Игра как средство развития ребенка младшего дошкольного возраста

Игра как средство развития ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

Набока Любовь
Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит,он ответит: «Конечно, играть. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед.

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации, детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка, взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика.А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Литература:

1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.

2. Менджерицкая Д. В., «Воспитателю о детской игре», М., 1982 г.

3. Сборник статей «Воспитание детей в игре«, сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, М., 1983.

4. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973.

Источник

Файруза Ахметзянова
Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников»

Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников».

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ – дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – другому, чем взрослыми, ребенок в игре делает «открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких – либо целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, и в процессе игры формируют умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

У детей младшего дошкольного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ведь обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. А для того чтобы игра действительно увлекла детей, я лично затронула каждого из них, чтобы ребенок стал непосредственным ее участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в собственную деятельность, делала ее важной и значимой для них. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой. Организуя игру – помогаю детям преодолеть затруднения, одобряю их хорошие поступки и достижения, поощряю соблюдение правил, отмечаю некоторые ошибки детей. И это совмещение двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающей игра становится лишь в том случае, если она интересна. А интересной ее может сделать только воспитатель.

Изучив уровень развития большинства детей, на начальном этапе своей работы применила совместные игры, помогающие сблизить детей друг с другом и с воспитателем, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Это игры – забавы, хороводы. Эти игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусель». Общность движений и игровых интересов помогли мне усилить радостные переживания и эмоциональный подъем у детей, кроме того, дети учились согласовывать свои действия друг с другом, ориентироваться на пространственные условия движений. Затем постепенно стала применять игры, в которых нужно было действовать по очереди. («Зайка беленький сидит», «Подарки» и т. д, т. е более сложные. Не все малыши сразу включаются в игру, они только наблюдают за игрой, но постепенно, без принуждения и они втянулись в игру.

В работе с малышами также широко использовала игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Цель этих игр – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем – то важном. Для формирования целенаправленного восприятия цвета применяла такие игры, как «Бегите ко мне!», «Ищи свой дом», «Найди такой же» и др. Немаловажную роль в развитии детей отводила играм, развивающим восприятие формы.Это такие игры как: «Отгадай, что в мешочке?», «Есть у тебя или нет?», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Геометрическое лото» и др. Для того чтобы своевременно развивать у детей целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и умение управлять ими, применяла специальные игры, как «Раз, два, три говори», «Прятки с игрушками», «Отзовись не зевай». Характерным для этих игр является наличие текста, который направляет внимание детей, напоминает правила игры и те условия выполнения, которые связаны с управлением внимания, так в игре «Поехали коробочки наши»читала стихотворение: На донышке в коробке

Огонек горит

Какие брать игрушки,

Он нам говорит

Смотри не перепутай,

Внимательно следи,

И что такого цвета

В коробочку клади.

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции и расширение связной речи, т. е умение выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. На отработкуартикуляции и уточнение произношения проводила игру: «Где спрятался зайка?» дети усваивали значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, над, под, за и т. д.). Это обогащало словарь детей и развивало пространственные представления. В игре «Где мы побывали, что мы повидали?», связь речи и движения являлась основой развития мышления детей: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют те слова конкретным содержанием.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности отводила такой игре, как «Отгадай – ка!».В этой игре пример синтезирования дала я сама: перечислила характерные особенности предмета, т. е загадывала загадку, а дети отгадывали.

Для развития памяти (а без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами) применяла игры, содержащие необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти. В игре «Переполох» я помогала связывать между запоминаемым и припоминаемыми объектами, руководила умственной активностью детей, направляла ее и дала необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делал умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными. А в игре «Кто здесь прячется?» дети учились уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот прием облегчает процесс запоминания и припоминания. В своей работе на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математики широко использую дидактические игры, этот способствует повышению интереса детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При этом стараюсь,чтобы в игре присутствовали элементы занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. В играх – занятиях я целенаправленно воздействую на мышление малышей, продумываю содержание игр, методические приемы их проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Ведь особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Содержание игр постепенно, по мере усвоения расширяю. Постепенно детей знакомлю с новыми дидактическими играми, в которых дети учатся выполнять роль ведущего.Очень нравятся детям настольно печатные игры: «Найди свой цвет», «Парочки» и т. д. В этом возрасте уже повышены требования к умению детей выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать.

Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.

Источник



Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит, он ответит: «Конечно, играть!» К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

К сожалению, большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно все меньше времени отводится игре.

Многие педагоги и психологи начинают сегодня бить тревогу и говорят о том, что детская игра в опасности. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньшее место в жизни детей. В детском саду играют урывками в перерывах между занятиями или на прогулке. Дома — в свободное от просмотра телевизора время.

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед. В современной интерпретации хороводы выглядят примерно так:

  1. «Обезьянки». Малыши образуют кружок, в центре которого становиться взрослый. Задача маленьких танцоров — как можно точнее скопировать движения ведущего.
  2. «Медленно ибыстро». Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали — и молчок.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Примерами таких игр могут стать «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Пузырь» и другие.

C:UsersUserDownloadsIMG_0008.JPG

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим. Ролевые игры для детей 3–4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло:

  1. «Дочки-матери». Вневременной сюжет — крошкам-принцессам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
  2. «Праздник». Игры для детей 3–4 лет, посвященные праздничной тематике нравятся мальчикам и девочкам. Карапузы с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
  3. «Маша имедведь». Воспроизведение сюжета известной сказки и обыгрывание различных бытовых ситуаций способствуют развитию речи малыша.

C:UsersUserDownloadsIMG_0003.JPG

К трем годам речь малыша становится все более осмысленной. Продолжает расти словарный запас. В этот период в лексиконе ребенка насчитывается около 1200–1500 слов. Дети начинают использовать все части речи, строить сложные предложения, приобретают навыки обобщения предметов по свойствам и признакам. Пополнение словарного запаса позволяет ребенку давать развернутую характеристику предметов, явлений. При чтении книг, например, малыш уже не пассивный слушатель, он задает вопросы по тексту, комментирует события, активно выражает свои эмоции. Ребенок этого возраста может составить небольшой рассказ по картинке, дать развернутую характеристику предмету или явлению. В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания — самое время. Чтобы крохе было легче принять себя, как единое целое с окружающим миром, он должен: хорошо ориентироваться во времени, знать причины и следствия природных явлений. Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3–4 лет: «Угадай, что съел», «Кто где живет» и другие.

C:UsersUserDownloadsIMG_0020.JPG

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Игра — это жизнь ребенка. Онадоставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что и сами были детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

Источник