Игровая деятельность как фактор развития ребенка
Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации
Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.
Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.
Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.
Различные виды игр:
• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу
• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)
• развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы
• развивают речь, обогащают словарь детей
• развивают самостоятельность в выборе игры
• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности
Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.
У детей развивается умение:
• придумать несложный сюжет, выбирать роль
• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)
• выполнять роль в совместной со сверстниками игре
• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку
• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений
• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное
• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения
Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.
Организация игры.
1.Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.
2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.
3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.
Содержание игры.
1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Роль.
1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.
2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Ролевые действия.
1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.
2. Действия развертываются в последовательности сюжета.
Речь.
1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Общение.
1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.
2. Взаимодействие в игре без конфликтов.
В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.
Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.
Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей,в которой происходит:
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.
Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Обучение детей речевым средствам общения.
Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.
Источник
Наталья Сатушкина
Игровая деятельность как приоритетный фактор развития ребенка
Проект
«Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи детей»
Автор: Сатушкина Наталья Михайловна
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: 4 года
Состав участников: дети, родители, педагоги МАДОУ,
Актуальность:
Игра — один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры — это театрализованные игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач — развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Инновационность данного проекта заключается в
совместном творчестве детей, родителей и педагогов. Совместная творческая деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Родители вместе с детьми и педагогами принимают участие в создании костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклям, исполняют роли в театральных представлениях, утренниках, праздниках. При этом дети и взрослые чувствуют радость от процесса совместного творчества, получают навыки позитивного общения, обучаются новым способам взаимодействия. Это способствует положительному изменению самих отношений между детьми и родителями, между родителями и педагогами.
Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Расширять словарь детей, активизировать его; формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов, звуков. Совершенствовать диалоговую речь. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика) ;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
Создание в группе развивающей среды
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей через различные формы работы с семьей;
Этапы реализации:
1. Подготовительный
-Определение цели, задач.
— на педсовете МАДОУ утверждение плана реализации долгосрочного проекта с использованием ЦОР в процессе обучения.
-подбор литературы,
-изучение современных образовательных технологий по данной теме
2. Основной
— Создание предметно – развивающей среды, включающей в себя
разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков.
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-упражнения для социально-эмоционального развития детей;
-коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания для развития речевой интонационной выразительности;
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки (логоритмика);
-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
— совместное с родителями изучение литературных текстов, потешек, песенок.
-проведение совместно с родителями праздников, театров-экспромтов.
-практикум для воспитателей ДОУ с использованием ЦОР
3. Заключительный
— оформление конспектов, методических разработок
— Родительское собрание «Первые результаты по театрализованным играм»
— Подготовка отчетной документации
— Защита проекта на заседании МО воспитателей Туапсинского района
Прогнозируемые результаты:
— Дети научатся инсценировать знакомые сказки, народные песенки,
потешки, занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения.
— Разовьется умение пользоваться собственным голосом, общаться между
собой посредством театральных образов, отвечать на вопросы воспитателя.
— Активизируется и обогатится словарный запас детей.
— Охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.
— Театральный уголок группы пополнится различными видами театра.
— Повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.
Источник
Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.
Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.
Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:
• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
• их неумение играть;
• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.
Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:
• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;
• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;
• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;
• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;
• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Остановимся на классификации детских игр.
Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:
Сюжетно — ролевые:
• игры – драматизации;
• строительные
Игры с правилами:
• дидактические;
• игры – забавы.
Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:
Творческие:
• сюжетно – ролевые;
• строительно – конструктивные.
Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные;
• игры –драматизации;
• музыкальные.
Классификация, предложенная программой «Истоки»:
Игры,возникающие по инициативе ребенка:
• игры – экспериментирования;
• самостоятельные сюжетные игры;
— сюжетно-отобразительные;
— Сюжетно-ролевые;
Театральные.
Игры,возникающие по инициативе взрослого:
•обучающие:
— дидактические;
— подвижные;
— сюжетно-дидактические.
•Досуговые:
— игры-забавы;
— игры-развлечения;
— театрально-постановочные;
— интеллектуальные;
— празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:
• Традиционные или народные.
3. Педагогическое руководство играми детей.
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Разминка «Методика проведения игры»
Подготовка к проведению игры
Привлечение детей к игре
Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом
Объяснение хода игры
Определение количества участников
Показ игровых действий
Проведение игры, наблюдение за выполнением правил
Подведение итогов игры
Анализ проведённой игры (для педагога)
Разминка «Докажи очевидное»
Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.
Игра облегчает адаптационный период.
Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.
Игра – окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
Экспресс — опрос «Игра – дело серьезное»
Педагоги делятся на две команды.
Вопросы и ответы к игре:
1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?
Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.
Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.
4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.
5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?
Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.
6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?
Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.
Элементы сюжетно –ролевой игры:
— игровой замысел;
— сюжет;
— игровые действия;
— роли.
Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.
7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?
Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что — нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.
Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:
«Русские народные игры»
— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).
— Главная роль в народной игре? (водящий).
— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).
— Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).
— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).
— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).
Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).
— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).
А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.
Практическая часть «Игры народов мира»
Рефлексия
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполняла задания…
5. Я поняла, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовала, что…
8. Я приобрела…
9. У меня получилось …
10. Я попробую…
11. Меня удивило…
12. Мне захотелось…
Заключение.
Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.
Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.
Источник