Игровые технологии развития речи ребенка

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи  необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4­5 лет).В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Психолого­педагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников

использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, 

делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, 

следовательно, и более эффективным.

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

1.дидактическая игра.

2.Театрализованные игры

3.Пальчиковые игры 

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений,

5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков

1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,

 Дидактическая игра представляет собой многословное,

сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения

детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками),
  • настольно­печатные игры,
  • словесные игры.

Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста

рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  • — игры – драматизации;
  • -режиссерские игры.

2.1  В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома —  частокол

Тук-тук  — дверь открой

Заходите, я не злой

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений…

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

 Сочинительство.

Сочинение стихотворений. По мотивам японской поэзии

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

« Салат из сказок» смешивание разных сказок

« Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель

« Изменение характера персонажей» старая сказка на новый лад

« Использование моделей» картинки-геометрические фигуры

« Введение в сказку новых атрибутов» волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

« Введение новых героев» как сказочных, так и современных

« Тематические сказки» цветочные, ягодные и т.д.

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Источник

Валентина Власкина
Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников

Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачи:

-развитие звуковой и интонационной культуры речи,

— владение речью как средством общения и культуры,

— обогащение активного словаря,

развитие связной речи,

-формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи,

-предпосылки обучения грамоте,

— знакомство с книжной культурой,

развитие речевого творчества.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

В игре нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.

Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

Между речью и игройсуществует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи, так как в нашем детском саду есть группы комбинированной направленности с речевыми нарушениями детей. Игровые технологии, используемыев нашем детском саду это:

— пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;

-используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей;

-в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов — телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно;

— в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют зна-ния в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках.К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки;

— хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;

— игры – драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности;

— дидактические игры, позволяющие приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

В этом учебном году в нашем детском саду «Солнышко»реализовывалась задача: «Совершенствовать работу педагогов по развитию речи детей с помощью дидактических игр, через различные виды деятельности». И я хочу остановиться на них более подробно. Внутри детского сада был объявлен конкурс на лучшую дидактическую игру по лексико-грамматическому строю речи, лучшие были отобраны для публикации сборника дидактических игр по развитию речив рамках сетевого взаимодействия пилотных площадок это: «Веселый огород», «Фруктовый сад», «Мир животных», «Лес – полон сказок и чудес», «Волшебный барабан», «Мои эмоции». Благодаря, использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей.

Педагоги и родители нашего ДОУ в этом учебном году принимали активное участие в изготовлении лэпбуков по тематическим неделям,с которыми участвовали в районном конкурсе: «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы или обучения», где заняли победные места. Данные пособия активно используются педагогами нашего детского сада в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим,например: тема «Хлеб — всему голова», «Зима», «Правила дорожного движения», «Весна идет – весне дорогу» и другие.

Все «лэпбуки» направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.

Несомненно, дидактические игры и методические пособия «Лэпбук» являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Источник

Тема: «Использование игровых технологий в развитии речи детей»

В современной педагогике и психологии была и остаётся главной проблема развития речи у детей дошкольного возраста.

        Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики. Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи.

        Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

В.С. Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения».

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое

позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей

широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для

применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Дидактическая игра.

2.Театрализованные игры.

3.Пальчиковые игры .

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно

реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

 игры – драматизации; режиссерские игры.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Многие ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,

особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше

развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересную игру.

В группе раннего возраста мы используем один из способов развития

мелкой моторики рук – пальчиковые игры.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем

принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится

на кончике его пальцев.»

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и

холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет

самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов: мизинец-сердце, безымянный — печень, средний — кишечник, указательный — желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя

на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган

человека.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны

одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры — конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе:

Игра с мячиками.

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)

— Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

— Взад, вперёд его гоняю.

— Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

— И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем

мячик).

— Колобок я разожму и другой рукой начну.

— Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой

рукой).

Пальчиковая игра «Сапожки».

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не

отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

— Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

— Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

— У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

— Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

— Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

— Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» — с использованием карандаша с гранями.

— Карандаш в руках катаю,

— Между пальчиков верчу.

— Непременно каждый пальчик,

— Быть послушным научу.

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте

выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из

пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Игры с бусинами, пуговицами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

— Дома я одна скучала,

— Бусы мамины достала.

— Бусы я перебираю,

— Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и

проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не

сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите

его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование.

Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игры с шишками, и грецкими орехами.

Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг

другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек.

Наматывание ниток на клубок.

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!

Список использованных источников

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. — М.:

Просвещение, 1988. — 144 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. —

352 с.

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка

дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца.

— М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,

1995. — 144с.

5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1997.

6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.

Игровые технологии в образовании дошкольников и младших

школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С.

Гайнуллова. — М.: КНОРУС, 2016. — 112 c.

Источник