Игровые методики для развития общения у ребенка

Игровые методики для развития общения у ребенка thumbnail

Лариса Норова
Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста

Клубочек (для детей с 4х лет)

Игра полезна в компании мало знакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты боишься, тот ловит клубочек обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, много узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющему ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднение ы общение у ведущего с ними будет 23 связи.

Ветер дует на… (для детей 510 лет)

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге вопросы могут быть следующие… «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку, «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Найди друга (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми, одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден игроки меняются ролями.

Секрет (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по секрету из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку, кладет в ладошку и зажимает кулочек. Участники ходят по помещению и разъедаемые любопытством находят способы уговорить, каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обменами секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Рукавички (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, кол – во пар равно пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета, стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителя поздравляют.

Сочиним историю (для детей 5 лет)

Ведущий начинает историю «Жили – были…» следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнения продолжается.

«Комплименты» (для детей с 4лет)

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно», затем он дарит комплемент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:

1)некоторые дети не могут сказать комплемент, им необходимо помочь, можно вместо похвалы сказать: «Вкусная, сладкая, цветочная, молочная» слово.

2)если ребенок затрудняется сказать комплимент, не ждите когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение» (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшние настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня настроение у всей группы: «Грустное, веселое, смешное, злое…». При ответов детей учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы, свидетельствуют об эмоциональном не благополучии.

«Строим цифры» (для детей с 6 лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1,2,3,4,5…10» дети выполняют задание.

Замечание: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«Ворона» (для детей с 4 х лет)

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощупывания крыльев: «Ворона сидит на крыше, ощипывает она свои крылышки, сир лала, сир лала». Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет», затем: «А кто раньше встанет», кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

«Есть или нет» (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: Если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны опускают руки и кричат «Нет».

«Есть ли в поле светлячки»

«Есть ли в море рыбки»

«Есть ли крылья у теленка»

«Есть ли клюв у поросенка»

«Есть ли гребень у горы»

«Есть ли дверь у горы»

«Есть ли хвост у петуха»

«Есть ли ключ у скрипки»

«Есть ли рифма у стиха»

«Есть ли в нем ошибки».

«Тень» (для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибаться в стороны, кивает головой, машет руками и т. д., все остальные встают в линию, за ним на небольшом расстояние. Они – его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Утка-Утка-Гусь» (для детей 4 лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка-Утка- …-Гусь». Гусь срывается с места убегая в противоположную сторону от ведущего. Их обоих задача, быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать «Доброе утро», «Добрый вечер», а затем снова просится к свободному месту.

Замечание: взрослый следит за тем, чтобы каждый участник был четким во время приветствия и реверанса.

«Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию и держатся за плечи. Первый участник «голова», последний «хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона при этом не разрывно. Как только «голова» схватила «хвост» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев-рычи», «Стучи поезд-стучи» (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «все мы львы, большая львиная семья». Давайте устроим соревнования, кто громче рычит, как только я скажу: «рычи лев-рычи» пусть раздается самое громкое рычание, а кто может рычать еще громче. Хорошо, рычите львы. Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем встают все друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это-паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачиваясь, то изгибаясь, издавая громкие звуки, свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти крушение и все валятся на пол.

«Поварята» (для детей с 4 лет)

Все встают в круг-это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп (компот, винегрет, салат. Каждый придумывает кем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, соль, лавровый лист и т. д). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо, просто объедение!

«Дотронься до …» (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участника в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел-ведущий.

Замечание: взрослый следит чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинается с улыбки» (для детей с 4 лет)

Сидящие в круге берутся за руки, смотрят при этом в глаза соседу и дарят ему молча самую добрую, какая есть улыбку, по очереди

Источник



В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми.Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Ключевые слова: ребенок, игра, игровая деятельность, взрослый, друг, игрушка.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности. Последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Игровые методики для развития общения у ребенка

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму. В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Игровые методики для развития общения у ребенка

Вашему малышу не хватает коммуникабельных навыков? Поиграйте с ним в одну из этих игр от детских психологов и у них все получится.

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Ау!

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Если “Да” – похлопай, если “Нет” – потопай.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

Интервью

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.

На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давай поговорим

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Охота на тигров

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Дотронься

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.

Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

Газета

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Исполнение желания

Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место)).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Закончи предложение

Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах.

Поварята

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все “компоненты” не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит “Спасибо”. Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проходит по кругу). Если ребенок затрудняется с ответом, он может сказать какое-нибудь “сладкое” или “цветочное” слово. Помогайте детям.

Эта игра учит детей видеть в людях хорошее, доброжелательно относиться друг к другу.

Зеркало

Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост

Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

Игровые методики для развития общения у ребенка

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологическое учение о человеке. – М.: Просвещение , 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Издательство ЛГУ, 1980.-С. 56.
  3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности . – М.: Дошкольное воспитание. – 2009.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение , 1983.- С.86.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж ,1996.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. – М.: Учитель. – 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ваш малыш, середина круга, легкое общение, игровая деятельность, друг, взрослый, ведущий, сереж.

Источник