Игра как средство развития познавательной деятельности ребенка

Игра как средство развития познавательной деятельности ребенка thumbnail

Лариса Лизунова
Игра, как средство познавательного развития.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образователного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

По мнению ряда авторов,основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Источник

ГБОУ «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Игра как средство развития познавательной деятельности »

Подготовила: учитель начальных классов

Федорина Ю.О.

Лаишево, 2018г.

На современном этапе развития России, внедрения ФГОС происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально—волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно—развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно—воспитательном процессе. Играя, они охотно и легко усваивают то, что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому общению.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Использование дидактических игр способствует не только количественному приобретению детьми знаний, но и ощутимым сдвигам в их умственном развитии.

Используя дидактические игры, мы пытаемся подвести детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельному решению новой задачи, применяя приобретенные ранее знания. Если первоначально характерной особенностью деятельности детей при выполнении заданий сказывалось хаотичное манипулирование материалом, отсутствие поиска, гадание, то после тщательного объяснения задания, показа выполнения, исправления первых ошибок и многократного повтора глубоко умственно отсталые дети справляются с предложенным материалом. В пределах доступных им дидактических игр и заданий дети стали значительно лучше организовывать свою деятельность, правильнее использовать образец в своих действиях, внимание их стало более целенаправленным. Игровая деятельность способствует накоплению чувственного опыта, развитию представлений, воображения.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в дидактических играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

О.С.Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию дидактических игр:

1.Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.

2.Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам внеурочной деятельности и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают на уроках материал, не устают и не теряют интереса на самоподготовке. Разнообразные игровые моменты помогают развивать память, мышление, внимание, речь, сосредоточенность, волю.

Классификация дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания можно представить следующие типы игр:

— игры по сенсорному воспитанию;

— словесные игры;

— игры по ознакомлению с природой;

— по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

— игры с дидактическими игрушками;

— настольно-печатные игры;

— словесные игры;

— псевдосюжетные игры.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

— игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

— игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;

— игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

— игры, включающие элементы поиска и творчества.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

— игры-путешествия;

— игры-поручения;

— игры-предположения;

— игры-загадки;

— игры-беседы (игры-диалоги)

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях в школе должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую – более сложные.

Соревновательность создает у ребёнка или группы детей младшего школьного возраста стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях в начальной школе дидактическим играм:

1. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

2. Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

3. Игра – не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

5. Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

6. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

В конце игры педагог спрашивает детей, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры во многом будет зависеть и от эмоционального настроя воспитателя.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность, игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». Издательство: Педагогическое общество России, 2008 год.

2.Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А.Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013.-275с.

3. Л. Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детям с проблемами интеллектуального развития». Санкт — Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001г.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.— 512 с.

5. Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, JI. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.

Электронные ресурсы:

6. Игра в жизни ребёнка sochi-schools.ru›d027/im/d_30.pdf

7.https://yandex.by/search/?lr=154&clid=9403&msid=22880.18573.1458233174.18344&oprnd=4463956272&text=Развитие познавательной сферы детей с ОВЗ средствами игровых технологий.

8. https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=1128519

Источник

Ульяна Захарова
«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

«Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».

Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий»

В. А. Сухомлинский

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: » Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре «.

Л. С. Выгодский писал: «Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие».

Слайд 3 Никто не сможет поспорить с тем, что в дошкольном возрасте игра, как важнейший вид деятельности ребенка, занимает в его жизни огромнейшую роль.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка.

Опыт работы с детьми показывает, что большинство современных детей, не умеет играть.

Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, это родители, которые в силу своей занятости не находят время поиграть с ребенком. Многие родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без игрового опыта старших, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.

Отсутствие игровой деятельности у детей дошкольного возраста во многом связано с огромным влиянием на их жизнь телевидения и компьютера. Практически все свое свободное время дети сидят в планшетах, телефонах, перед экраном телевизора. Времени на игру в домашних условиях не остается.

Так же для большинства родителей является более важным и полезным раннее обучение своих детей. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из их жизни.

Они не задумываются о том, что игра занимает очень важное, если не сказать центральное, место в жизни их детей, являясь преобладающим видом их самостоятельной деятельности.

Поэтому родителям рекомендуется как можно больше играть с детьми дома, как можно меньше сидеть у компьютера или телевизора.

Именно в процессе игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Актуальность данной темы заключается в том, что именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходит развитие всех познавательных психических процессов. Этим объясняются огромные воспитательные и обучающие возможности игры.

Слайд 4 Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности.

Под познавательной активностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи.

Слайд 5 Познавательная активность дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности.

Слайд 6 В процессе игровой деятельности развиваются следующие познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, речь, память, любознательность, мышление, умственные способности и закладываются первичные интеллектуальные умения и навыки.

Слайд 7 Целью игровой деятельности дошкольников является – формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

В задачи входит:

— развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

— развитие речи;

— закрепление навыков ведения диалога;

— развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

— развитие творческих способностей;

— развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

— развитие познавательных способностей;

— развитие умственных способностей;

— социально-нравственное развитие.

Слайд 8 Все игры можно разделить на две большие группы:

— творческие — создаются самими детьми под руководством воспитателя;

— игры с правилами — созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила.

В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Слайд 9 Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.

Игры творческие в свою очередь классифицируются на: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Подвижные делятся на игры малой, средней и большой подвижности.

Дидактические включают в себя игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Слайд 10 Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

В режиссёрской игре речь – главный компонент. В такой игре ребёнок говорит за каждого персонажа. Ему не надо ни под кого подстраиваться, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество и знания. Благодаря режиссерской игре дети самореализуются, у них активизируется речь, воображение, мышление, проявляется самостоятельность, артистические способности.

Слайд 11 Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых дети берут на себя роли взрослых людей. Такие игры не требую от ребенка реального, ощутимого продукта, в них все условно, «как — будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемый гвоздь, может быть «врачом» и лечить больных кукол, «зверюшек» и т. д. Большинство сюжетно-ролевых игр отражают труд взрослых, благодаря чему дети знакомятся с различными профессиями, воспитывается уважение к любому труду, полезному для общества. Такие игры способствуют обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение, развитию речи, а так же нравственному воспитанию ребенка.

Предлагаю вашему вниманию сюжетно-ролевые игры на примере своей группы. Для каждого вида игр собрана картотека и создана игровая среда.

Слайд 12 «Семья»

Играя с детьми в сюжетно-ролевую игру «Семья» мы стараемся развить у детей игровые умения по данному сюжету; закрепить представления детей о семье, о членах семьи (мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка и т. д, об обязанностях членов семьи. Учить отражать в игре события реальной жизни (постирать и погладить белье, навести порядок дома, приготовить еду, помыть посуду, собрать дочку на прогулку и т. д, проявлять любовь, уважение и заботиться о членах своей семьи.

Слайд 13 «Повар»

Играя в сюжетно-ролевую игру «Повар» мы знакомим детей с профессией повара. Закрепляем знания о столовых предметах, приборах; названия продуктов; из каких продуктов, что можно приготовить (что нужно, чтобы сварить суп, компот и т. д., знакомим с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом; развиваем внимательность, воспитываем заботливость, ответственность; расширяем словарный запас, развиваем речь: закрепляем понятия «завтрак»,«обед», «ужин», «посуда», «сервировка».

Слайд 14 «Больница»

Знакомим детей с профессией врача; учим тому, как ухаживать за больными, как пользоваться медицинскими инструментами, проигрываем различные действия с детьми (посмотреть горлышко, послушать, поставить градусник, дать лекарство и т. д., расширяем словарный запас (вводим понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». Воспитываем чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Слайд 15 «Салон красоты»

Закрепляем знания детей о работе парикмахера, знакомим с названиями инструментов, которыми он пользуется (фен, ножницы, щипцы, бигуди и т. д.). Учим вежливо обращаться с клиентом, развиваем речь.

Слайд 16 «Я строитель»

Знакомим детей с профессией строителя. Обращаем внимание на роль техники, облегчающей труд строителей (подъемный кран, экскаватор, бульдозер, учим детей сооружать постройки несложной конструкции, развиваем воображение, воспитываем дружеские взаимоотношения в коллективе, пополняем словарный запас детей: вводим понятия «постройка», «строитель», ««строительный материал», «каменщик», «крановщик», «плотник», «сварщик».

Слайд 17 «Магазин»

Знакомим детей с работой продавца, прививаем элементы навыков социального общения, напоминаем, в какие моменты нужно сказать вежливые слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Учим классифицировать товар по общим признакам: продукты питания, игрушки, мебель, обувь и т. д. Развиваем речь, вводя такие понятия как: магазин с продуктами — продуктовый магазин, с мебелью — мебельный, с обувью — обувной, с игрушками — игрушечный и т. д.

Слайд 18 В театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения.

Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой и средней моторики, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Благодаря театрализованным играм дети учатся думать, анализировать, делать определенные выводы; активизируется словарь ребенка, улучшается речь, ее грамматический строй, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонация.

Театрализованная деятельность приобщает к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (формирует у детей такие понятия, как дружба, доброта, честность).

Для проведения таких игр в нашей группе так же создана игровая среда. Подобраны книжный уголок, уголок с разными видами театра и уголок ряжения.

Слайд 19 Читаем сказки, закрепляем знание сказочных героев.

Слайд 20 Знакомим детей с различными видами театра (пальчиковый, кукольный, настольный, би-ба-бо, на варежках и др.) и вместе с детьми инсценируем сказки.

Слайд 21 В основе игр со строительным материалом лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Такие игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения. Обычно они носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Способствуют развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяют знания детей о цвете, форме, величине.

Играя в такие игры, мы учим детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Слайд 22 Характерная их особенность подвижных игр – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В таких играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, воспитывают такие волевые качества как – выдержка, смелость, решительность, умение справляться с отрицательными эмоциями.

Слайд 23 Для младшего дошкольного возраста применяются игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Ловишки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Птички и птенчики», «У медведя во бору», и др.

Слайд 24 Дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития ребенка.

Дидактические игры делятся на три группы: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

Слайд 25 Играя с детьми в игры с предметами мы знакомим их со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Пирамидки, башенки, матрешки и др. собираются в простые и более сложные варианты.

Слайд 26 Настольно-печатные игры – основаны на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино, найди пару и др.) или сложения из частей целого (разрезанные картинки). С помощью таких игр у детей развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление.

Слайд 27 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Играя в такие игры, мы стараемся, опираясь на имеющиеся у детей представления о предметах, расширять знания о них, рассматривать и учить выделять характерные признаки предметов, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и отличия. Самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, делать выводы и умозаключения. К таким играм относятся: «Найди отличие», «Скажи наоборот», «Один – много», «Запомни и назови», «Назови одним словом» и др.

Слайд 28 Для детей нашей группы мы сделали большое количество интересных дидактических игр своими руками. Предлагаю их посмотреть на слайдах презентации.

Источник