Игра как средство речевого развития ребенка

Ирина Владимировна Чистякова
Игра как средство развития речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Сюжетно – ролевая игра.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, — говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги.Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой,в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия,но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».

Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу.Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко», обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речидетей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Дидактические игры

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик.После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.

В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто, как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Для неговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»).

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль».Воспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» — кричат воробушки, «би-би-би» — гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем — «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

Источник

Татьяна Андронникова
Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Формирование правильной речи у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Речевое развитие ребёнка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

Я работаю в логопедической группе, где работе над развитием речи уделяется наибольшее внимание.

Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, в которой развиваются все психические процессы. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.

Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей. В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований.

В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида.

Мы в своей группе берем д/и согласно проекту на неделю.Например: проект «Эти удивительные животные»-сначала беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, а затем д/и «Кто как передвигается». Воспитатель называет животное, а ребенок произносит глагол,который можно отнести к этому животному:

Собака-стоит, лает, спит, лежит и т. д. Во время этой игры обогащается глагольный словарь детей.

Следующая игра «Что из чего сделано».

Воспитатель говорит: «сапоги из кожи», а ребенок отвечает, какие они (кожаные)

Рукавички из меха – меховые;

Ваза из глины – глиняная и т. д.

Здесь мы закрепляем употребление в речи детей относительных прилагательных и способы их образования.

Так-же разнообразные д/и провожу и во время прогулки.

«Подбери словечко»-во время этой игры обогащается словарный запас и развивается умение согласовывать прилагательное с существительным.Например:

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»(кресло, сиденье, окно).

В игре «Закончи предложение» ребенок упражняется в составлении предложений с предлогами.

Слон большой, а комар … (маленький).

Камень тяжелый, а пушинка… (легкая).

Зимой погода холодная, а летом … (жаркая).

Дерево высокое, а куст… (низкий).

Суп горячий, компот… (холодный).

Днем светло, а ночью… (темно).

Заяц скачет быстро, а черепаха идет… (медленно).

Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.

Действительно, игра является одним из основных аспектов развития речи детей. В игре ребенок общается, ведет диалог с другими детьми и взрослыми.

Так,сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.

Например: игра «Туристическое агентство».

Сначала мы познакомили детей с профессиями людей, которые работают в этой сфере (туроператор, кассир, менеджер и т. д.). В то-же самое время дети рассказывали о профессиях своих родителях, что способствовало развитию речи и обогащению словаря.

Затем создавала игровые ситуации: Менеджер-кассир-пилот; Клиент-туроператор-кассир и другие, где дети вели диалог,во время которого развивалась связная речь.

Поскольку мы сейчас говорим о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями, ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами.Например: врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т. д. Это мы видим, организуя творческую игру «Больница»

Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.

Сюжетно ролевые игры развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.

В утренние и вечерние часы я организую с детьми

*игры с предметами (игрушками,

*настольно-печатные

* словесные игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны,потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т. д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.

Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Моя роль в основном сводится к объяснению правил игры.

«Найди картинке место и расскажи»

Ребенок рассказывает сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках, развивается внимание, мышление, память и речь.

«Детки с ветки»— выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь.

«Какой получится сок?»

упражняются в словообразовании, выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь.

Следующая группа игр: словесные — это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих.

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д.

«Подскажи словечко»

выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь, память, мышление.

«Закончи предложение»

Дети учатся использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Часто предлагаю детям пофантазировать на такие темы,как:

«Если бы я был волшебником, то. «

«Если бы я стал невидимым. «

«Если весна не наступит никогда.»

«В развитии речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова

Пальчиковым играм стараюсь уделить ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и во время НОД.

Игры и упражнения:

«Детский сад»

В нашей группе все друзья дети ритмично стучат кулачками по

столу

Самый младший- это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша. разжимают кулачки, начиная с мизинчика

«НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях,

перед собой; пальцы рук переплетены,

большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и

«иголочки» — растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со

слегка раздвинутыми пальцами

обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные

ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки. Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми

указательным и средним пальцами.

Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывает театрализованная деятельность

Например в сказке «Красная Шапочка»-формируется диалогическая речь, интонационный строй.

Драматизация русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» способствуют развитию связного речевого высказывания, умению выстраивать диалог, упражнять в словообразовании однокоренных слов (курица- курочка, утка- уточка).

Таким образом можно сделать ВЫВОД: развитие речи через игровую деятельность наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребёнку, поэтому мы – взрослые должны играть с нашими воспитанниками.

Ребенок перевоплощается в игре, и неважно, какую он выполняет роль. Главное, что он преодолевает трудности в общении, свободно начинает общаться с другими детьми, раскрывая свои творческие способности – ребенок меняет темп, интонацию, развивает выразительность своей речи.

Источник