Игровая деятельность как фактор развития ребенка

Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.

Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.

Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.

Различные виды игр:

• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу

• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)

развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы

развивают речь, обогащают словарь детей

развивают самостоятельность в выборе игры

• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности

Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.

У детей развивается умение:

• придумать несложный сюжет, выбирать роль

• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)

• выполнять роль в совместной со сверстниками игре

• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку

• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений

• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное

• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения

Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.

Организация игры.

1.Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.

2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.

3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.

Содержание игры.

1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.

Роль.

1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.

2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Ролевые действия.

1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.

2. Действия развертываются в последовательности сюжета.

Речь.

1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Общение.

1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.

2. Взаимодействие в игре без конфликтов.

В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.

Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.

Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей,в которой происходит:

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Обучение детей речевым средствам общения.

Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка 10 лет

Источник

Наталья Сатушкина
Игровая деятельность как приоритетный фактор развития ребенка

Проект

«Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи детей»

Автор: Сатушкина Наталья Михайловна

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: 4 года

Состав участников: дети, родители, педагоги МАДОУ,

Актуальность:

Игра — один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры — это театрализованные игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач — развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Инновационность данного проекта заключается в

совместном творчестве детей, родителей и педагогов. Совместная творческая деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Родители вместе с детьми и педагогами принимают участие в создании костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклям, исполняют роли в театральных представлениях, утренниках, праздниках. При этом дети и взрослые чувствуют радость от процесса совместного творчества, получают навыки позитивного общения, обучаются новым способам взаимодействия. Это способствует положительному изменению самих отношений между детьми и родителями, между родителями и педагогами.

Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Расширять словарь детей, активизировать его; формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов, звуков. Совершенствовать диалоговую речь. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика) ;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

Создание в группе развивающей среды

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей через различные формы работы с семьей;

Этапы реализации:

1. Подготовительный

-Определение цели, задач.

— на педсовете МАДОУ утверждение плана реализации долгосрочного проекта с использованием ЦОР в процессе обучения.

-подбор литературы,

-изучение современных образовательных технологий по данной теме

2. Основной

— Создание предметно – развивающей среды, включающей в себя

разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков.

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-упражнения на развитие детской пластики;

-ритмические минутки (логоритмика);

-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

— совместное с родителями изучение литературных текстов, потешек, песенок.

-проведение совместно с родителями праздников, театров-экспромтов.

-практикум для воспитателей ДОУ с использованием ЦОР

3. Заключительный

— оформление конспектов, методических разработок

— Родительское собрание «Первые результаты по театрализованным играм»

— Подготовка отчетной документации

— Защита проекта на заседании МО воспитателей Туапсинского района

Прогнозируемые результаты:

— Дети научатся инсценировать знакомые сказки, народные песенки,

потешки, занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения.

— Разовьется умение пользоваться собственным голосом, общаться между

собой посредством театральных образов, отвечать на вопросы воспитателя.

— Активизируется и обогатится словарный запас детей.

— Охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.

— Театральный уголок группы пополнится различными видами театра.

— Повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.

Источник

Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.

Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.

Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:

• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;

• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;

• их неумение играть;

• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.

Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.

Читайте также:  Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащего ребенка

Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:

• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;

• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;

• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;

• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;

• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;

• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Остановимся на классификации детских игр.

Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:

Сюжетно — ролевые:

• игры – драматизации;

• строительные

Игры с правилами:

• дидактические;

• игры – забавы.

Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:

Творческие:

• сюжетно – ролевые;

• строительно – конструктивные.

Игры с правилами:

• дидактические;

• подвижные;

• игры –драматизации;

• музыкальные.

Классификация, предложенная программой «Истоки»:

Игры,возникающие по инициативе ребенка:

• игры – экспериментирования;

• самостоятельные сюжетные игры;

— сюжетно-отобразительные;

— Сюжетно-ролевые;

Театральные.

Игры,возникающие по инициативе взрослого:

•обучающие:

— дидактические;

— подвижные;

— сюжетно-дидактические.

•Досуговые:

— игры-забавы;

игры-развлечения;

— театрально-постановочные;

— интеллектуальные;

— празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:

• Традиционные или народные.

3. Педагогическое руководство играми детей.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой:

1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.

2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Разминка «Методика проведения игры»

Подготовка к проведению игры

Привлечение детей к игре

Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом

Объяснение хода игры

Определение количества участников

Показ игровых действий

Проведение игры, наблюдение за выполнением правил

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка художественная литература

Подведение итогов игры

Анализ проведённой игры (для педагога)

Разминка «Докажи очевидное»

Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.

Игра облегчает адаптационный период.

Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.

Игра – окно в мир взрослой жизни.

Игра способствует развитию речи.

Игра имеет значение для умственного развития.

Экспресс — опрос «Игра – дело серьезное»

Педагоги делятся на две команды.

Вопросы и ответы к игре:

1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?

Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.

Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.

4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.

5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?

Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.

6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?

Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.

Элементы сюжетно –ролевой игры:

игровой замысел;

— сюжет;

игровые действия;

— роли.

Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?

Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что — нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.

Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:

«Русские народные игры»

— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).

— Главная роль в народной игре? (водящий).

— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).

— Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).

— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).

— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).

Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).

— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).

А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.

Практическая часть «Игры народов мира»

Рефлексия

1. Сегодня я узнала…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполняла задания…

5. Я поняла, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовала, что…

8. Я приобрела…

9. У меня получилось …

10. Я попробую…

11. Меня удивило…

12. Мне захотелось…

Заключение.

Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.

Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.

Источник