Игра средство всестороннего воспитания развития ребенка

Кеворкова Кристина
Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игра, является ведущей деятельностью дошкольников имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе – в частности. Это – главный метод педагогической коррекции.

Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Для младших дошкольников игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Игра – это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария.

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.

Цель игры имеет 2 аспекта:

• Познавательный – то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать;

Воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра у младших дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

В играх проявляются и такие черты характера,которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно педагог должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Мысленно представить весь ход игры, как заинтересовать, как объяснить правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

В игре воспитываетсяинтерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто играслужит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста,можно разделить на три основные группы:

1.Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей,постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).

2. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление. Имея большое значение, прежде всего, для умственного развития дошкольников, такие игры уже сами по себе готовят ребенка к школе, способствуют формированию мотивации к обучению, познавательного интереса.

Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.

3. Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые.

Значимое место для младших дошкольников занимают подвижные, хороводные, пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и т. д. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» продавцом, врачом, мамой. В 3 года дети становятся способными овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры.

Главное внимание в игре уделяется содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра. Младшие дошкольники должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «врача».

Читайте также:  Диагностика психического развития на ребенка из детского сада

Детям нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера чтобы полноценно овладеть игровой ролью, им необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли, т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Значимым является научить детей принимать на себя роль в игре. С этой целью многократно с детьми организовывается игровая среда, создается такая игровая ситуация, в процессе которой учат реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров. Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли.

К четырем годам детям достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Если ребенок играет самостоятельно, то обычно берет на себя более привлекательную основную роль, а действия его пока направлены на партнера-игрушку.

Игра для детей младшего дошкольного возраста является важной составляющей развития. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Воспитателям следует не только акцентировать внимание на организацию и проведение игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх.

Колоссальную роль педагоги уделяют играм на семейные темы: разыгрывают разные сюжеты из жизни семьи с использованием наборов игрушек – мебели, транспорта, городских построек (семья празднует день рождения, семья отправляется в путешествие, семья в зоопарке).

Игры с родителями являются неотъемлемой частью развития дошкольников. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей.

В играх должны создаваться такие условия,при которых семья имеет возможность:

рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения (на улице, дома, в гостях и т. д.);

Обыгрывать знакомые детям ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие;

Совместно сочинять словестные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями;

Способствовать тому, чтобы дети поддерживали и развивали игровую идею других детей и сами предлагали сюжет;

Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр;

Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры;

Поощрять стремление находить и привлекать партнеров для игр;

Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение детей;

Сочинять сказки, волшебные истории про самих себя.

Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Для младших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети в возрасте 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие прикорм козьим молоком

Они очень рады минутам, подаренным им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Источник

Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Игра является одной из важнейших деятельностей ребенка дошкольного возраста, которая помогает познавать мир во всех его проявлениях, это особое средство передачи детям общественного опыта, форма организации жизни и деятельности детей, воспитания, обучения и отдыха. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Многие известные заслуженные педагоги занимались данным вопросом. Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. Н.К. Крупская тесно связывает игру и труд, у детей границы между данными понятиями стираются, так как их игра и есть работа, которая постепенно подводит детей к труду. А. С. Макаренко в своих работах уделял большое внимание анализу  психологии игры. Он считал, что игра  является осмысленной деятельностью, а радость игры –  это «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. По его мнению, игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.

Игра – это серьезное занятие, с ее помощью дети познают мир, учатся самостоятельности, развивают творческие способности и мышление в целом, приобретают опыт побед и поражений. Выбор жизненного сценария взрослого человека часто зависит от игр, в которые они играли в детстве. Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и правильно оценивать других.

Игра имеет 2 основные цели:

 — Познавательная – дети учатся чему-то новому, выбирают способы действия с предметом;

— Воспитательная – выражается в способах сотрудничества, общения и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Многие исследователи выделяют 2 крупные категории игры: сюжетно-ролевые и игры по правилам (дидактические, обучающие, подвижные, настольные и т.д.)

Особенность игры в возрасте 2-4 лет состоит в том, что дети не умеют играть самостоятельно или с другими детьми вместе. Обычно это выглядит как бесцельное катание машинки взад-вперед, перекладывание предметов, быстрая потеря интереса к старой игрушке и желание подержать в руках новую на непродолжительное время. Очень важным педагогическим моментом в данной ситуации является создание условий для развития игры детей, а именно: подбор игрушек и участие в процессе игры. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она задает тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает опыт ребенка. Общение во время игры оказывает полезное влияние на психику и мышление детей, поэтому на ранних этапах развития детям необходимо не только присутствие, но и непосредственное участие взрослых в игре, направление и управление игрой, создание правильной атмосферы и получение нужного результата игры. Таким образом, постепенно и развивается самостоятельность.

Сюжетно-ролевые игры — бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий — наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём.– В таких играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Сначала игры должны быть простыми и понятными, например, как кормить куклу, одеть мишку, прокатить машинку. Постепенно с накопленным опытом сюжеты усложняются, добавляется новая составляющая – роли и взаимоотношение героев игры. Ребенок уже не просто автоматически повторяет действия, показанные взрослым, но уже сам начинает придумывать сюжет, что делать с персонажами, как распределить их роли, тем самым приобретая новый опыт, пробуя новые действия, развивая творчество. Игра выполняет крайне важную для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить способы для решения поставленных задач и осуществления задуманного плана, преодолевать трудности. Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре. Дальнейшие игры специально направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности. Они побуждают ребенка к гуманному отношению к своим сверстникам и углубляют контакты со взрослым. В каждой игре содержится пространственно-двигательная задача, решение которой учит детей согласованности движений и действий. Движение становится для ребенка наглядным и хорошо осознаваемым средством достижения игровой цели.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 162

Применение дидактических игр также важно в воспитании детей. Данная категория игр, в первую очередь, направлена на умственное развитие детей (в процессе дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, пробуют их на практике, индивидуально, в коллективе, в разных ролях), такие игры в наибольшей степени приближены к учебным занятиям. Одновременно с этим игра должна оставаться игрой, то есть быть не только поучительной, но обязательно увлекательной и интересной. Тогда она определенно принесет пользу и хороший результат.

В раннем дошкольном возрасте дидактические игры проводятся часто с дидактическими игрушками, такими как пирамидки, матрешки, кубики ,которые способствуют осуществлению не только игровых, но и познавательных задач.  

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.

Также к дидактическим играм относятся – словесные. Среди них можно назвать песенки, стишки, прибаутки, потешки, сказки. Такие игры способствуют освоению родного языка развитию  восприятия на слух, улучшают внимательность, реакцию на словесную речь, дети учатся прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, воспринимать произведения народного творчества, любить художественные произведения. В дальнейшем выработанная выразительность речи может активно применяться в самостоятельных сюжетных играх.

Данные игры помогают поставить правильное произношение звуков и слов. Дети, играя, многократно повторяют не только движения, но и определенные слова, а также совершают какие-либо действия в соответствии с командами, словами. Стихотворения развивают чувство ритма, динамики, их содержание можно иллюстрировать игрушками, что помогает легкому запоминанию слов, фраз и сюжетов

Дидактические игры расширяют кругозор и познавательный опыт дошкольников об окружающем мире, они способствуют обогащению их знаний о предметах, людях, явлениях и действиях.

Нельзя забывать и про игры активные, которые являются хорошей физической разминкой, обеспечивают выход энергии, который необходим всем детям, поддержание здорового образа жизни в дальнейшем. Это веселое и естественное занятие. Задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать данный вид игр ,чтобы они принесли только пользу. Также в игре проще всего развивать моторику рук, которая играет важную роль для развития памяти и интеллекта.

Для всестороннего развития ребенка и его подготовки к обучению лучше всего использовать комплексные методики, разработанные и опробованные на практике. Они должны включать как познавательную, так и эмоциональную составляющие образовательного процесса. Также необходимо соблюдать разумный баланс между активными и пассивными занятиями с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни

Литература:

Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. «Ролевые игры для детей

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009

Игра дошкольника / Сост. е. В. Зворыгина. — М.: Просвещение 1999

Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974,

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982

Эльконин Д.Б. «Психология игры»

Источник