Игра в развитии личности ребенка в современных условиях

Татьяна Зайцева
Игра как средство развития личности (из опыта работы)

Доклад по теме

«Игра как средство развития личности»

Введение.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В современном мире все большее значение уделяется развитию социально-коммуникативных качеств личности человека. Отсюда вытекают две задачи. Первая задача: как развить многообразную развитую личность? А вторая: какие условия необходимо создать, чтобы человек мог выстраивать успешные связи в обществе?

В связи с тем, что первичная социализация формируется в детстве, одним из важнейших видов деятельности, способных благополучно решить эти задачи, является игра. Интерес к ней авторов психологии традиционен. Проблемами игры занимались: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.

Социальная значимость возможностей применения различных видов игр, их влияние на развитие психических процессов человека были неоднократно доказаны. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому, что личность ребенка раскрывается наиболее органично именно в игре, т. к. в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предлагаемые задачи решаются более легко.

Благодаря многолетним наблюдениям и исследованиям было доказано, что при правильно организованных играх уже к 4-5 годам дошкольники показывают высокий уровень коммуникации, заинтересованное отношение к познавательной деятельности. Это подтверждает аксиому о том, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, способствует усвоению новых знаний и навыков, творческих способностей, т. к. в процессе игр дети учатся выражать свои мысли, развивают эмоционально-чувственную сферу, усваивают правила действий.

Цель данной работы — изучение теоретических аспектов и основ психологического воздействия игровой деятельности на развитие детей.

1. Психологические основы игры.

Ведущие руды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражено в дошкольном возрасте. Игра влияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают и усваивают информацию. Сами игровые условия настраивает ребенка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правилах, по которым нужно действовать.

Играя, ребенок не копирует действительность, а интегрирует различные впечатления с собственным, пусть небольшим, жизненным опытом. Общаясь, дети развивают речь, обогащают словарный запас, стараясь высказать свое мнение, учатся формулировать мысли.

В игровой деятельности начинает складываться учебная мотивация. Дошкольник начинает учиться играя, совместно со сверстниками познает мир, соревнуясь, общаясь, сравнивая и комбинируя способы действий.

Определяя цель игры, ребенок выстраивает цепочку последовательных действий. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Таким образом, игра формирует самостоятельность, инициативность, организованность, что так пригодится будущему первокласснику, ведь играя, он принимает решения, структурирует наглядный или игровой материал, а в старшем дошкольном возрасте, сам организует игру.

Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находят в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигают смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие «дружбы», формируются моральные качества личности ребенка, ведь он несет ответственность перед товарищами по игре, учится решать спорные вопросы.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитии дошкольника Грейс Крайг выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни».

Итак, именно в игре формируются важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

2. Что включает понятие «игровая деятельность»?

В культурах разных стран «игра» обозначает радость, веселье, эмоциональный подъем. Так или иначе, игра, как явление жизни, постоянно привлекает к себе всеобщее внимание своей яркостью, неповторимостью и многопрофильностью. Она сочетает легкость общения и трудности обучения, поэтому, является одним их замечательных явлений. Так игра становится способом реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Игра любого человека связанна с работой воображения, выражает потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Итак, игровая деятельность – вид осмысленной, непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Игра – ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьева, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготовительный переход к высшей ступени развития.

3. Классификация и виды игр.

При изучении игры, ученые увидели ее многогранность, потому, что каждый видит ее по-своему, в зависимости от того, какие функции присущи данной игре и какие задачи она решает.

Можно выделить основные функции игровой деятельности.

Функция игры Влияние функции

Обучающая Способствует решению конкретных образовательных задач.

Развивающая

Развитие и коррекция психических и физиологических процессов ребёнка.

Воспитательная Помогает выявить индивидуальные особенности личности ребенка, скорректировать их в соответствии с культурными ценностями личности, воспитать волевые качества и самостоятельность.

Коммуникативная Состоит в развитии и удовлетворении потребности каждого ребенка в общении, умения взаимодействовать, строить дружеские отношения в коллективе.

Развлекательная Способствует повышению эмоционального фона ребенка, комфортному проживанию детства.

Психологическая

Состоит в развитии психологических новообразований, индивидуальных творческих способностей каждого ребенка и положительного психологического климата в детском коллективе.

Релаксационная

Заключается в восстановлении физических и психологических функций организма ребенка, умении адекватно реагировать на результаты игры.

Самореализации Предполагает развитие умения каждого ребенка высказывать и защищать свое мнение, решать игровые задачи нестандартным способом, создавать собственные игровые и творческие продукты.

Диагностическая Позволяет проводить диагностическую оценку развития личности ребенка в различных видах деятельности.

Игровую деятельность можно классифицировать по нескольким направлениям.

По виду деятельности

Спортивные Организованная или самостоятельная двигательная активность детей, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий и физических упражнений, основанных на различных обще- развивающих движениях, сопряженная с выполнением правил играющих.

Умственные/интеллектуальные Игры, в основе которых лежат знания детей в различных сторонах познания окружающего мира, формирования элементарных математических представлений, с применением игроками интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы или выполнить задания из различных сфер жизни.

Трудовые Игра, основанная на продуктивной деятельности с применением трудовых навыков.

Социальные Игры, направленные на социальное взаимодействие участников, способствующие формированию коммуникативных навыков, разрешению конфликтных ситуаций, умению строить взаимодействие со сверстниками.

Психологические Последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими людьми, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель, но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель)

По характеру педагогического процесса

Обучающие/дидактические Одно из важнейших и эффективных средств обучения детей дошкольного и школьного возраста, в котором участники ориентированы на достижение игровой цели, сопряженной с обобщением, систематизацией или приобретением новых знаний, умений и навыков. Наряду с обучающей задачей в них явно прослеживаются задачи коммуникативного взаимодействия участников.

Тренировочные Их еще называют игры-тренинги. форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок в ходе выполнения конкретных упражнений.

Контролирующие Игровая деятельность, позволяющая проконтролировать степень усвоения детьми ряда умений и навыков.

Развивающие Игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

По характеру игровой методики

Предметные Игра детей с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению.

Сюжетно-ролевые это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

Образные Игра, в которой ребенок принимает на себя образ того или иного персонажа и действует в соответствии с его характером.

Деловые Игры-имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Игры-драматизации Игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения

По структуре

Игры-упражнения Игры, имеющие характер упражнений в той или иной сфере деятельности. Как правило, они имеют заданный алгоритм и повторяемость. (Например: спортивные или релаксационные упражнения)

Игры-состязания Игры соревновательного характера, в которых участвуют группы людей или два человека, подчиненные определенными правилами и временными отрезками. Состязания могут проводиться в разных видах деятельности (спортивной, интеллектуальной и т. д.)

Игровая деятельность детей является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у каждого ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, затем, многогранно развиваются в дошкольном возрасте. «Ненаигравшийся ребенок», как правило, плохо подготовлен к школьному обучению. Поэтому, основная задача дошкольного детства, как можно полнее обогатить игровой и опыт ребенка, для того, чтобы перейти на новую ступень развития – обучение в школе.

Со временем у ребенка складываются высшие формы игры, которые переходят в овладение учебными знаниями и первичными профессиональными навыками.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие личности, и всего последующего поколения общества в целом.

Список литературы.

1. Богомолова Н. Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.

2. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду, Москва. Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Добрынская Е. И. Свободное время и развитие личности. Спб.: «Питер», 1993 г. – 354 с.

Источник

Юля Кислицина
Деловая игра с педагогами «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Деловая игра

Тема: «Развитие личности

ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Слайд 1

Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность по организации гендерного воспитания с детьми дошкольного возраста.

Оборудование для проведения деловой игры: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – Неваляшка, мишка, пирамидка (по одной на каждом столе). Мультимедийная установка, презентация. эмблемы, оценочные листы для жюри, песочные часы,

Раздаточный материал: задания для групп, буклеты для педагогов. рекомендации. Мяч

Слайд 2. Актуальность темы

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагались набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу необходимо, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным и близким. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию детей дошкольного возраста, учитывающих их половозрастные и индивидуальные особенности. На современном этапе проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, его полоролевой дифференциации является актуальной темой сегодняшнего дня.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения.

От представления о содержании типичного для пола поведения,

от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучного отношения в семье.

Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Слайд 3

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности

Слайд 4

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, былоустановлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей,живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо

мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям

становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся

мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не

изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Слайд 5

Содержание деловой игры

— Приглашаю поучаствовать в деловой игре. Для этого мы с вами разделились на три команды, и выбрать жюри. Каждый участник выбрал картинку, на которой нарисованы матрешка, мишка и пирамидка. (педагоги выбирают по желанию картинку с изображением матрешки, медведя и пирамидки, и рассаживаются за столы, где символизирует данные предметы на столах).

— Название своей команды вы видите на столах. Давайте поприветствуем команду «Неваляшка», команду «Мишка» и «Пирамидка» справедливое Жюри.

В каждой игре есть свои правила. Послушайте внимательно правила игры:

Принимать активное участие в игре.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Уметь слушать других.

Не оспаривать оценку жюри.

Слайд 6

Критерии оценивания участников следующие:

0- Неправильный ответ

1- балл – не полный ответ

2 -балла –правильный полный ответ.

За нарушения правил игры, жюри убирает одно очко у команды.

Слайд 7

Начнем нашу игру с «Разминки»

Если команда знает правильный ответ подают сигнал колокольчика и отвечают. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.

(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

1. Отец и мать для ребенка… (Родители)

2. Какие наказания недопустимы … (Телесные)

3. Руки, ноги, голова, туловище – это. (Тело)

4. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток…

(Режим дня)

5. Сбор родителей для решения педагогических проблем…

(Родительское собрание)

6. Строго регламентированная деятельность детей в детском

дошкольном учреждении… (Занятие)

7. Мальчики и девочки … (Дети)

8. Наука о воспитании и обучении. (Педагогика)

9. Женщина по отношению к ребенку. (Мать)

10. На основе культурно – гигиенических навыков у детей

формируются.. (Привычки)

— Подумайте кто из вашей команды был самым активным и решительным в ответах? (педагоги называют ФИО). Итак, поприветствуем капитанов команд…

Следующее задание «Рассуждалки»

За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 балла, если правильно отвечают соперники 2 балла.

Всем раздаются вопросы команды думают 2 мин по песочным часам, как часы остановились начинаем отвечать

Первый вопрос для команды «Неваляшка» расскажет, почему речь идет о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница?

Когда — то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначаетсоциальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план.

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Слайд9

Второй вопрос для команды «Мишка» ответит на вопрос: Как же заметить, что у ребёнка не сформирована гендерная идентичность?

В. Е. Каган, считает, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребёнка:

• Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

• Стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

• Активно выраженное желание изменить своё имя и пол;

• Рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает, как представитель другого пола;

• Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.

Слайд 10

Третий вопрос для команды «Пирамидка» ответит на вопрос: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе?

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Слайд 11

Следующее задание 2. «Угадайка» (задание для всех трех команд).

Если команда знает правильный ответ подают сигнал колокольчика и отвечают. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.

(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

На экране прописаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги должны расположить их в соответствующих колонках, на скорость.

Черты характера: смелость, доброта, нежность, ласковость, мужественность, застенчивость, находчивость, отзывчивость, забота, решительность, стеснительность, красота, стремление помочь, кокетливость.

Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционноженских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим,но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.

В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что Действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Следующее задание 2 .2 «Всезнайка»

За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 балла, если правильно отвечают соперники 2 балла.

Всем раздаются вопросы команды думают 2 мин по песочным часам, как часы остановились начинаем отвечать

Слайд 12-15

1. Команда «Неваляшка» вспомнить названия дидактических игр по гендерному воспитанию? (Провести одну игру с мячом.)

Слайды 16

2. Команда «Мишка», какие методы и приёмы, рекомендуют для использования воспитателями по гендерному воспитанию? Привести примеры сюжетно – ролевых игр, как для мальчиков, так и для девочек.

Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями:

• сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;

• беседы с использованием иллюстраций;

• чтение художественной литературы;

• проблемные ситуации с этическим содержанием;

• дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».

Слайд 17

3. Команда «Пирамидка» Какая литература используется по данному направлению полоролевого поведения у детей дошкольного возраста? Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой

1. Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины».

Сказки: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».

2. «Маленькие умельцы и умелицы».

Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».

3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины».

Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей», «Иван – крестьянский сын и Чудо — Юдо», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака

4. «Мужской и женский этикет».

Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».

5. «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы».

Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик — с – пальчик»

Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» «Каждый своё получил» (обработка Булатова, П. Ершова «Конёк-Горбунок», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассказов Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «На катке», «Плохо», «Три товарища», «Навестила», В. Карасевой «Новый товарищ», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Ю. Герман «Отец», Я. Аким «Бабушка болеет», Е. Серовой «Мамин день»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

ФИЗМИНУТКА 18 слайд

Задание 3 «Копилка знаний»

Слайд 19 (задание для всех трех команд).

Если команда знает правильный ответ подают сигнал колокольчика и отвечают. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.

(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Вопрос: Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста.

1. Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек.

2. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения

3. Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения.

4. Чтение художественной литературы, направленной на формирование гендерного воспитания.

5. Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей

Задание 4. «Блиц турнир для капитанов команд»

Слайд 20

(Выходят 3 капитана команд) (Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Капитан называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, второй – девочки, третий, которыми играют все.

Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Для всех капитанов вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно «немужское» занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

Задание 5. «Педагогическая лаборатория»

Слайд 21

Решение педагогических задач.

Всем раздаются ситуации команды думают 2 мин по песочным часам, как часы остановились начинаем отвечать

Ситуация №1:

Мальчик внимательно изучает девочку и наконец, задает вопрос:

— Он у тебя оторвался?

— Нет, не оторвался.

— Тебе делали операцию?

— Нет, у меня вообще не было…

— Интересное у тебя устройство…

Тут входит воспитатель. (На лице смятение).

Вопрос: Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?

Ситуация №2:

Ситуация в семье.

Мать:

— Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать:

— Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:

— А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну):

— Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

— А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация №3:

Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

— Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

— А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

— А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

— Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

— А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

— А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопрос:

В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

Слайд 22

Молодцы, все поработали хорошо, а сейчас мы послушаем результаты жюри.

А теперь я предлагаю разместить свои игрушки на оценочные полочки.

Всем спасибо!

Источник