всей России.
Всем известно, что развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. Так появилась идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр Воскобовича, которая осуществилась в 1998 году. Технологию назвали «Сказочные лабиринты игры». Данная технология – это синтез игровой технологии и технологии развивающего обучения, которая отличается высокой эффективностью и практической доступностью.
К играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. Сказка-методика представляет собой модель опосредованного обучения. Это такое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых плодов, Малыш Гео, Ворон Метр; «Волшебная восьмёрка» — это арена Цифроцирка и т.д. Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «переживает» таинственные и весёлые сказочные приключения. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:
1.Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т.к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность игр.
Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.
3.Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
4. Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.
Технология решает следующие задачи:
— развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
— развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
— развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
— гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.
— формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
— построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:
— игры, направленные на логико-математическое развитие.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
— игры с буквами, звуками, слогами и словами.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.
— универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
Этапы освоения игр детьми
и роль взрослого на каждом из них
На первом этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребёнка, играет и занимается вместе с ними.
На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач, составляют схемы. Взрослым создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива.
Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то малыш с ней занимается на всех этапах. Переход от одного этапа к другому должен быть постепенным.
Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр. Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности.Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.
Соотнесение технологии
«Сказочные лабиринты игры» с ФГОС ДО
Технология
«Сказочные лабиринты игры»
ФГОС ДО
Задачи
Развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое.
Развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам и явлениям окружающей действительности.
Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Развивать гармонично сбалансированное эмоционально-образное и логические начала.
Формировать базисные представления (об окружающем мире), речевые умения.
Строить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Строить образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающий социальную ситуацию его развития.
Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических видах деятельности, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Строить развивающее вариативное образование, ориентированное на зону ближайшего развития.
Организовывать виды деятельности, стимулирующие развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.
Развивающая среда
— интеллектуально-игровой центр – объёмный или плоскостной «Фиолетовый лес», «населённый» сказочными персонажами сказок методик к развивающим играм Воскобовича (трансформируемый), способный меняться в зависимости от образовательной задачи;
— один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей), способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
— должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
— должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
-трансформируемость пространства предполагает возможность изменения пространственно-предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Ожидаемые результаты
Развитие сенсорных способностей.
Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышление, воображения, речи).
Тренировка мелкой моторики.
Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.
Развитие творческих способностей.
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Фантазирование вслух, игра звуками и словами. Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания. Развитие воображения, фантазии.
Овладение основными формами и видами игры.
Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании и др.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Способен к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивающимся и проявляющимся в игре.
Владеет разными формами и видами игры.
Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Развита крупная и мелкая моторика.
Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить, поделки из различных материалов.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
К универсальному блоку относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,
2. Предметные универсальные средства — комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,
3. Графическое универсальное средство — Игровой графический тренажер «Игровизор».
Комплект «Ларчик»
При использование традиционных пособий (мольберт, фланелеграф, школьная доска), вызывают некоторое неудобство. Поэтому был создан комплект ларчик, который поможет создать комфортное условие для работы и качественно провести ООД в детском саду и в школе.
Преимущества
1.Прочное прикрепление демонстрационного материала на ковролине.
2. Новые элементы обеспечивают разнообразие, наглядность, динамизм игр и занятий.
3. Сетка на коврографе помогает знакомить дошкольников с пространственными, количественными отношениями, обеспечить построение различных геометрических контуров.
Коврограф «Ларчик» — это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы, кармашки.
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус — с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
Комплект «МиниЛарчик» размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.
Коврограф Ларчик содержит:
— сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)
— образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)
— знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)
— вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)
Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
Игровая ситуация
«Зеркальце Фифы»
Цель: совершенствуем умение ориентироваться на листе (ковровой-поляне); формируем представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, и устанавливать отношения между целым и частью.
Материалы: мини-коврограф, осколки зеркала, 1 – круглое, 2 — овальное
Сюжет-завязка
Сегодня ранним утром отправилась Фифа в гости к пчелке Жуже. Фифа была модницей и очень любила смотреться в зеркало. Поэтому для своей подруги она решила подарить зеркало. Пока она до Жужи добиралась, зеркало выпали из сумочки и разбились.
Развитие сюжета.
Осколки разлетелись в разные места Ковровой полянке. Попробуем найти и собрать осколки зеркал (Дети берут полянки и осколки зеркал. Под диктовку воспитателя располагают осколки).
Верхняя часть зеркал разлетелась в сторону ЛьВа и ПаВлина. К ЛьВу попало два осколка синего цвета, а к ПаВлину один голубого (Дети выкладывают на полянке находя расположения животных).
Нижняя часть зеркал разлетелась в сторону ЛаНи и ПоНи. К ЛаНи попало два осколка синего, а к ПоНи один осколок голубого.
Все осколки найдены, необходимо собрать зеркала.
Вопросы:
-Какой формы зеркала получились? (овальной и круглой).
— На сколько осколков разбилось овальное зеркало? ( На 2 осколка). Равные ли осколки?
— Сколько осколков составляет круглое зеркало? (Из 4-х). Равные ли осколки.
-Какое из зеркал разбилось на меньшее количество частей? Сколько Их?
-Какое из зеркал разбилось на большее количество частей? Сколько Их?
— Что больше целое зеркало или одна из 2 равных частей (половина его).
-Что меньше целое зеркало или одно из 4 равных частей (половина его).
— Как называется две части овального зеркала? ( 2 одинаковые половинки).
-Как называется одна из 4 частей круглого зеркала (1/4 часть).
-Итак, зеркала готовы. Как вы думаете, какое из зеркал подарит Фифа своей подруге Жуже. Почему?
Овальное зеркало для Фифы, так как она овальной формы, занимает три клетки в длину, и одна клетка в ширину. Круглое зеркало для Жужы, так как она круглой формы, занимает 2 клетки и в длину и ширину.
Источник