Игровые технологии развития коммуникативных навыков ребенка
Ольга Глухова
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей»
Мастер класс
«Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей»
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский
Цель: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей в рамках НОД в ДОУ.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
«Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) — вот сущность социо — игровой технологии обучения.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья.
В основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. (Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым).
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Сегодня просто необходимо наличие нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Формула сущности социо-игрового стиля «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Данная технология помогает мне:
• упражнять детей эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Мне очень нравятся законы общения, которые предлагают авторы технологии:
• Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
• Не ворчать, не ныть, не бурчать;
• Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
• Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
• Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
• Поддержи, помоги подняться и победить;
• Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
• Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
• Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью — ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
Плюсы социо-игрового стиля:
— Отношения: «ребенок-сверстники»;
— Педагог является равноправным партнером;
— Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
— Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
— Дети самостоятельны и инициативны;
— Дети сами устанавливают правила игры;
— Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
— Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
— Общение детей происходит внутри микро группы и между микро группами;
— Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
— Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми по социо-игровой технологии:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном в двойках и тройках.
• Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Практическая часть
Игры задания для рабочего настроя
А сейчас я предлагаю Вам несколько ритуалов приветствия:
«Доброе утро!» Предлагаю взяться за руки и сказать: «Доброе утро»— шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
«Перышко» Ведущий: «В руках я держу перышко, сейчас я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Я рада тебя видеть», теперь сосед берет перышко дотрагивается им до соседа справа и говори «Я рада тебя видеть» и т. д.
«Цветочная клумба» Представьте себе цветочную клумбу, на которой, растет много цветов. Все цветы растут рядышком и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте изобразим такую клумбу.
И так в начале, сделаем упражнение, которое мы с ребятами выполняем всегда в начале игры-занятия.
Упражнение – разминка «Один за всех»
Только смелый и упорны
Доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы (Во время декламированы участники встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного».)
Игры на развитие коммуникативных способностей детей: «Сто мячей» Задача играющих поймать взгляд партнера и не допустить попадания мяча на пол. Одно из главных условий – играть молча. Все участники встают в круг у ведущего мяч. Он бросает его кому — либо из играющих, «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его ещё кому – либо, тоже предварительно «связавшись с ним взглядом» и т. д.
«Старенькая бабушка»
Инструкция: «Давайте представим, что каждая пара состоит из бабушки и внучки, причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. (Бабушкам завязывают глаза) И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами
(стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)
«Ласковые волны»
Ведущий просит играющих сесть в круг и предлагает вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду, «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые и добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах!» Играющие изображают волны, вслед за ведущим. После такой «тренировки» ведущий предлагает всем играющим по очереди «искупаться в море»
«Купающийся становится в центре «по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все «волны» «погладят купальщика», он «превращается», а в «море» «ныряет» следующий.
«Коммуникативное упражнение «Прилипшая рука»
Игра проводится в парах. Рука одного ребенка «прилипла» голове другого. Голова «убегает от руки», а рука старается не отрываться от неё. Потом, наоборот, «убегает» рука. В этой игре обязательно должна быть смена ролей.
Игры на развитие эмоций с дидактическим пособием «КУБ»
1. Вариант. Развитие умения выражать собственные эмоции. Играющий кидает кубик и в зависимости от выпавшей картинки, продолжает фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
2. Вариант. Развивать умение понимать эмоции других людей и выражать собственные.
Играющие делятся на две команды. Команды по очереди кидают кубик, а соперники должны изобразить ситуацию согласно выпавшей эмоции: со словами, с помощью жестов. С подручными средствами.
3. Вариант. Развитие умения узнавать изображаемые эмоции. Водящий выходит за дверь, а группа задумывает эмоцю. По возвращении водящий должен показать на кубике эмоцию, изображаемую группой играющих
«Волшебные конфеты» развитие чувства эмпатии.
Показываю коробочку, закрытую крышкой. Трясту ее, играющие должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! Всем спасибо!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя на мастер классе?
2. Какие выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Затем проводится ритуал прощания «Всем – всем, до свидания», играющие ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко говорят. «Всем – всем, до свидания!» и убирают кулачки.
Источник
Игровые технологии в развитии коммуникативных навыков дошкольников
Л.В. Камешкова
МАДОУ «Детство» ДС № 179
e-mail:179@detstvo-nt.ru
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Макаренко А.С.
Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. В наше время с самого рождения человека окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.
Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста?
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
Игра – деятельность коммуникативная. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.
Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционально- положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении, развития доверия к друг другу («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», « Сиамские Близнецы», «Слепой танец» и др.)
Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).
Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.
Сюжетно-ролевая игра является основой для развития театрализованной игры. Со временем дети не только изображают в своих играх деятельность взрослых, но их начинают увлекать игры по знакомыми литературными произведениями. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, поэтому театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Дети любят подражать добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, Воспитатель помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием воспитателей игры детей обогащаются эпизодами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекоменда-ции: для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
2. Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-95; 100-101;
3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 85-87.
4. Игра дошкольника / С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-4.
5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности до-школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
6. ФГОС ДО
7.https://pups.su/vospitanie/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html
8. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnolo.html
9. https://detpsiholog.github.io/kommunikativnyeigry.html
Источник
татьяна хилькович
Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края.
СЕМИНАР
по теме: «Формирование социально коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии»
Автор конспекта НОД:
Хилькович Татьяна
Михайловна воспитатель
первой квалификационной
категории
МКДОУ ЦРР ДС№37
2018г.
Здравствуйте уважаемые коллеги я рада приветствовать Вас на нашем методическом событии, посвящено теме:
«Формирование социально коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии»
Нашу с вами встречу хочу начать с небольшой притчи (показ притчи)
Пожалуй на сегодняшний день каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное – это ребёнок, наше будущее и от того как мы сможем сохранить его уникальность зависит не только его будущее но и будущее страны.
В связи с быстро меняющимися миром, все процессы преобразования современного общества приобретают хаотичный характер. И зачастую все важные и ценные ориентиры из-за быстрой смены процесса «затираются», теряются, и порой просто уходят в некуда.
Так в современных семьях, являющимися первом социальным институтом детей, на первый план выдвигаются решения финансовых проблем, удовлетворение простых человеческих потребностей накормить, умыть, одеть… и ребёнок зачастую остаётся предоставлен сам себе. И лучшим другом для современного ребёнка становится телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры, даже у детей 3лет. Поэтому и возникают проблемы связанные с развитием коммуникативных навыков, часто базируются на отсутствии речевого и эмоционального общения, отсутствие ласки. А ведь семья является базой для воспитания в детях человеческих чувств доброты, толерантности, сопереживания.
Исходя из своего многолетнего педагогического опыта я могу сказать, что на сегодняшний день мы можем говорить о том, что дети не умеют организовать общение так как:
• Не слышат собеседника, договариваться
• Не умеют сопереживают,
• Не умеют подбирать вербальные (речевые) и не вербальные (жесты, мимика) средства общения, в следствии чего не умеют решать конфликтные ситуации.
Я также заметила наблюдая за детьми, что дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем в категорию «предпочитаемых», «принятых» и таких гораздо меньше. А между тем от того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – в многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значить и его дальнейшая судьба.
Между тем, давайте немного погрузимся в основное понятие что же такое общение.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействия с другими людьми.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Передо мной стал вопрос каким образом помочь детям сформировать недостающие навыки коммуникативного общения, как чтобы не навредить им?
Для начала я изучила нормативную базу, задачи по социально— коммуникативному развитию которые ставит перед нами ФГОС ДО это:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
И на выручку мне пришли Современные Образовательные Технологии.
Перебрав их, я определила для себя самые оптимальные и доступные для детей – это элементы игровых технологии.
Игровые технологии – это технология имитационного моделирования
Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» проиграть в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Первое что я сделала это провела мониторинг. Наблюдая за детьми, как во время непрерывной образовательной деятельности так и в повседневной жизни группы, выявила детей у которых частично и плохо сформированы социально – коммуникативные навыки общения.
Второе я создала комфортную развивающую среду в групповой комнате. Я условно разделила её на 3 центра:
1. центр умеренной активности; «Познавательный центр», «Центр книги», «Центр природы»
2. центр средней активности; «Центр по конструированию из различных материалов», «ИЗО центр»
3. центр повещенной активности «ФИЗО центр», «музыкальный центр», «Игровой центр».
Так как основой игровой технологии является сюжетно ролевая игра «Игровому центру» я уделила особое внимание. Но одной сюжетно – ролевой игры мало для формирования коммуникативных навыков общения у детей. Я стала подбирать ещё различные игры, учитывая то, что не во все игры любят играть современные дошкольники, а если игра не интересна, ребёнку, то она теряет свою педагогическую ценность.
Третье я привлекла родителей к сотрудничеству. Так как в ходе формировании социально — коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но, и родители законные преставители. Так на собраниях я поднимала интересующие родителей вопросы, совместно обсуждала вопросы взаимоотношений взрослых с детьми. Проводила индивидуальные беседы; «как правильно научить ребенка общаться», «Застенчивый ребёнок», «Как вести себя с агрессивным ребенком». Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и театральных представлений. В результате проведённой работы у нас с родителями появилась общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребёнка на выдумку, веселье. Так в наше группе появился ещё один центр театральный.
Играя в театральном центре дети проявляют свои выдумку, инициативу, самостоятельность. Дети наделяют своих любимых героев человеческими свойствами, при этом они сочувствовали, переживали и радовались вместе с ними.
Так Лев Семёнович Выговский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества.
Коллективный характер театральной игры позволил мне расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Результатом моей работы стала постановка музыкальной сказки «Кошкин дом». При подготовке театральной постановки дети приобрели неоценимый опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития социально — коммуникативных способностей.
Поле проведённой мною работы дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кто называют проблемными, и наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т. е повысились социально -коммуникативные навыкиочевидно, что именно в театрализованной деятельности у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического Эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность дошкольника к обучению в школе.
Следовательно, социально — коммуникативные навыки – это те навыки которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно формировать у детей умение общаться, и развивать культуру общения. И начинать развивать у детей основы социально – коммуникативные навыки как можно раньше, используя для этого разнообразные элементы игровой технологии.
Таким образом, в результате проведенной работы произшло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведённой работы, направленной на формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Таким образом, на мой взгляд, одним из самых эффективным методом формирования социально коммуникативных навыков общения считается «театральные игры» как элемент игровой технологии.
Показ презентации.
Список литературы:
Елена Синякова «Игровые технологии в ДОУ»
Валитова И. Е «Психология развития ребёнка дошкольного возраста»
Некоз И. Л «Развиваем личность ребёнка в игре»
Источник