Игровая коррекция личностного развития ребенка

Игровая коррекция личностного развития ребенка thumbnail

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название «игротерапия». То, что в работе с младшими школьниками игра эффективна и естественна, доказывает, например, тот факт, что дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, эмоционального напряжения.

Одним из первых применил игру в практике детской психотерапии

3.Фрейд. Его примеру последовали многие. Среди них Анна Фрейд (1991)[1] и Мелани Кляйн (1923) — представительницы соответственно Венской и Берлинской психоаналитических школ. Несмотря на некоторые различия взглядов на специфику детского психоанализа в целом и, в частности, игры как психоаналитического приема работы с детьми, и А. Фрейд, и М. Кляйн признавали игру эффективным психотерапевтическим средством.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и желания. Часто в игре ребенок повторяет свой негативный жизненный опыт, где он снова и снова испытывает особые, значимые для него переживания.

Роли, проигрываемые детьми, порой бывают «перевернутыми», а позиция ребенка в игре может становиться активной, иногда даже антагонистической, в то время как в реальной жизни он лишь пассивно воспринимает происходящее. Содержание детской игры, степень ее концептуальной сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты, выраженные эмоции ребенка — все это представляет диагностическую ценность для психотерапевта. На основе этой информации он выбирает тактику коррекционно-развивающего воздействия. Психотерапевт может принять участие в игре, организовать в ней актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов с целью научить его тому, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, т.е. он создает условия, в которых ребенок имеет возможность исследовать и апробировать различные формы и способы межличностных отношений. Поведение психотерапевта может быть и прямо противоположным. Например, он не вмешивается в игру и лишь иногда делает замечания, помогающие ребенку разыгрывать и разрешать собственные конфликты. Подобная тактика позволяет распределить взаимодействия в игре таким образом, чтобы ребенок смог сам осознать те эмоциональные конфликты, которые ранее им отрицались и были подавляемы.

Игра предоставляет две возможности преодоления негативных эмоциональных переживаний и освобождения от них (в терминологии психоанализа — достижение катарсиса, очищения). Первая — индивидуальная игра, в которой создаются условия для свободного выражения ребенком своих эмоций, для вербализации чувств. Такими условиями являются отношения доверия между ребенком и психологом, — устраняющие страх и тревожность ребенка, обеспечивающие ему чувство личностной безопасности. Вторая возможность преодоления негативных эмоций открывается в групповой игровой терапии. В этом случае катарсис может быть достигнут несколькими путями. Нередко прямой катарсис обретается ребенком благодаря собственным игровым действиям. Индуцированный катарсис представляет собой переживания эмоционального состояния по механизму внушения (преимущественно со стороны взрослого) и по механизму заражения благодаря участию в коллективной игре. Наконец, катарсис как форма сопереживания сверстнику или взрослому, в результате чего происходит стабилизация собственного эмоционального состояния.

Исключительно важную роль в психоаналитической практике играет создание на занятиях по игротерапии особой атмосферы личностной безопасности и доверия. Она нивелирует страхи и тревожность детей перед возможными неудачами, побуждает их к исследованию новых способов поведения и общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Своеобразную технологию игротерапии разработал американский психолог и социолог Я. Морено (1941). Он полагал, что нарушения личностного развития, недостатки поведения являются следствием неприспособленности человека, в том числе и ребенка, к той малой социальной группе (семье, классу и др.), в которой протекает его повседневная жизнь. Морено предложил использовать в качестве эффективного способа перестройки взаимоотношений в группе и изменения положения в ней конкретного ребенка своеобразную импровизированную игровую инсценировку, так называемую психодраму, копирующую эти отношения. Изначально психодрама была разработана для взрослых, но оказалась эффективной и при работе с детьми.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистическими и нереалистическими жизненными ролями, переосмыслить собственные конфликты, взглянуть на проблемы по-новому, выработать более глубокое и адекватное самопонимание, преодолеть неконструктивные поведенческие стереотипы и способы эмоционального реагирования, наконец, приобрести опыт конструктивного поведения и выражения чувств.

Классическая технология психодрамы предполагает наличие следующих элементов:

  • 1. Главный исполнитель — ребенок, представляющий свои проблемы.
  • 2. Психолог-режиссер — тот, кто помогает ребенку исследовать эти проблемы. В его функции также входит создание атмосферы доверия, организация психодраматического действия, подготовка ребенка (главного героя) и всей группы к ролевой игре, комментирование, включение вспомогательных персонажей, организация обсуждения, эмоционального обмена и интерпретации происходящего.
  • 3. Другие дети — участники, исполняющие вспомогательные роли. Эти роли обозначаются как «вспомогательные Я». Они могут олицетворять для главного героя людей или части его собственного «Я». Например, одно из них может быть кем-либо из родителей ребенка; другое — «лживостью» ребенка; еще одно — «жадностью» или «застенчивостью» и т. д. У «вспомогательных Я» несколько функций: сыграть роль, которая необходима главному герою для реализации замысла; раскрыть взаимоотношения главного героя с другими персонажами игрового действия; сделать видимыми отношения, пока еще неосознаваемые главным героем; помочь ребенку перейти от игрового действия к реальной жизни.
  • 4. Зрители — дети, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но после его завершения обсуждающие ситуацию не только относительно главного героя и других участников, но и применительно к самим себе. Это возможно благодаря включению в действие таких психологических механизмов, как идентификация, сопереживание и заражение. Именно поэтому эффективность психодрамы ощущают как главный герой и дети, исполняющие роли «вспомогательных Я», так и зрители.
  • 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие. Это может быть отгороженное стульями пространство класса, достаточное и безопасное для игры.

Процесс психодрамы включает три фазы: подготовительную, собственно драматическое действие и обсуждение.

На подготовительной фазе происходит выбор главного персонажа, предварительное обсуждение с ним его проблемы, подготовка главного героя и других участников, организация игрового пространства. В этой фазе важно стимулировать спонтанность участников, ослабить страхи, тревогу и беспокойство, создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Следующая фаза — разыгрывание ролевой ситуации. В ходе психодраматического действия главный герой может осознать или приблизиться к осознанию своих истинных чувств, отношений, установок, проблем и конфликтов. Стимулировать и облегчить протекание этих процессов помогает ряд приемов: «зеркало», «двойники», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.

Третья, завершающая фаза, — обсуждение. Все, начиная со зрителей, высказываются о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникли во время разыгрывания ролевых ситуаций, происходит общий анализ психодраматического действия.

Очевидно, что рассмотренная здесь классическая технология психодрамы может быть адаптирована с учетом возраста детей, сложности обсуждаемых проблем, подготовленности учителя к организации и ведению психодрамы, использованию отдельных ее процедур и техник.

Иная технология игровой терапии, разработанная и описанная Д. Леви (1938), отражает идею отреагирования чувств — структурированной игровой терапии с детьми, пережившими какое-либо травмирующее, неприятное событие (так называемая «облегчающая терапия»)[2]. Подход Д. Леви основывается на его убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования и, следовательно, является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Психолог, используя определенный игровой материал, специально отобранные игрушки, создает проект травмировавшего ребенка события. Ребенку предлагается, добавляя по своему желанию другие персонажи и другие атрибуты, организовать тематическую игру. Проявляющиеся в ходе игры эмоциональные трудности обсуждаются, вычленяются их причины, отделяются сопутствующие факторы. Наконец, психолог предлагает ребенку несколько вариантов разрешения конфликта, выхода из сложившейся ситуации, побуждая к выбору наиболее адекватного из них. Разыгрывая выбранный вариант, ребенок перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля. В результате осознания самого себя и своих затруднений его поведение становится более конструктивным.

Помимо техники отреагирования чувств путем воссоздания в игре специфического жизненного опыта Д. Леви предлагает и более простые способы освобождения от негативных чувств и проявлений. Например, для освобождения от склонности к агрессивному поведению в игру целесообразно вводить такие действия, как бросание предметов, прокалывание воздушных шариков, сражение на шпагах с деревянным щитом и т.п. Важно, что во всех этих техниках не существует однозначных формул, методы видоизменяются благодаря интерпретации психологом индивидуального отклика ребенка в каждой конкретной ситуации. Достижение наибольшего положительного эффекта при использовании игровой терапии отреагирования, по мнению Д. Леви, возможно при следующих условиях:

  • 1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие (например, замкнутость или агрессивность ребенка после того, как за неловкость или ошибку его высмеяли сверстники).
  • 2. Проблема не должна быть слишком запущенной, так как, существуя достаточно продолжительное время, она уже оказывает влияние на всю систему взаимоотношений ребенка.
  • 3. Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была в прошлом, а не существовала параллельно с процессом терапии.
  • 4. Предпочтительно, чтобы возраст детей, участвующих в игровой терапии, не был старше 10 лет.

Преимущество структурированной облегчающей игровой терапии заключается в значительной экономии времени, ибо она позволяет в игровой форме воспроизвести конкретную и актуальную для ребенка неприятную или конфликтную ситуацию. Однако вводить структурированную игру в свободную игру ребенка можно лишь после того, как между ребенком и психологом (учителем) установятся доверительные отношения, когда тревога или какие-либо другие особенности взаимодействия уже не смогут помешать коррекционной работе. Для психолога очень важно так строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы не добавить к его тревогам свои собственные волнения. Поэтому использование игровой терапии предполагает уверенность взрослого в способности справиться с данной формой коррекционно-развивающей работы.

Другой вариант игротерапевтической практики был предложен Ж. Соломоном. Согласно его технологии игра также регламентируется ситуациями, которые создает психолог. Интерес ребенка к игровым ситуациям с определенными игрушками стимулируется предложениями типа «давай представим, что…», «давай поиграем, как будто…» Искусно побуждаемый таким образом, ребенок оказывается лицом к лицу с реальностью, которая вызывала у него негативные эмоции, была сопряжена с неконструктивным поведением. Но теперь он встречает эту ситуацию вместе с психологом, что создает у него ощущение безопасности. Психолог также подсказывает ему более адекватные реакции на травмирующие события. В ходе игры дети и сами получают возможность опробовать новые реакции, а те из них, которые оказываются наиболее конструктивными, активно поддерживаются психологом. Постепенно ребенок овладевает ими, они закрепляются, становятся привычными.

В практике работы гуманистически ориентированных психологов возникла игровая терапия, центрированная на ребенке, иными словами, терапия отношений, которая целиком опирается на текущие ситуации, чувства и поступки, не пытаясь объяснять или интерпретировать прошлый опыт. Детям предоставляется полная свобода: по собственному усмотрению они выбирают игру или другую деятельность, но занимаются ею в присутствии психолога, который не вмешивается. Ребенок может пригласить психолога участвовать в игре, но это участие должно быть минимальным. Право использовать или не использовать игровой материал также предоставляется ребенку. Успех игровой технологии, центрированной на ребенке, во многом зависит от того, насколько глубоко взрослый осознает и полно претворяет в реальных отношениях с детьми важнейший гуманистический принцип, гласящий, что ребенок — это личность, обладающая внутренней силой и способная конструктивно изменять свое поведение.

По мнению сторонников игровой терапии отношений, в игре — деятельности, свободной от принуждения, подчинения, страха и зависимости от мира взрослых, — ребенок получает возможность свободно, беспрепятственно выражать себя, исследовать и изучать собственные чувства и переживания. Игра позволяет ему избавиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослыми, ребенком и сверстниками.

А. Акслайн (1947) — одна из основателей игровой терапии отношений — считала, что «опыт таких эмоционально окрашенных отношений влияет на восприятие ребенком самого себя в качестве адекватного или неадекватного, защищенного или незащищенного, имеющего ценность как личность или ущербного в этом фундаментальном для эмоциональной сферы отношении»[3]. Такое восприятие, в свою очередь, влияет на поведение. Способы поведения варьируют, начиная с апатичного ухода от контактов и заканчивая активным и агрессивным протестом против требуемых форм поведения или, наоборот, подавленностью и подчинением. Глубинным основанием всех этих неконструктивных форм поведения является чувство небезопасности и неадекватности. Поэтому «цель игровой терапии отношений — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого»[4]. В такой игре происходит мощное воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для воссоздания баланса в структуре его личности. Следствием установления равновесия должны стать:

  • • оптимизация личностного развития ребенка;
  • • повышение уровня его социальной компетентности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • • развитие способности эмоциональной регуляции за счет осознания (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний.

Вместе с тем цель коррекционно-развивающей работы с использованием игровой терапии отношений не может и не должна ставить перед собой прямое изменение личности ребенка. Постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречила бы исходному постулату гуманистической психологии и педагогики — безусловному принятию ребенка.

Средством коррекционного воздействия становятся также игры ребенка с куклами, с песком и водой, в ходе которых трудности личностного развития могут не только раскрыться, но в той или иной мере разрешиться в фантастических образах, отражающих динамику бессознательных процессов.

М. Левенфельд (1935) предложил так называемую игровую технологию миросозидания. В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов — домиков, машин, деревьев и т.п., а также плоский ящик, наполовину заполненный песком. Из этого материала он строит свой «мир» — город, крепость, где разыгрывает сцены повседневной жизни, тем самым обнаруживая свои эмоциональные отношения и к людям, и к предметам. Представляя определенную диагностическую ценность, такая игра способствует и смягчению душевного конфликта у ребенка.

В отечественной психологии опыт игровой терапии с детьми представлен технологиями А. В. Захарова (1986), А. С. Спиваковской (2000), А. А. Романова (2001), М. И. Чистяковой (1990) и других авторов, созданными в русле теории игровой деятельности Д. Б. Эльконина.

В технологии, разработанной А. В. Захаровым[5], игра является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Вместе с тем она может использоваться и как составная часть, сочетающаяся с другими методами психотерапии, и как самостоятельный метод. В этой технологии исчерпывающе раскрыты ресурсы игровой деятельности. Показано, что при правильной организации и умелом руководстве игра может выполнять одновременно три функции — диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию какого-либо сюжета. А. В. Захаров формулирует ряд правил, соблюдение которых является залогом эффективности игровой технологии.

1. Выбор игровых тем должен соответствовать интересам ребенка и отражать их значимость для коррекционной работы.

  • 2. Стиль руководства игрой должен способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.
  • 3. Спонтанные и направленные игры представляют собой две взаимодополняющие фазы единого процесса.
  • 4. Психологу не следует комментировать игру: направленное воздействие на ребенка осуществляется под влиянием своеобразия характеров воспроизводимых им и психологом игровых персонажей.
  • 5. Содержание ролевых игр должно постепенно меняться от терапевтически направленных до обучающих. Цель первых — устранить эмоциональные препятствия в межличностных отношения; цель вторых — достичь адекватной адаптации и социализации детей.

Источник

Юлия Вовкун
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей

В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью снижения уровня импульсивности, одного из критериев проявления гиперактивности, предлагаю использовать специально подобранную серию игр, которые проводятся два раза в неделю индивидуально и в группе.

1. «Мысленное путешествие по картинке».

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый показывает ребенку (детям) картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

— Где ты сейчас находишься?

— Что видишь, слышишь?

— Что происходит во время твоего путешествия?

— Есть ли кто-то рядом?

— Что бы ты хотел сейчас сделать?

— Хочется ли тебе уйти с картины?

— Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

2. «Быстро собери».

Цель: развитие ловкости и координации.

Количество играющих: любое.

Оборудование: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.

Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.

3. «Говори!».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый говорит детям о том, что он будет задавать им вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда прозвучит команда: «Говори!».

4.«Запретный номер».

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

5. «Высвобождение гнева».

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Количество играющих: один или более.

Оборудование: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.

6. «Ассоциации».

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Количество играющих: любое.

Описание игры: водящий выходит из комнаты ребенок загадывает что-либо, водящий возвращается и задает вопросы о загаданном. По ассоциациям он должен угадать, что загадал ребенок.

7. «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: двое или больше.

Описание игры: дети становятся, попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия

8.«Спонтанное рисование».

Цель: развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Количество играющих: не более трех.

Оборудование: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещение включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-40 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. Задача взрослого – дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

9. «Скульпторы».

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.

Количество играющих: два и более, четное.

Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой – «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» — изменить позу. Ведущий дает сигнал – два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», то есть пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил.

10. «Кинолента».

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: несколько человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое, четвертый – повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

11.«Две игрушки – поменяемся местами».

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум, которые должны быстро поменяться местами.

12. «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

11.«Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Оборудование: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очки. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

14. «Магнит и шарики».

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук». Они не обращают внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимание на «магнит».

15. «Чьи вещи?».

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.

Количество играющих: пять-шесть.

Оборудование: атрибуты различных профессий.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представителям разных профессий, и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно, получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

16. «Полет бабочки».

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, например, «полет бабочки», «кошачий шаг» и так далее.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса, например, «А как у нас ходит мишка?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Смена движений происходит либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

17. «Зеркало».

Цель: развитие внимания, скорости реакции моторики.

Количество играющих: не менее трех.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

18. «Зеваки».

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть одну-три минуты в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

19. «Растущие цветы».

Цель: укрепление уверенности в себе, развитие наблюдательности.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка – цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка – музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что вероятно ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

20. «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Описание игры: взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Дети по очереди подходят и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку.

Комментарий: в то время, когда один ребенок рисует, остальные закрывают глаза и, открывая их, по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

21. «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание и умение владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

22. «Сделай так».

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения.

Описание игры: карточки разложены на столе, взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от одного до пяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать».

Комментарий: на счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

23. «Найди игрушку».

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Количество играющих: не менее трех.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте

Источник