Игра как средство развития речи ребенка диплом

Ирина Владимировна Чистякова
Игра как средство развития речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Сюжетно – ролевая игра.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, — говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги.Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой,в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия,но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».

Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу.Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко», обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речидетей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Дидактические игры

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик.После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.

В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто, как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Для неговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»).

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль».Воспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» — кричат воробушки, «би-би-би» — гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем — «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

Источник

Светлана Пашкова
Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей»

Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2

Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории

«Игра как средство развития речи детей»

Дошкольное детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро,и мы говорим: «Доброе утро!»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Играя ребенок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической обработки.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом ее использовании способна творить чудеса. Ленивого — она сделает трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. Как говорил А. С.Макаренко: «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего, но в школьные рамки этого не проводить».

Игра — это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний.

Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.При организации игры я особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В своей работея использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Стараюсь в своей практике использовать игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей.

Игры – путешествия

Игры – поручения

Игры- предположения

Игры – загадки

Игры — беседы

Игры вводятся в занятия, и в повседневную жизнь детей,выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например, при проведении игры «Что я вижу?» выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).

Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах с которыми знакомы дети. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Подбери лыжникам лыжи», «Подбери пару», «Оденем куклу на прогулку».

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Организую детей во время прогулки, непосредственносоприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, продумываю, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Одно из направлений моей работы — расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Широко использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

В игре появляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Поэтому приходится считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания,постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие,застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Я стараюсь ему помочь преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу, стараюсь чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Проводя дидактически направленные занятия, игры и упражнения. постепенно усложняю материал, развиваю восприятие детей, сообщаю им доступные сведения, формирую умения и некоторые важные качества.

Игра — важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, уголок детского творчества, зона отдыха, отдельные уголки для девочек и мальчиков (учитывая гендерное воспитание детей). Я регулярно пополняю предметно – развивающую среду новыми атрибутами, сделанными своими руками. В группе есть театрализованный уголок,в который входят такие виды театров:

• Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.

• Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

• Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.

• Театр на фланелеграфе.

Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делала я сама, а затем привлекала и детей.

Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.

Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

. М. М.Кольцова пишет: «Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь». Не случайно упражнения для пальцев рук в Японии начинают с 2-3 месячного возраста. Смело можно сказать, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Поэтому я уделяю внимание развитию движений пальцев рук детей. Также рекомендую родителям проводить такую работу и дома.

Источник