Игра как средство развития памяти ребенка
Мария Малыхина
Роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста
Важнейшее значение психического развития дошкольника принадлежит игре – ведущей деятельности этого возрастного периода. А. Эйнштейн в свое время сказал, что созданная им теория относительности – это детская игрушка по сравнению с детской игрой. Самоценность дошкольного периода жизни ребенка определяет непреходящее значение разных видов игр, что чрезвычайно важно для развития психологической готовности детей к обучению в школе, которая не сводится к умениям и навыкам, а связана, в первую очередь, с умением взаимодействовать с другим человеком, понимать других и себя.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Говоря о специфике игр детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский обращал внимание на то, что свобода и самостоятельность участников игровой деятельности сочетается с необходимостью выполнения строгих правил. Причем добровольного соблюдения условий игры можно ожидать лишь в том случае, если они органично основываются на интересе к ее содержанию и задачам, а не навязываются извне.
Организация игры предполагает выделение определенных этапов овладения ребенком игровой деятельностью. На первом этапе ребенок должен уметь принять воображаемую ситуацию, созданную взрослым. На втором – выделить ее основные признаки: должен сработать механизм возникновения воображаемой ситуации. На третьем этапе ребенок воссоздает воображаемую ситуацию по существенным признакам. Эти три этапа соответствуют овладению любым видом игр.
Игра – важное средство развития памяти детей дошкольного возраста. Н. С. Немов отмечает, что подуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне её.
З. М. Богуславская отмечает, что в практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям дается задача — запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них, но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и пр.). Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребенка.
Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка. Эти условия заключаются в следующем:
во всех играх у ребенка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения;
в каждой игре ребенку передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти детей.
Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда — мыслительный акт. Преобладание у детей конкретно — образного мышления определяет и тип игр, тренирующих память.
Л. М. Житникова отмечает, что важнейшим условием и предпосылкой овладения детьми способами логического запоминания является развитие у них до определенного уровня тех мыслительных операций, которые затем будут использованы в мнемических целях. В дошкольном возрасте с помощью дидактических игр необходимо обучать детей:
классификации как познавательному действию;
классификации как способу логического запоминания.
Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему (лошадь — к животным, тарелку — к посуде, помидор — к овощам и т. д., ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Прежде всего данный, конкретный предмет он обозначает словом, относя его тем самым к определенной категории предметов.
Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. При этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование процесса классификации.
Родовое название закрепляет то общее, что свойственно определенной группе предметов и явлений; оно является результатом и показателем произведенного обобщения. И овладение общим понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от единичного к общему (корова, лошадь, собака — это животные) и от общего к единичному (животные — это корова, лошадь, собака и т. д.)
Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, раскрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы. А для этого важно, чтобы ребенок не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов, связанных между собой по существенным признакам, отраженным в слове-названии группы. Этому можно научить используя разнообразные дидактические игры.
Отсюда вытекают конкретные задачи и пути обучения детей обобщению и классификации. Так, организуя игру в «Чудесный мешочек», воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т. д.). Вынимая по одному из них, воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка, а за ней и другие животные. Далее выясняют, какие животные пришли к детям, при этом ведут беседу о каждом животном. Но как во время игры, так и в заключение воспитатель по возможности часто употребляет родовое название.
Таким же образом воспитатель, присоединяя один предмет к другому, образует иные группы однородных предметов, используя различные обобщающие слова. Аналогичная задача может разрешаться в играх «Что в коробочке?», «Кто в домике живет?», «Посмотрим, что у нас есть», «Нам прислали подарки», в игре с дидактической куклой (оборудование для ее комнаты — мебель, кормление куклы, где потребуется различная посуда, сборы куклы на прогулку, для чего необходима одежда и т. д.).
Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы.
Необходимо привлекать детей к группировке объектов под руководством воспитателя, упражнять их в отнесении единичного к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры. В игре «Кто скорее соберет?» дети из четырех-пяти лежащих перед ними предметов собирают те, которые относятся к одной названной воспитателем группе. Используя сюжет игры «Чудесный мешочек», воспитатель организует новую игру — «Найди в мешочке» (птичек, зверюшек, машины, овощи, фрукты и пр.). Ребенку предоставляется возможность доставать из мешочка предметы и объединять родственные из них.
Аналогичные действия по объединению однородных объектов и отнесению единичного к заданному общему дети могут осуществлять в играх: «Найди то, что я попрошу», «Кто найдет, пусть возьмет». Можно предложить видоизмененный вариант игры «Найди, что покажу», описанной В. А. Дрязгуновой. После того как воспитатель поупражняет детей в запоминании названий предметов (покажет на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова уберет его, он дает детям задание: «Найдите на другом подносе такой и вспомните, как он называется» (10, с. 58).
Усвоение детьми обобщенных названий «животные», «растения» и др., а также упражнение детей в практическом создании группы однородных предметов осуществляется в различных настольно-печатных играх. Так, в «Зоологическом лото» (автор О. И. Крещеновская, в дидактической игре «Наши растения» (автор С. А. Веретенникова).
После определенного количества игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, следует вводить различные словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь на имеющиеся у них знания. В игре «Назови, что знаешь» детям предлагается раскрывать то или иное родовое понятие. Аналогично содержание игры «Продолжай». В игре «Кто больше назовет» дети называют растения поля, леса, огорода, сада; домашних и диких животных, птиц, рыб и т. д. (10, с. 60).
В играх «Назови правильно» или «Не ошибись» дети сидят или стоят в кругу, ведущий бросает мяч и называет соответствующее слово. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например: «животное — собака»; «игрушка — кукла» и т. д. Поскольку в игре используются два или несколько родовых названий, то это повышает у детей интерес к игре, а вместе с тем предъявляет значительные требования к их мышлению и памяти.
Подобные игры способствуют не только активизации внимания и мыслительной деятельности, благодаря которой дети производят обобщение и классификацию, но и совершенствованию их памяти. Для того чтобы дать обобщающее название спрятанной группе, дети должны удержать в памяти ее элементы и еще раз проанализировать их уже по представлению.
Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие (в пределах определенного материала, следует переходить к играм, в процессе которых дети будут овладевать умением использовать классификацию в качестве способа логического запоминания.
Учить детей пользоваться классификацией как способом запоминания можно лишь после овладения ими группировкой предметов. В этих целях можно использовать различные игры. В игре «Чего не стало?» (ее можно назвать «Какой группы не стало?») используется наборное полотно с расположенными на нем картинками разных групп. В первом варианте игры группы пространственно отделены друг от друга (в одном ряду располагаются картинки с изображением на них, например, одежды, во втором ряду — насекомых, в третьем ряду — елочных игрушек и пр.). Наборное полотно с картинками демонстрируется детям. Их просят, посмотрев на картинки, определить, какие есть здесь группы, и запомнить их названия. «Посмотрим, — обращается воспитатель к детям, — кто из вас умеет хорошо запоминать». Затем один ребенок выходит из комнаты. Воспитатель вместе с детьми решает, какую группу они уберут. Если решено убрать картинки второго ряда (в нашем примере насекомых, то картинки с елочными игрушками переставляются на второй ряд с тем, чтобы не было заметных промежутков. Затем ребенок входит в комнату, и его просят определить, какой группы не стало.
Более сложным является задание запомнить не только названия групп, но и тех предметов, которые изображены на картинках. В этом случае ребенку предлагается отгадать, какой группы не стало и каких картинок не стало. Здесь дети не осуществляют классификации, поскольку группы даны им в готовом виде. Однако для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.
Игра «Какая группа прибавилась?» по содержанию немногим отличается от предыдущей. Разница заключается в том, что здесь не снимают, а прибавляют какую-либо группу картинок с нарисованными на них однородными предметами. Варианты игры могут быть такими же: или группа, как единое целое, присоединяется к уже созданным совокупностям однородных картинок (I вариант, или картинки новой группы распределяются хаотически между картинками остальных групп, расположенных на наборном полотне в беспорядке (II вариант).
В игре «Что изменилось?» общее количество картинок на наборном полотне остается постоянным. Воспитатель предлагает детям хорошо рассмотреть материал, найти группы картинок, придумать, как они называются, и по группам запомнить их. После того как дети выполнят задание, один ребенок выходит из комнаты. В его отсутствие в материал может быть внесено какое-либо из следующих изменений: воспитатель меняет некоторые группы местами; картинки одной группы заменяются картинками другой группы; заменяется часть группы и т. п.
Начинать любую из описанных выше игр следует с небольшого количества заданных групп и картинок, постепенно усложняя игру за счет увеличения материала (как количества групп, так и элементов в каждой из них).
Все эти игры имеют большое значение для овладения детьми классификацией как способом логического запоминания.
И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова рекомендуют использовать подвижные игры для развития памяти дошкольников. Так, в игре «Запомни порядок» дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В игре «Кто ушел?» дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.
Игра «У ребят порядок строгий» направлена на развитие зрительной память и внимания. Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом.
Игры «Вот так позы», «Запомни своё место», «Тайное движение» развивают моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания. Так, в игре «Вот так позы» участники принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т. п.). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение. В игре «Запомни свое место» участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место.
Игра «Вызови по имени» направлена на развитие двигательной памяти, долговременной памяти на слова, интенсивности и устойчивости внимания, чувства времени, ловкости. Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз.
В игре «Заколдованный шарик» у детей развивается долговременная память на слова. Игры «Волшебная цифра», «Запомни путь» направлены на совершенствование памяти.
Таким образом, память — необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обра-щаться с предметами. Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память.
Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия ребенка — запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Фор-мировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию, дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию — поможет игровая деятельность. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические и подвижные игры.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Используя возможности игры для развития памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед ними школьное обучение.
Источник