Игра как средство всестороннего развития ребенка доклад
Наталья Черных
Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Алданского района детского сада общеразвивающего вида «Журавлик». 678940. Республика Саха Якутия Алданский район, п. Нижний Куранах, 1 микрорайон дом 17.
Воспитатель второй категории Черных Натальи Романовны
ДОКЛАД НА ТЕМУ : «ИГРА – КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.»
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра — сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола. Тихонов в своих письмах «Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложнятся и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения. Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» — стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль — как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях- социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит прежде всего в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет,его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связала с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка. Это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации. Когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить её и поиграть. Если такие чувства происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно. Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком. Он вызовет отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина. Для того, чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Между работой и игрой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой хорошей игре есть рабочее усилие мысли. Игра доставляет ребёнку радость. 1. Следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка.
2. Чтобы в игре воспитывались навыки для работы. Некоторые родители не интересуются игрой своих детей. У таких дети играют как хотят и когда хотят. Другие много уделяют внимания игре. Тогда детям остаётся только слушаться родителей. Другие считают, что главное заключается в количестве игрушек. Дети у таких родителей становятся коллекционерами. Детская игра проходит несколько стадий развития:
*** 1. Это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте 5-6 лет. Эта стадия характерна тем, что ребёнок предпочитает играть один. В этой стадии нужно дать ему свободу в индивидуальной игре.
***2. Эта стадия труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет. Здесь ребёнок выступает как член детского общества.
***3. На этой стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом не только игрового, но и делового, учебного. Н а всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. В первой стадии материальным центром игры является игрушка.Игрушки бывают следующих типов: Игрушка готовая, механическая или простая. Это- автомобили, пароходы, лошадки, куклы. Игрушка полу готовая- картинки, кубики. Игрушка материал- глина, песок… Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами. Второй тип хорош тем, что ставит перед ребёнком задачу. В игрушке есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии. Какой тип самый лучший? Наилучший способ комбинировать все три типа, но не в избыточном количестве.Самое главное в игре добиваться следующего:
* Чтобы ребёнок действительно играл, сочиняя строил, комбинировал. * Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
* Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг.
Особое внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. На третей стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами детей. На всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более ценным удовлетворениям, чем простое глазение, удовольствие; воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадии вы всегда должны иметь в виду, что здесь ваш ребёнок уже вступил в общество. что от него уже требуется не только умение играть, но и правильно относиться к людям.
ИГРА — КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ. 1. игра осуществляет узко- дидактические цели.
2. игра как средство разностороннего гармоничного развития. Ребёнок через игру познаёт себя. Фребель не отрицал, что игра развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление, воображение. что игра – это типичное для детей явление, но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых, самостоятельности и творчества в играх не было. Представителем другого направления был Я. А. Коменский. «Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире, развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра- это условия радостного детства и средство всестороннего гармоничного развития. ИГРА – СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. * отражает знания об окружающей жизни, закрепляет их.
* играя, ребёнок практически проверяет знания. * игра является своеобразной формой активного познания окружающего мира, которая выражается в детских вопросах. *во время игры развивается речь детей *совершенствуется память, мышление, воображение.
ИГРА — СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
*Это своеобразная школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения. *формируются личностные качества: смелость, честность, скромность, выносливость и т. д * ребёнок играет в коллективе, учится выполнять требования коллектива, правила поведения.
ИГРА — СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
*во время игры дети чувствуют себя спокойно, не принуждённо.
* игра сопровождается радостным, бодрым настроением, а радость- залог полноценного физического и психического развития.
*во время игры дети выполняют разные движения, которые способствуют лучшему кровообращению, дыханию, отрицательно влияют переутомления и ссоры. ИГРА – СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. * К примеру готовятся к дню рождения куклы, убирают комнату, накрывают стол, учатся это делать красиво, аккуратно, правильно согласно с этической и эстетической точки зрения.
* Играя, в различные сюжетно- ролевые игры (строительные) учатся подбирать детали по цвету, величине. Видят гармонию, симметрию и ассиметрию. * во время настольно – печатных игр (мозайка) учатся красиво составлять узор, что способствует развитию эстетического вкуса.
* в подвижных и хороводных играх учатся красиво и грациозно двигаться.
ИГРА- СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. *игра отражает труд взрослых. *элементы трудовых действий отражаются в игре.
*трудовая деятельность осуществляется ради игры.
* игровые действия включаются в процесс труда.
ВЫВОД: Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Источник
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.
Актуальность. Слайд 2. Ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.
Слайд3 .Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Слайд 4. Сюжетно-ролевая игра дошкольников. Основными структурными элементами ее являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети.Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.
По игровому замыслу игры можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Слайд 5. Сюжет, содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила,определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих.
Слайд 6. Сюжетно-ролевые игры:различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
Руководство сюжетно-ролевой игрой .
Слайд 7.Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии ,встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа — это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
Слайд 8. Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек. Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений.
Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.
Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.
Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие — по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия «зло», «добро», почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы, что приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями. В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.
Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу.
Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста
В своей статье «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников» Короткова Н.А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.
Детям 6-го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.
На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью («Космонавты», «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. Длительные сюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.
К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Слайд 9.
Таким образом, игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2. В игре развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Передо мной, как воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашу группу пришли 28 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.
Слайд 10. Я перед собой поставила следующие задачи:
- научить ребенка играть;
- содействовать объединению детей в игре;
- научить детей соблюдать правила во время игры;
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Слайд 11. Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:
- Создание необходимой игровой среды.
- Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.
Слайд 12. Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Семья. Быт в семье.», а дополнительные атрибуты и предметы заменители обогащают ее содержание.
Широко использую в своей работе игры-показы. Слайд 13.14.15 Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Маше хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем ее. Слайд 16,17,18,19,20.Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.
Слайд 21,22,23.Вначале работы с данной группой сюжет игры был простой, сейчас он постепенно усложняется, ввожу новые игровые действия: мама стирает белье, купает куклу, лечит ее, гуляет с ней и т. д.
Для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни; рассматривали картинки, на которых изображены трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время завтрака, обеда, ужина- обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусную еду. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно однообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Сейчас дети научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше.
Слайд 25,26,27,28,29, 30.С помощью родителей оформили несколько сюжетно-ролевых игр: « Супермаркет», «Дорожное движение», «Дом», «Салон красоты». Слайд 31,32,33.
В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка в разных видах деятельности, в которой дети могут играть самостоятельно, в то же время, не мешая играм других детей.
Слайд 34
Список литературы.
- Л.Ф. Островская «Игрушки и пособия для детского сада».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2012г.
- Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988г.
- Аникиева Н.П. «Воспитание игрой». М., Просвещение, 2007г.
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребенка». М., Просвещение, 1991г.
- Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду».
- БодалеваА.А., Спиваковский А.С. «Популярная психология для родителей». М., 1998г.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., Педагогика, 1978г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000833
Источник