Игра средство умственного развития ребенка

ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка»

[Игра — основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни и создает свой особый мир. Игры доставляют детям много радости, содействуя их всестороннему развитию: активизируют умственную деятельность, формируют психические процессы и вызывают живой интерес к процессу познания.

В разных возрастных группах руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психологическими способностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Перед тем, как проводить дидактическую игру,надо к ней подготовиться: отобрать игру в соответствии с поставленными задачами и программой, определить время проведения игры, место проведения игры, предварительно отобрать количество играющих.Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр.

Игра выступает и как метод обучения дошкольников. Она позволяет эффективно решать задачу усвоения детьми знаний, овладения способами познавательной деятельности.

Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.

Для того чтобы увидеть значимые результаты, дидактические игры необходимо проводить систематически, придумывать всевозможные варианты проведения одной и той же игры (например, изменить порядок расположения мебели в комнате, предложить для игры другие фигурки и т. д.).

Необходимо помнить о том, что дидактические игры имеют свою классификацию, это позволит использовать различные виды игр в воспитательно-образовательном процессе и сделает обучение ребят намного интереснее и разнообразнее.

Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

Виды дидактических игр

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные;

3. Словесные;

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно – прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи,Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры, игры -инсценировки. В сюжетно-дидактических играхдети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня» .

Настольно –печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности. В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.

Настольно – печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Развитие мыслительных операций.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутами, загадками, перевертышами.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала, а в младшем дошкольном возрасте — основной формой организации учебного процесса (например, игра «Кукла Катя идет на прогулку») .

Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях — соблюдение принципов обучения.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Что это за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В ситуациях дидактической игры знания усваиваются лучше. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Нужно считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания,постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие,застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, ободрять его, хвалит за малейшую удачу.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

Источник

Лилия Ушакова
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Ранее наши дети, поступая в школу, в основном не умели писать, читать, знали буквы и базовый счет. Этим навыкам детей обучали в школе, и они от этого совсем не страдали. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Родители как можно раньше хотят начать обучение.

В результате дошкольное воспитание превращено в первую ступень обучения школы.

Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребенок пойдет в школу не подготовленным становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной – и ведет за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Ведь особенностью психологии детей дошкольного возраста (до 7 лет) является не способность к целенаправленной и осознанной учебной деятельности.

В настоящее время, в связи с принятием нового Закона об образовании, разработан и принят Федеральный Государственный образовательный Стандарт начального Общего Образования, где в

«Общих положениях»строго указан:

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

В связи с этими требованиями игре в детском саду опять возвращается приоритетное значение [10].

Для развития ребенка важна чрезвычайно именно игра. В ней, у детей развивается образному мышлению, способность к воображению.

Игра играет огромную роль для развития целостной личности ребенка. Примеривая на себя в игре различные образы, обыгрывая поступки людей, дети проникаются целями и чувствами, сопереживают им, а это означает развитие у него начало нравственности, человеческих «социальных» эмоций.

Советский педагог В. А. Сухомлинский обозначил, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Огромное влияние оказывает игра и на детское развитие способности устанавливать контакты с окружающими людьми. В обшей игре с товарищами дети приобретают опыт взаимодействия, учится объяснять свои намерения и действия, согласовывают их друг с другом.

Д. Б. Эльконин является блестящим исследователем детской игры. Он пишет, что «игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых».[11]

Отмечая игру как «арифметику социальных отношений», Эльконин уточняет игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».[11]

В игре ребенок учится управлять собой, получает опыт произвольного поведения. Он соблюдая правила, сдерживает свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры с другими детьми, уже без воспитателя.

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать совместную жизнь с другими людьми. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. А. М. Леонтьев доказал, что «ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Это путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра — это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно».[2]

Одним из значительных умений у детей дошкольного возраста является умение выражать представление о себе, о мире в знаково — символическом выражении. Об этой способности, писал Л. С. Выготский, как «об основе взаимодействия с социальным окружением как в пределах семьи, так и при более широких контактах». [1]

Важно развивать те функции психики, без которых дети не смогут хорошо обучаться в школе (внимание, память, мышление, речь, воображение, и др.). Одним из способов формирования устойчивых психических функций является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

Вообще символ как игровой вид достаточно мало изучался, да и не выделялся как самостоятельное средство. Мы решили, что важно изучить данное направление в связи с тем, чтобы еще в младшем дошкольном возрасте иметь возможность скорректировать и развить способности детей к символизации, так как это имеет большое значение в решении задач, которые ставит перед нами Федеральный Стандарт.

Детство — это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для детей, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств. Использование обозначений и символов позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.

У наших малышей (3-4года) непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Они еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Ребенок не может сам изобрести приёмы запоминания. Мы решили в игровой форме ему их подсказать.

В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет символ– то, что служит условным знаком какого- нибудь понятия, чего- нибудь отвлеченного (С. И. Ожегов). По нашему мнению, работа с символами повышает интеллект ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень.Мы ставили перед собой цель: упражнять детей в умении сравнивать, анализировать, активизировать познавательную активность, обобщенно воспринимать действительность.

В процессе работы мы решали следующие задачи: развивать творческие способности, фантазию, вариативное мышление.

Использовали систему дидактических принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, творчества.

Мы начали проводить работу с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). Осуществляли подготовку к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевали разрозненными действиями замещения и использовали простейшие формы. Работу с детьми мы проводили, используя символическую аналогию — это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта.Символическая аналогия может быть: словесная и графическая.

Словесная аналогия — одновременное называние одним словом — наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения.

Графическая аналогия — это обозначение каким- либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.

Применяя графическую аналогию, мы учили детей умению видеть в игре самое главное. В ней наши дети открывали знаковый смысл предмета – заместителя. Мы следовали советам доктор педагогических наук А. М. Страунинг. В своей книге «Методы активизации мышления»он писал: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки

(треугольники, квадраты и т. д.)и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие.Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг — это что?» [9]

Главная цель игры нашей игры — показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета — заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. С чего начинать?

Малыш постепенно учились повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. Число линий в символической аналогии у нас было минимальным. Мы предлагали детям карточки на выбор. Обговаривали, обыгрывали изображения.При показе карточки задавались вопросы типа: «На что это похоже?» Ответы были разные малыши обязательно, что — то придумают. Вот и родился новый символ

После того как дети научились изображать окружающие предметы, героев произведений символами, мы стали предлагать составлять сказки, используя карточки символы. Составляли мы эти карточки совместно с детьми.

Таким образом, исходя из всего выше написанного,можно сделать следующие выводы: работы нам, конечно предстоит еще проделать очень много, но уже сейчас понятно, что использование символов дает положительные результаты

Источник

«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта: ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано проявляется интерес к жизни и работе взрослых. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольника (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорна роль игры, обучающей и воспитывающей – игры дидактической в подготовке их к школе.

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые решаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

К умственной активности побуждают такие условия, как: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих их отношение к умственному труду; поддержание интереса ребенка в процессе проведения дидактической игры; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; владение методикой подготовки и проведения дидактической игры. При соблюдении этих условий и умелой организации, и проведении дидактической игры может быть обеспечена ее ведущая роль в развитии и воспитании дошкольников.

Интерес детей к игре используется в разных педагогических целях. Первоначальное знакомство ребенка с окружающим начинается с познания предметной действительности, свойств и пространственного расположения предметов. Уже на этом возрастном этапе через дидактические игры закладываются основы сенсорной культуры. Если в группе раннего возраста воспитатель развивает у ребенка интерес к играм при ознакомлении с разными дидактическими игрушками, дает некоторые сведения о цвете, форме и величине предметов, то в младшей группе задача игры несколько усложняется – закрепляя и расширяя знания детей об окружающих предметах через сенсорные эталоны, воспитатель учит их выполнять определенные действия и соблюдать правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие.

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети, знакомясь с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве – учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 – 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на новом возрастном этапе – в подготовительной группе закрепить у ребенка умение самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего и постепенно приучить согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.

Музыкально – дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к разным видам музыкальной деятельности (пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах), формируют музыкальные способности. Дидактические игры по художественно – эстетическое воспитанию не только формируют художественные способности, эстетическую и эмоциональную культуру ребенка, стимулируют его творческий потенциал, но и плодотворно влияют на общее психическое и умственное развитие.

В распоряжении воспитателя детского сада – большое разнообразие дидактических игр. Целенаправленное их использование поможет ему в решении вопросов разностороннего воспитания и развития ребенка и в формировании его готовности к обучению в школе.

Источник