Игровая поддержка основных направлений развития ребенка
Дерябина Оксана
Организация работы центра игровой поддержки развития ребенка
С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей, начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать.
В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:
развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;
развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;
различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.
Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа.
Изучив запросы населения, мы пришли к выводу о необходимости организации ЦИПРР, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и способствует адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
• ЦИПРР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.
Цель создания такого Центра:
реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады на равные возможности получения дошкольного образования;
обеспечение единства семейного и общественного воспитания,
развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.
При этом решаются задачи:
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста
• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми
• — консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
• — ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Направления работы:
1. Создание развивающей среды, основанной на принципах индивидуального подхода.
2. Создание условий для усвоения родителями психологических и педагогических знаний, умений и навыков, которые помогут им эффективнее развиватьспособности своих детей:
— осуществление оздоровительных мероприятий;
— организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
— организация досуговой и музыкальной деятельности детей раннего возраста.
3. Разработка и проведение собраний и консультаций для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
4. Создание информационной
базы для родителей.
5. Проведение диагностических мероприятий по изучению влияния занятий в группах «Центра игровой поддержки развития ребенка» на социализацию и развитие детей раннего возраста.
6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с целью коррекции и развития в различных видах деятельности
Сл. 10. Алгоритм организации ЦИПРР в ДОУ
• 1. Анализ соцзапроса, формирование соцзаказа.
• 2. Организация пакета методического сопровождения работы ЦИПРР, работа по подбору кадров.
• 3. Выход на муниципалитет с ходатайством об открытии ЦИПРР.
• 4. На основании Постановления администрации района создание приказа об открытии ЦИПРР.
• 5. Утверждение Положения о ЦИПРРе, планов работы, перспективного планирования.
• 6. Прием заявлений граждан, заключение договоров.
• 7. Формирование личных дел детей, посещающих ЦИПРР.
• 8. Диагностика развития специалистами.
• 9. формирование расписания, графика консультаций, методической помощи родителям.
• 10. Коррекция образовательного процесса.
Как поступить в ЦИПРР:
• Найти объявление на сайте ДОУ о предоставляемой образовательной услуге.
• Пройти с ребенком полный медицинский осмотр врачей – специалистов.
• Написать заявление на имя руководителя ДОУ.
• Заключить договор с руководителем ДОУ о взаимодействии
В нашем учреждении в ЦИПРРе – 20 детей. 2 группы по 10 детей (по положению – не более 8)
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Принципы организации образовательного процесса
Принцип занимательности. Ввиду несформированности познавательной деятельности у детей, этот принцип используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению лучшего результата.
Принцип комплексности подразумевает решение любой педагогической, развивающейи коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: здоровье, уровень работоспособности, сложность задания, время проведения занятий и их интенсивность.
• Принцип динамичности заключается в том, что цели обучения, воспитания и развития постоянно расширяются и углубляются,
• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая у детей интерес за счет максимальной активизации познавательной сферы ребенка.
• Принцип последовательности подразумевает такой подбор содержания, в котором новые знания даются с опорой на имеющиеся.
• Принцип сотрудничества позволяет создать в процессе воспитания и обучения атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
ЦИПР обеспечивает педагогическую работу с детьми от 1 до 3 лет. Дети с родителями находятся в детском саду один час. В распоряжении — развивающие настольные и прочие игры, развитие сенсорики, ролевые игры, логические игры и строительные конструкторы,
музыкальный зал, глее проходят основные занятия.
Для родителей (законных представителей) проводятся консультации, лектории и практикумы педагога-психолога, специалистов; выпускается периодическое издание «Шаг за шагом». В распоряжении родителей книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек.
К концу учебного года параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка позволяют говорить о достаточно хорошем уровне овладения детьми речевой деятельностью, освоении игровой и продуктивной деятельности.
• На протяжении всего периода проводились консультации для родителей по интересующим их вопросам. Педагоги обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и разрабатывают пути дальнейшей работы.
• Очевидно, что эти дети благополучно проходят адаптацию к условиям детского сада.
Практическая значимость Центра:
предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;
целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;
рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью;
повышение статуса и рейтинга дошкольного учреждения.
Источник
Аверьянова Татьяна Александровна
Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений
Инструктор по физической культуре:
Аверьянова Т. А
Шарыпово, 2018 г
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, — поддержка разнообразия детства.
Сегодня я хочу вам представить свой опыт работы по теме:
Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений.
2 слайд. Во ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является инициативность и самостоятельность. Решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития инициативы и самостоятельности, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Развитие инициативы ребенка и ее поддержка со стороны взрослого имеет огромное значение для становления личности и воспитания человека. Инициатива- это начинание, принятие ребенком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Дошкольный возраст очень важное время для развития и поддержки детской инициативности. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей. Мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что то делал сам.
Цель мой работы в данном направлении – это развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
— создавать условия для повышения и поддержки детской инициативы в игровой деятельности на занятиях по физической культуре;
— развивать двигательную деятельность детей;
— развивать творческий потенциал детей через игры и игровые упражнения;
— развивать навыки саморегуляции и умение планировать свою деятельность;
-воспитывать самостоятельность, инициативность;
Предлагаю рассмотреть виды инициатив:
-Творческая
-Коммуникативная
-познавательная
-целепологания и волевого усилия
1. Рассмотрим такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
2. Коммуникативная инициатива, прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.
3. Познавательная инициатива как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
4. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дети осваивают целеполагание – умение ставить цель деятельности.
Все эти виды являются важными и необходимыми для развития личности.
Я бы хотела остановится на развитии детской инициативы в двигательной деятельности детей через игру и игровые упражнения.
Очень важно, когда педагог проявляет уважение к каждому ребенку в группе. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинаю ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу. Подвижные игры всегда носят творческий характер. На занятиях по физической культуре дети проявляют свою потребность в движении, пытаются решить существенную двигательную задачу. На своих занятиях, я вижу как дети проявляют свою двигательную активность и инициативу в процессе игры.
Работая в этом направлении я определила для себя 3 этапа развития:
-организационный
-формирующий
-этап расширения возможостей
1.Организационный этап:
— определение уровня развития двигательной деятельности у детей;
— определение уровня развития детской инициативы, волевых качеств, умения планировать свою деятельность.
2.Формирующий этап:
— формирование двигательной деятельности детей через подвижные игры и игровые упражнения;
— формирование предпосылок для развития детской инициативы и самостоятельности;
— формирование умения руководствоваться правилами в своих действиях, предвидеть результат, прикладывать волевые усилия к достижению результата.
3.Этап расширения возможностей:
— развитие умения самостоятельно решать различные игровые задачи;
— развитие умения ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения;
— овладение выбором способа двигательного действия в зависимости от условий, ситуаций и индивидуальных особенностей (роста, скорости, способностей).
Внимание детей на занятиях я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения упражнений, а также используя игровые приемы. В процессе занятия направляю внимание детей на характер заданий, настраиваю на их выполнение. Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит дорожку; за сколько прыжков можно преодолеть расстояние от мяча до кубика и т. д
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, инициативы. Это специальные игровые упражнения, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые предметы, раскручивать его на полу,, или пронести его на голове. и т. д.
Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых игровых упражнений. («Мужская сила», «Улитка», «Силачи»). В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и проявлению инициативы двигательных навыков, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
Игры для детей дошкольного возраста средство социальной и физиологической адаптации. Они вызывают живой интерес, развивают смекалку и инициативу
Я всегда спрашиваю у детей после проведения вводной и основной части занятия
«разминку мы с вами сделали? Основные виды движений повторили разучили? А теперь мы с вами…. И всегда дети говорят “ поиграем!”.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели. А не способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигнал и неожиданные изменения игровой обстановки.
На своих занятиях я постоянно поддерживаю интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения)
Личным примером формирую у дошкольников необходимые привычки, составляющие основу здорового образа жизни. Обеспечиваю детям психологический комфорт, даю ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
Я занимаюсь с детьми разного возраста, начиная с 2-х летнего возраста. На этом этапе у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одного вида деятельности к другому. Поэтому мне принадлежит большая роль в организации поведения малыша. Основа содержания занятий составляют подвижные игры разной направленности. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от создания физкультурно-игровой среды, широко используются мягкие модули и различные пособия. В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры. В которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии (все дети комарики, а взрослый “Большая лягушка”).
Большое внимание уделяется психологическому климату, огромную радость приносят малышам такие движения как притопывание, кружение различные подскоками, одним из средств повышения двигательной активности на занятии является импровизация под музыку, игровым упражнениям с присутствием сказочных героев. Элементов веселой неожиданности, внесение нового варианта упражнения, выразительных движений, побуждаю интерес к активности и инициативе в играх и упражнениях, прививая интерес к занятиям по физической культуре.
В средней группе. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других. Выполнять их ради достижения общей цели.
В процессе занятия детей приучаю осознанно следить за положением и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях, формирую умение сохранять правильную осанку. Создаю условия для проявления ребенком ловкости, выносливости и других физических качеств, с применением специальных методических приемов, обуславливающих порядок выполнения игровых упражнений и организацию подвижных игр. С детьми средней группы я провожу уже игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным “Кто быстрей принесет игрушку”, так и коллективным (“Самолеты” – какое звено быстрее приземлится). С одной стороны, задание “Кто скорее соберется у грибочка” придает эмоциональную окраску, стимулирует к более быстрым действиям, с другой приучает детей к ответственности за свои действия в коллективе, ведущие к достижению общей цели.
Детей приучаю соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, в играх – подчинятся игровым правилам, выполнять ответственную роль. Во всех формах работы развиваю у ребят умение быть организованными, стремлении быть инициативными в подготовке и уборке мест для занятий и инвентаря. Воспитываю у детей самостоятельность, поощряю их участие в подвижных играх, упражнений под музыку, спортивных упражнений по собственному почину.
Для детей старших и подготовительных групп, игровые занятия являются одной из интересных форм деятельности, так как они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и умений в области физической культуры. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движений и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, игра “Ловишки” каждый ребенок должен внимательно следить за действием водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности. Замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение.
Почти в каждой подвижной игре существует сигналы к изменению игровых действий и движению детей. Например, сигнал «Построится» в игре “Дружные ребята” вызывает быстроту реакции детей. Выражающуюся, в изменении действий,направления и характера движений: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.
В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации, он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшейся ситуации положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Я считаю, что подбор подвижных игр и игровых упражнений на занятиях для развития познавательных процессов у дошкольника в большинстве случаев развивает как двигательную активность, так и развития психических процессов у ребенка (восприятия, память, внимание, мышление, воображение, развивает инициативу и самостаятельность.
Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, тематические недели которые проводятся для детей в саду и вместе с родителями. В процессе моей работы, игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, развивает инициативу и самостоятельность на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. Таким образом процесс целенаправленных занятий физической культурой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.
В период с сентября по март 2017 – 2018 уч. г.были проведены следующие мероприятия:
— консультация для родителей «Способы развития и поддержки детской инициативы у детей дошкольного возраста через игру»;
— консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста интересов к подвижным играм»;
— консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей»;
— интегрированное НОД с использованиемсовременных технологий по теме: «На арене цирка»;
— мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности и проявления инициативы у детей»;
— составление картотеки подвижных игр и игровых упражнений, направленных на развитие детской инициативности;
— спортивные развлечения согласно годовому плану (спортивные развлечения: «Богатырские забавы», «Зимняя спартакиада», «В здоровом теле — здоровый дух», «Папа, мама, я – дружная семья!»;музыкально-спортивные праздники: «С днем рождения, детский сад!», «Лучше папы друга нет!», «Наша армия сильна!»).
ВЫВОД:
Я считаю, что с поставленными задачами я справилась. Применяя различные приемы проведения подвижных игр и игровых упражнений позволяют повысить уровень развития физических качеств детей и сформированость двигательных навыков, интерес к занятиям физической культуры в игровой ненавязчивой форме, проявление инициативы во время игр и игровых упражнений. Данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития инициативы в контексте требований ФГОС.
Источник