Игра основа развития ребенка дошкольного возраста

Светлана Русакова
Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста

В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научит думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовываться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладенье речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту новых знаний и умений, возможность их использовать для решения разнообразных задач. Нередко родители дошкольника недоумевают. Почему их ребенок не справляется с простым на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос, о том, чего больше фруктов или яблок, как сделать, чтобы их было поровну и т. д. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети плохо владеют.

Развитие познавательно — интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Таким образом, исходя из бесед родителей и учителей, я пришла к выводу, что развитие познавательно-интеллектуального развития способствует культурному и интеллектуальному развитию личности ребенка и является наиболее значимой и актуальной проблемой на сегодняшний день.

В своей работе по развитию познавательно – интеллектуального развития я решила использовать игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Так как с одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память, разные виды мышления. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и взрослым и детям.

Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей интегратийно-гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексной программы «Детство». Именно эту программу реализует ДОУ. Работу по данному направлению я начала с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель работы: Развитие познавательно – интеллектуального развития детей дошкольного возраста на основе развивающих игр В. В. Вокобовича.

Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данному направлению.

2. Разработать и внедрить в практику перспективное планирование по развитию у детей познавательно-интеллектуального развития на основе развивающие игр.

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

4. Привлечь родителей к совместной работе по данному направлению.

Эффективность работы по данной теме зависит, прежде всего, от условий, созданных для реализации задач. Одним из условий является повышение компетентности воспитателя. Второе условие – предметно – развивающая среда.

В групповой комнате мы обогатили математический центр:

приобретены пособия, игры В. В.Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Геометрические формы», «Прозрачная цифра» и т. д. ; оформили картотеку «Веселая математика» (со стихами и загадками); пополнили картотеку «Физкультминутки» с математическим содержанием; изготовили панно «Веселый Цифроград», «Фиолетовый лес»; оформили математический сундучок, где каждый ребенок мог выбрать себе игру по своему уровню развития (на каждой игре стоял определенный значок). Третьим условием является сотрудничество с семьей.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, достичь результатов, Я определила для себя наиболее эффективные формы работы,объединив их в блоки:

1 блок –организованная деятельность: игры-занятия,.

2 блок – совместная игровая познавательная деятельность в утренний и вечерний отрезок времени.Сюда входят: игры, лабиринты, упражнения, развлечения, праздники. Во время совместных игр я не только закрепляю знания, но и воспитываю умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

3 блок – самостоятельная игровая деятельность. Сюда входят конструктивная деятельность, игра, художественно-продуктивная деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Читайте также:  Нормальное развитие речи у ребенка таблица

Проанализировав результаты диагностики, а также различные педагогические подходы к обучению, составила перспективный план работы на год с учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.

При подборе игрового материала придерживались определенной последовательности:

Первое – выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период. Второе – подбор соответствующих заданий в игре. Третье – постепенное использование нескольких игр на одном занятии.

Основная работа организовывалась во время совместной и самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы. Все игры обращены главному герою – ребенку. Ребенок, слушая сказку, становился действующим лицом событий, «проживая» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевая вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь, успеха. Дети с удовольствием играют, не с квадратами, треугольниками, а с нетающими льдинками озера Айс и разноцветными Паутинками Паука – Юка. Самыми любимыми для детей стали игры: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Шнур – затейник» и др.

Например, в игре «Геоконт», в народе ее называют «дощечки с гвоздиками», на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке малыш Гео, Ворон Метр, называют «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» и получаются контуры геометрических фигур и предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности.

А игра «Квадрат Воскобовича» не имеет предела. В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические фигуры, по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. В сказке «Тайна Ворона Метра» «Квадрат»оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика и т. д.

На основе игр В. Воскобовича 1 раз в месяц организовывались и проводились занятия в виде логики – математических игр.

Игры – занятия с использованием игр Воскобовича разрабатывались следующим образом. Первый вариант – занятия – сказки. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Сказочный сюжет включает две, три игры. Например, в игровом сюжете по сказке «Красная шапочка»дети помогали герою сказки: строили домик из «Геоконта», собирали грибы (игра «Математические корзинки»). Второй вариант – это комбинированные занятия. Такие занятия похожи на новогоднюю елку, роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а елочные игрушки – развивающие игры. Например, во время игры – занятия по сказке «Колобок» к детям приходила бабушка Маша и рассказывала о приключениях колобка. Дети строили для колобка домик («Волшебный квадрат», из «Эталонов формы» складывали разных героев (волка, зайца, медведя).Процесс конструирования сопровождался вопросами:например: «Какой стороной надо положить квадрат, чтобы домик получился зеленого цвета?», «Какие уголки квадрата надо загнуть?» и т. д. Третий вариант – комплексные занятия, такие занятия строятся из 2, 3 видов занятий. Математическое содержание можно связать с материалом по изучению социального мира, в процессе ознакомления с природой. Информация на занятиях подавалась комплексно, в разных кодовых системах (словесной, предметной, цифровой, иллюстрированной); задачи и упражнения были логически связаны между собой. Например, во время игры – занятия «Путешествие к Фее доброты» дети сравнивали и считали количество звезд в королевстве у царя Считая, складывали из «Квадрата Воскобовича» лодочку для того, чтобы отправиться в путешествие; помогли расколдовать лес (дети вспоминали правила, как вести себя в лесу). Сказки – задания, добрые образы, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Успех в реализации задач по развитию мышления у детей дошкольного возраста во многом зависит от совместной работы с семьей.Формы работы с родителями разнообразны: информации в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, родительские собрания, «открытые дни» для родителей, анкетирование, совместные досуги, развлечения, домашняя игротека, конкурсы, семинары – практикумы.Наиболее значимы и эффективны были формы: семинары-практикумы по использованию занимательного математического материала в играх и занятиях с детьми в домашних условиях,на тему: «Играйте вместе с нами», «Если ребенок путает цвет» и т. д. Мы рекомендовали родителям собирать занимательный материал и постепенно создавать «Домашнюю игротеку». Наряду с этим, дети по желанию брали домой на выходные какую-либо игру из «математической игротеки». В выходные дни у ребенка появлялась возможность поиграть с близкими, объяснить правила игры, отремонтировать при необходимости игровой материал. Во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а так же непринужденное общение с родителями и другими близкими.Также родители с большим желанием посещали открытые мероприятия: игры-занятия на тему: «Тимошка озорник», «Волк и семеро козлят». Были активными участниками конкурса «Веселые цифры».

Читайте также:  Центр развития ребенка в казани в ново савиновском районе

Используя технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр» мы получили хорошие результаты. В разделе «Первые шаги в математику» на конец учебного года высокий уровень знаний, умений и навыков показывают 25%. Хочется отметить повышение познавательности интересов, развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания) волевых качеств (стремление выполнять задание до конца, высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики руки.

Достигнутые результаты в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми стимулируют дальнейший поиск новых форм, методов, приемов и средств воспитания, обучения, вносят коррективы в планирование будущего процесса.

В дальнейшей работе планируем:

1. Продолжить работу по развитию познавательно-интеллектуального развития с детьми старшего дошкольного возраста на основе игр В. В. Воскобовича.

2. Разработать перспективное планирование.

Источник

Элина Шахова
Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали ее значение для психического развития детей. Так, А. С. Макаренко неоднократно указывал на решающее влияние игры в формировании личности ребенка и рассматривал ее как мощный способ воспитания коллективизма, воли, практических навыков. Однако, по его мнению, игра эффективна лишь в том случае, если ребенок активно строит и комбинирует человеческие взаимоотношения.

Об обучающем значении игры высказывали свои мысли Я. А. Коменский, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Л. С. Выготский считал, что игра является основой для развития познавательных способностей ребенка, поскольку посредством игры, игровые действия преобразуются в умственные.

В современной педагогической теории выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка дошкольника:

– первая группа – предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир людей и животных;

– вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.

Так, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет – сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» и т. д.); игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, почта и т. д.); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.); игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного персонажа и отражение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются незаменимым средством получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, поскольку они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.

Дидактические игры – игры, которые специально созданы или приспособленные для целей обучения. По мнению Я. Д. Коменского, именно дидактическая игра является эффективным средством умственного развития ребенка, но только тогда игру можно назвать дидактической, когда познавательный элемент тесно связан с элементом заинтересованности. Использование в процессе обучения дидактических игр, по его мнению, способствует получению ребенком определенных знаний, формированию у него умений и навыков, способствует развитию мышления, развивает волевые качества.

Первоначальная цель дидактической игры в обучении старших дошкольников, состоит в том, что бы включить таких детей в непосредственную образовательную деятельность. Дидактическая игра, является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового, на первый взгляд не понятного детям. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к образовательной деятельности возрастает, изучаемый материал становиться доступным. Несмотря на то, что дидактическая игра это не основная форма изучения нового материала дошкольниками, она все-таки, является частью образовательного процесса. Дидактические игры способствует формированию фонематического восприятия слова, расширяет кругозор детей, активирует аналитико-синтетическую деятельность, а главное стимулирует речь и развивают мышление. В результате этого у детей появляется интерес к изучению новых знаний.

Ценность дидактических игр как средства развития у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что в таких играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников данной категории ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Использование дидактических игр дает возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.

Читайте также:  Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка о ней

Учитывая вышесказанное, дидактические игры, которые в работе со старшими дошкольниками,можно сгруппировать следующим образом:

1.Игры с предметами:

– игры с реальными предметами, с помощью которых дети получают новые знания об окружающей действительности,например: «Найди пару», «Что лишнее?», «Подбери предмет по цвету»;

– игры на замещение предметов – формируют у детей старшего дошкольного возраста умение выполнять действия замещения, подбирать к заместителям соответствующие им предметы;

– игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий;

– игры на анализ предметов и на выделение пространственных отношений – направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях.

2. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание играть, поскольку в них используют предметы природы (овощи, фрукты, семена, камни и т. д). Однако необходимо помнить, что в игры с природным материалом лучше всего играть на природе, потому что окружающая природа – лучшая наглядность, например, такие игры,как: «Каждому камешку свой домик», «Угадай дерево», «Собери букет», «Что лишнее?» и др.

3. Настольно-печатные игры, при помощи которых решаются различные развивающие задачи обучения детей,а именно: закрепление знаний о пространственном расположении на листе, о порядковом и количественном счете, нахождение сходств и отличий между предметами (картинками, развитие зрительного восприятия,например: «Домино», «Лото», «Ищи и найдешь», а так же различные игры с картинками. Перечисленные игры помогают детям, знакомится со свойствами и признаками предметов (величиной, формой, цветом, качеством, в них решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, качеству назначению).

4. Словесные игры. Необходимо заметить, что словесные игры являются наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста, поскольку требуют активизации многих психических процессов. Такие игры построены на словах и действиях и опираются на уже имеющиеся у детей знания о предметах и явления окружающей действительности, например,игры: «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Опиши предмет», «Угадай по описанию», «Третий лишний», «Какой звук?», составление рассказа по «Серии сюжетных картинок». Ценность таких игр заключается в том, что они способствует развитию речи детей, расширяют и активизируют словарный запас, формируют грамматическую сторону речи и правильное звукопроизношение, развивают связную речь, как диалогическую, так и монологическую.

Так, в процессе проведения игры «Угадай по описанию» педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном или игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Это … (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Составление рассказа по «Серии сюжетных картинок» способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста умения устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Решение задач в образовательном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми старшего дошкольного возраста происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машинку в гараж», в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.

Использование таких игр как «Что случилось?», «Кому какое угощение» дают возможность сформировать у детей старшего дошкольного возраста развития предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Для формирования понимания детьми внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов,необходимо использовать следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Сгруппируй» и другие.

Детей старшего дошкольного возраста следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать свои суждения.Этому способствуют такие игры как: «Волшебные картинки», «Что сначала, что потом». Эти игры развивают речь и наглядно-образное мышление дошкольников, а также учат детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Источник