Игра как средство социально коммуникативного развития ребенка
Елена Долмонего
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
«Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он» Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций.Перед собой поставила цель: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социально — культурным нормам, традициям семьи, общества; развить коммуникативные навыки. Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения,который включает в себя следующие компоненты:
Социальные навыки: Диалоговые, коммуникативные навыки
Диалоговые,коммуникативные навыки: это вербальные и невербальные
вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в нашей группе реализуется через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В процессе непосредственно-образовательной деятельности я применяю игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. Для налаживания диалогического общения использую в своей работе настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, пазлы, игры с правилами. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Содержание сюжетно-ролевой игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно поучать своих детей, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок с удовольствием перевоплощается в полюбившийся образ героя, принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются. По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участие в совместных играх.
Дети без особых сложностей формулируют игровой замысел, обсуждают возможные варианты игровых событий, самостоятельно создают игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители.
Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации. Хочу закончить своё выступление словами известного советского психолога Сергея Леонидовича. Рубинштейна «В процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение»
Источник
Галина Тарновская
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА — имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».
СОЦИАЛЬНО — КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Наша работа заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2. Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
5. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;
развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
(стр. 6 ФГОС подпункт 2.6)
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему » Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МБДОУ ЦРР — детский сад № 5 «Солнышко» Тема проекта «Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
2 слайд
Описание слайда:
Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина. Автор работы
3 слайд
Описание слайда:
«Ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он»
4 слайд
Описание слайда:
АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
5 слайд
Описание слайда:
НОВИЗНА моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы. ЦЕЛЬ: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.
6 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ: 1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины. 2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». 3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
7 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста; развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.
8 слайд
Описание слайда:
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (стр.6 ФГОС подпункт 2.6 ) формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
9 слайд
Описание слайда:
Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. ПРОБЛЕМА. У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
10 слайд
Описание слайда:
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки: вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
11 слайд
Описание слайда:
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ: недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков; неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.); отсутствием умения управлять своим поведением; наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).
12 слайд
Описание слайда:
ГИПОТЕЗА Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.
13 слайд
Описание слайда:
Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр. Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать. Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения. Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.
14 слайд
Описание слайда:
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
15 слайд
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования Игры с природными объектами; Игры с игрушками; Игры с животными. Сюжетные игры Сюжетно — ролевые; Режиссёрские; Театрализованные. Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры Сюжетно -дидактические; Подвижные; Музыкально – дидактические; Учебные. Досуговые игры Интеллектуальные; Игры — забавы; Театрализованные; Празднично – карнавальные; Компьютерные. Народные игры Тренинговые игры Интеллектуальные; Сенсоматорные; Адаптивные. Досуговые игры Игрища; Тихие игры; Игры – забавы.
16 слайд
Описание слайда:
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?
17 слайд
Описание слайда:
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.
18 слайд
Описание слайда:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
19 слайд
Описание слайда:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения. Магазин
20 слайд
Описание слайда:
Салон красоты
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Дочки-матери Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
23 слайд
Описание слайда:
ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.
24 слайд
Описание слайда:
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.
25 слайд
Описание слайда:
ВЫВОДЫ: При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра — основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
26 слайд
Описание слайда:
Список литературы 1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.) 3. «Из детства — в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.» Т.Н. Доронова, Л.С .Голубева, Т.И .Гризик. ( Москва 1997г.) 4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80. 5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с. 6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с. 8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с. 9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
27 слайд
Описание слайда:
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-006571
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник