Игра как средство сенсорного развития ребенка
Елена Эрмансон
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…» Н. К. Крупская.
Основная цель в сенсорном воспитание:
• совершенствовать воспитание детей,
• умение использовать осязание, зрение, слух.
Главной задачей в сенсорном воспитание:
Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).
Называть свойства предметов.
Включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Одно из основных направлений современного образования является актуализация проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности, в том числе сенсорного развития.
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Таким образом, с одной стороны, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающих, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Психологические исследования показали, что без такого обучения восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, для полноценного усвоения знаний и навыков начальных классов школы.
Выдающиеся зарубежные ученые в области детской психологии Ф. Фребель и Монтессоре, уделяли огромное внимание сенсорному воспитанию. А так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина – справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. М. М. Манасеина разработала концепцию умственного воспитания у детей раннего и дошкольного возраста. Она считала, что главная задача воспитателя – позаботиться о правильном и возможно полном развитие органов ощущений, воспитании познавательных интересов, развитие чувств.
Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов провидения самих занятий о сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская «О дошкольном воспитание».
Дидактические игры имеют важное значение в жизни ребенка. Для дошкольников, игра является важнейшим средством их воспитания и развития. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, содержание, игровые действия, правила, результат.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Собери цветы» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровым действиям. Чем разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактических играх развивается умственная деятельность, углубляются и расширяются знания детей, восприятие, речь и внимание.
В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта.
Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности.
Поэтому ставлю перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представления о сенсорных эталонах.
Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) и ахроматические цвета спектра.
В начале формирую у детей представления о хроматических цветах, но так как не все ребятишки знают даже основные цвета приходится проводить большую предварительную работу.
Для этой цели использую такие задания, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках соответствующих цветов; дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Собери цветы», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвета», «Соедини разноцветные шарики с одинаковыми по цвету ниточками», «Подари петушку перья» и т. д.
Планируя занятия, предусматриваю задания, в процессе выполнения которых закрепляю умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Не редко и группировка и соотнесение входят в одну игру занятия, где использую игры Н. Монтессоре.
Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.
Для маленьких детей развитие тонкой моторике трудно переоценить, так как оно на прямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая полученные результаты. Для этого использую в играх модули с прищепками, шнуровками, крючками; подбор открученных крышек к бутылочкам; рамки с липучками, пуговицами.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• Является основой для интеллектуального развития;
• Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействие с внешним миром;
• Развивает наблюдательность;
• Готовит к реальной жизни;
• Позитивно влияет на эстетическое чувство;
• Является основой для развития воображения;
• Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала);
• Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-позновательной деятельности;
• Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• Влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Для этого использую в группе: пирамидки; мозаику; мешочки с предметами для ощупывания; мешочки для ощупывания с различными крупами; сортировку пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках; набор вкладок (круг, квадрат, треугольник); «пальчиковый бассейн» (для искания спрятанных предметов); предметы с разными поверхностями, гладкими и шершавыми и т. д.
Как показал опыт, играя в эти игры, жизнь детей становится интересней и занимательней. Дети моей группы активны и любознательны. Они начинают:
Различать предметы по форме;
Различать предметы по величине;
Различать плоские геометрические фигуры;
Распознавать основные цвета;
Сопоставлять фигуры с проекцией;
Пускать предметы в отверстия;
Открывать и закрывать рамки с простыми застежками (пуговицами, липучками, замками).
Очень важно создавать в детском саду благоприятные условия для развития сенсорного воспитания в играх, потому что развивается интеллект, память, мышление, творчество, воображение детей.
Для этого необходимо:
• Создавать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;
• Предоставлять малышу свободу для игр, поощрять самостоятельность и любознательность;
• Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающих цвет, форму предметов, размер, их пространственное расположение и качество.
Свое выступление хочу закончить такими словами:
«У ребенка есть собственный интерес: он хочет, чтобы игра продолжалась»
Джон Дьюи.
Литература:
1. «Дошкольная педагогика» — под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983 г.
2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991 г.
3. «Ребенок в детском саду» № 5, 2008 г.
4. «Дошкольное воспитание» № 9, 2008 г.
5. «Дошкольная педагогика» № 3, 2004 г.
6. «Детский сад» № 25, 2004 г.
7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: Просвещение, 1988 г.
8. «Дошкольная педагогика» под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М.: Просвещение, 1986 г.
9. «Детский сад» № 1, 2009 г.
Источник
Елена Сапрыкина
Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город».
С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Цель моей работы: Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи моей работы:1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по сенсорному развитию детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. От сенсорного развития ребенка зависит и его будущая готовность к школе и его обучению.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно, надо чтобы ребенок выделял основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т. е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами цвета и т. д
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Усвоение сенсорных эталонов происходит- системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок и. т. д. через дидактические игры.
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
1. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
2. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
3. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Чаще всего игры соотносят с материалом:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
В I младшей группе я чаще использовала игры с предметами и настольно -печатные игры. Словесные игры начала использовать в II младшей группе :«Угадай какой предмет я описываю»
На протяжении прошлого года наблюдая за детьми I младшей группы, я пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, провожу индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр я строю с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.
В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков.
В первой младшей группе на начало учебного года провела подбор игрушек и развивающей среды опираясь на возрастные особенности и познавательные способности детей. Обучая новому использую при этом дидактические игры.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей группы, использовала и использую следующие виды дидактических игр:
1. Дидактические игры на различение основных цветов:
«Воздушные шары», «Разноцветные бусы», «Цветик – семицветик» «Пирамидка по цветам», «Поставь букет цветов в вазу», «Найди такой же по цвету», «Спрячь мышку». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2. Дидактические игры на различение величины предметов:
«Большие и маленькие бусы», «Большая и маленькая куклы», «Пирамидка», «Матрешки», «Какой мяч больше». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:
«Нанизывание бус разной формы», «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Дидактические игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:»Весёлые кармашки», «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».
5. Дидактические игры на слуховое восприятие: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности включаю игры: «Продуктовый магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине продукты: фрукты, овощи, крупы и др. ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи и фрукты круглой формы, расставляют на одной полке, фрукты и овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты продукты только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах включаю игры: «Кукла Маша идет на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:«Краски лета, зимы…», «Соберем листочки», «Что за дерево».
Перечисленные дидактические игры, помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяют его кругозор.
Также провела родительское на тему «Дидактические игры как средство развития и обучения», где родителям рассказала дидактических играх группы, о том, как играть с детьми и о том, на сколько важны дидактические игры для детей. На собрании с родителями решили создать фонд группы обмена дидактическими играми.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Источник